Ху Хуа

ПОДЗЕМНАЯ ВОЙНА

Массовая подземная война развивалась так: вначале, как только приходил враг, все убегали в овраг за деревней и там прятались. После вражеские чистки деревень участились и прятаться в оврагах было уже бесполезно.

Тогда стали убегать за деревню, рыть там ямы, а сверху покрывать их соломой. Из них нельзя было увидеть, пришел ли враг. Потом поняли, что лучше рыть поглубже. Ведь сверху можно еще что-нибудь сеять! Рыли глубже, а для перекрытия приносили доски. Некоторые шли еще дальше: рыли ямы в могилах и там скрывались. Этим, конечно, обеспечивалась безопасность, но могил было ограниченное число. В них не могли укрыться 8 млн. жителей Великой равнины.

Вскоре появилось огромное число свежих могил. В них делали отверстия для наблюдения за врагом. Теперь, когда враг окружал деревни для "чистки", в них нельзя было найти ни души. Солдаты стали искать людей за деревней. Враг называл это "погоней за зайцами". Окрестности деревень стали ненадежным укрытием. Тогда население стало возвращаться в деревни.

Сначала рыли подземные ходы на улицах. Пять семей копали один проход. Часто враг нападал неожиданно, и жители деревни не успевали укрыться в убежище. Тогда каждая семья стала рыть проход в тоннель из дома, он назывался "смертельным проходом", так как другого выхода из него не было. Так было положено начало подземной войне, сыгравшей впоследствии большую роль.

"Смертельный проход" – очень опасная вещь. Когда враг входил в деревню, он всюду искал следы. Солдаты ходили с длинными железными палками и стучали по земле. Если звук уходил вглубь и было эхо, это означало, что под землей прорыт тоннель. Солдаты разрушали проход, а людей убивали. Стало ясно, что "смертельные проходы" – ненадежные укрытия. Появились "живые проходы", т.е. тоннель из одного дома соединялся с тоннелем из другого. Войдешь в один дом, а выйдешь из соседнего дома.

Теперь, когда враг окружал дом и начинал искать, то можно было укрыться в проходе другого дома. Но когда солдаты окружали всю деревню и вели тщательные поиски, тогда и объединенные ходы двух домов не могли служить достаточным укрытием...

Появились новые тоннели – одна деревня соединялась подземным ходом с другой деревней. Под землей появился новый город, новые позиции. Формы подземных тоннелей, их планировка были различными. По неполным данным, их было более 100 видов. 6 человек составляли звено, которое каждый день рыло 9 метров, глубина прохода была 2,5 метра, ширина – 1 метр. Потолок прохода от поверхности земли отстоял как минимум на 1 метр. Поэтому сверху можно было пахать и сеять. В деревне тоннель рылся вдоль улиц, между деревнями – через поле. Время работы: вторая половина дня. Рытье приостанавливали лишь в полночь... Входы в тоннель устраивались в тайных местах, чтобы враг не мог их обнаружить.

В проходах было большое число секретных ходов. Они строились прочно и надежно. Укрывались в них лишь в чрезвычайных случаях. Было много ложных ходов, они кружились под землей и заканчивались тупиком.

В середине тоннеля рылись извилистые проходы, которые были так узки, что туда мог проникнуть только один человек. Такой проход мог успешно охранять один боец. Тоннели представляли собой сложную систему сообщения. Если не было знающего проводника, то ходить по ним было невозможно. Случалось, что кто-нибудь входил, и выйти уже не мог.

На стыках в проходе, соединявшем одну деревню с другой, имелся отдел связи.

В тоннеле были средства противохимической защиты. Как только обнаруживали газ, делали перекрытие, спускали шит и засыпали щели землей.

Подземные ходы соединялись с высохшими колодцами. Если враг пускал воду, то она вытекала в колодцы.

Тоннели друг от друга находились на определенном расстоянии. Имелся большой проход, в нем могло поместиться 100 200 человек, был тоннель для скота. В большом проходе хранились запасы продовольствия, всегда была горячая вода, горел свет, имелись постели и т.д. В нем легко можно было прожить несколько дней. В проходах между деревнями существовала очень простая связь. Потянешь за железную проволоку, и раздается звонок. Числом звонков сообщалось о численности приближающегося врага. Проходы, входы и близлежащие к тоннелю места минировались. Враг боялся даже приблизиться к подземному ходу. Малейшая неосторожность – и смерть.

Наверху имелись сторожевые группы. Они не должны были позволить врагу проникнуть в тоннель. Если тот и спускался под землю, то там же должен был быть уничтожен. Как только спускались вниз, в страхе кричали: "Мы – солдаты марионеточной армии!". Это означало просьбу не убивать. Оказавшись в тоннеле, солдаты марионеточной армии уже не осмеливались выбираться наружу и оставались с нами.

Тоннели перекрещивались под землей по горизонтали и вертикали и создавали сложную систему подземных ходов. Внизу строилась несокрушимая крепость, которая под землей объединяла деревни, захваченные и разделенные врагом на поверхности. Под землей в тоннелях люди могли не только производить необходимые им вещи, но и сражаться. Народное ополчение, укрываясь в подземных ходах, могло долго вести войну, неожиданно атаковать противника, нанося ему урон. Это открыло новые возможности для ведения партизанской войны на равнине.