Николай Мазуренко

АНАРХИЗМ И МАСОНСТВО

(продолжение, начало в "НС" №27)

Бакунин стал масоном в 1845 году, где – неясно. Затем участие в итальянской ложе "Социальный Прогресс" (1840-е – 1860-е годы). В книге "Бакунин и Интернационал в Италии с 1864 по 1872 годы" Макса Неттлау (Женева, издательство "Возрождение", 1928. с.298) воспроизведен документ Великой Консистории (Древний и Принятый Шотландский Обряд) Великого Востока Италии, датируемый 3 днем 4 месяца года 5865 Истинного Света (по-нашему – 1865), Восток Флоренции, подписанный его Президентом Дж. Ф.де Цуньи и Великим Оратором Б. Одичини, представляющий Выдающегося Брата Бакунина, 32-я степень посвящения (в Шотландском Обряде масонства 33 степени – Н.М.), пред лицом всех Почетных Лож и Верховных Органов Масонства Италии.

Автор "Катехизиса современного франкмасонства", переводов на русский язык "Коммунистического Манифеста" и "Капитала" Карла Маркса, Бакунин, – один из основателей и активных поначалу деятелей известного 1 Интернационала. 'Русский анархист пытался ввести в эту структуру тайную организацию "Международный Альянс социалистической демократии", тем самым желая преобразить Интернационал из революционной в международно-благотворительную корпорацию.

Бакунин писал: "Коммунисты надеялись суметь организовать рабочие силы для того, чтобы овладеть политической властью в государстве. У революционных социалистов не было другой веры, кроме свободы. И те, и другие равным образом отталкивались от науки и верили науке, которая должна была убить предрассудки и заменить веру. Первые хотели бы ввести это силой, вторые – способствовать распространению, пропаганде этих идей, для того, чтобы группы людей, убежденные в их верности, самоорганизовались и объединились в союз стихийно, свободным от начала до конца образом, по собственному желанию и сообразно с их реальными интересами, ко никогда по примеру заранее очерченного плана движения, предписанного к исполнению невежественным массам несколькими верховными мыслителями".

Разрыв между этими двумя тенденциями последовал на Гаагском конгрессе 1 Интернационала в 1872 году. Маркс, воспользовавшись отсутствием Бакунина и его друзей, создал искусственное большинство голосов и изгнал их из этой организации.

Впрочем, и самого борца с Михаилом Бакуниным и руководимыми им "темными тайными масонскими силами" не обошли стороной масонские сюжеты. Известно, что Лондонская конференция 1 Интернационала 1865 года проходила в таверне "Франкмасонский герб". В 1853-1854 годах был опубликован двухтомник Вермута и Штибера "Коммунистические заговоры XIX столетия", в котором социалисты и коммунисты обвинялись в сотрудничестве с "вольными каменщиками" и " иллюминатами".

Биография К.Маркса фиксирует весьма дружественные контакты его или его родственников со многими масонами: Л.Бланом, О.Бланки, П.Ж.Прудоном, А.Л.Толеном, Ш.Лимузеном, Д.Ньювенгейсом, И.Лелевелем, Генрихом Гейне (парижская ложа "Тринософы", 1844 год).

Наконец, Поль Лафарг и его друг Шарль Лонге в 1865 году вместе вступают в парижскую масонскую ложу "Будущее". В 1866 году Лафарг вводится в Интернационал, знакомится с Марксом и женится в 1868 году на его дочери Лауре. Ш.Лонге вступает в брак с дочерью Маркса Женни в 1872 году, состоя с 1871 года в лондонской ложе "Филадельфы".

...Русский анархизм, являвшийся частью общемирового, представлен для нас еще двумя деятелями: князем Петром Алексеевичем Кропоткиным (1842-1921) и "батькой" Нестором Ивановичем Махно. Фигура последнего нас не интересует, ибо он масоном не был, а вот Кропоткин в ложах бывал.

В нашем распоряжении есть указания об отражении темы масонства в трудах князя Кропоткина как историка французской революции. Его книга "Великая французская революция 1789-1793 годов", изданная в 1910-х годах, получила положительный отклик самого В.И.Ленина, что позволило в дальнейшем дать ей высокую оценку ряду советских авторов. В этой работе Кропоткин не обходит вниманием участие масонов в бурных событиях, которые затем потрясали Европу на протяжении четверти века. Кропоткин положительно, точнее, без обличении констатирует наличие этого факта. Советские историки Великой французской революции, как известно, участие масонов в низвержении династии Бурбонов замалчивали.

"Живя в Англии, – писал в воспоминаниях секретарь Совнаркома В.Д.Бонч-Бруевич, масонство которого предполагается, – и как-то совершая поездку в Лондон, мы, несколько человек вместе... решили посетить П.A. Кропоткина и неожиданно отправились к нему. П.А.Кропоткин и его семья встретили нас прекрасно. Он жил в небольшом домике, стоящем в маленьком садике в тихой части Лондона. (...)

Скажите, пожалуйста, – обратился ко мне П.А.Кропоткин, – что, Струве – масон? – и он испытующе смотрел на меня...

– Об этом я вам ничего сказать не могу, – ответил я Петру Алексеевичу. – Вопрос этот мне крайне странен и мне думается, что хотя бы весьма колеблющийся социал-демократ или просто радикал, прогрессист ни в коем случае не может принадлежать к обществу масонов.

– Почему? – спросил у меня Петр Алексеевич. – Вы думаете, что этому могут помешать всевозможные их обряды и обычаи? Это все сущие пустяки! Масоны – это прежде всего всесветная политическая сила и вековая организация. Масоны и до сего времени существуют везде и всюду! Масоны не раз помогали свергать королей и уничтожать монархии и я думаю, что наше революционное движение очень много потеряет от того, если оно, так или иначе, не будет связано с масонством, которое, я знаю, имеет свои нити и в России и, конечно, в Петербурге в самых разнообразных сферах.

– Мне известно, что масоны неоднократно также поддерживали реакцию, – заметил я, все еще не придавая большого значения этому неожиданному разговору.

– Да, это тогда, когда революция заходила слишком далеко. Но мы ведь говорим об обыкновенной буржуазной революции, которая грядет в России. Дальше конституции не упрыгнем и здесь масоны очень нужны и важны..."

Далее Бонч-Бруевич пишет, что "П.А.Кропоткин здесь сообщал верные догадки... Так, мне доподлинно теперь известно, что такие общественные деятели, как М.М.Ковалевский, Котляревский, М.А.Стахович, Гергард„ как оказалось после, и Струве, и целый ряд трудовиков, и лиц, принадлежавших к конституционно-демократической (к-д) и народно-демократической партиям, а также принадлежавших к так называемой народно-социалистической партии – действительно принадлежали к масонским разветвлениям различных их групп, лож, братств и орденов, которые в большом числе, как оказывается, имелись у нас в Петербурге, особенно во время реакции после 1905 года вплоть до свержения самодержавия, причем они даже принимали деятельное участие в февральском движении..."

Известны анархические симпатии другого великого русского мыслителя, писателя графа Л.Н.Толстого, "вольного христианина, апостола непротивления и апологета отказа от военной службы" ("Словарь франкмасонства")… Толстой никогда не был масоном, хотя каждому школьнику известен масонский сюжет "духовных исканий" Пьера Безухова в "Войне и мире", сюжет, весьма реалистично и правдиво описывавший русскую масонскую жизнь до запрещения лож в 1822 году.

Толстой, как известно, сильно помог духоборам, христианской секте, возникшей на Украине в середине XVIII века под мистическим влиянием квакеров и хлыстов. Александр I в 1802 году разрешил их деятельность на р. Молочная в Таврической губернии. Здесь духоборы создали цветущую анархо-коммунистическую общину "Сиротский Дом или Горний Сион" и смотрели на себя как на независимую от империи страну "Духоборию". В конце XIX столетия на духоборов стало влиять учение льва Толстого и при поддержке английских квакеров и толстовцев часть из них переселилась в Канаду, где духоборы продолжают свою анархистскую жизнь.