МАТЕРИАЛЫ 4-ГО СЪЕЗДА АДА

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЕДЕНИЮ ПРИ ЗАДЕРЖАНИИ И АРЕСТЕ

При задержании.

1) При выходе на акцию в своем городе, ксиву лучше с собой не иметь. В чужом городе лучше иметь, иначе можно загреметь в приемник-распределитель суток на 45. Зато желательно иметь ручку и бумагу (см. п.4 и далее). Предъявлять документы, если они есть, нужно (только!) из своих рук, не отдавая никому.

2) При явно выраженном намерении ментов вас повинтить, старайтесь по возможности избежать конфликта. Разговаривая с ментами спокойно, с достоинством, крайне вежливо, несколько свысока, выражая желание увидеть документы, удостоверяющие личность и полномочия задерживающих, выясняя причин задержания, правомочность этого и т.д.

3) Если это невозможно (т.е. сразу начинают бить дубинками, заталкивать в упаковки и т.д.) ни в коем случае не разбегаться, а сопротивляться до конца.

4) При изъятии без свидетелей каких-либо стремных вещей (которые могут быть использованы как улики), в последствии при опознании в руки не брать и отпихиваться от них.

В отделении:

5) Как только вас доставят в отделение, спокойно требовать (если нет при себе) ручку и бумагу и писать протест прокурору по нарушениям, допущенным при задержании (не представились, не предъявили документы, свинтили без причины не составили протокол на месте, грубое поведение, превышение власти, ругались матом, обзывались и особенно при избиении).

6) В случае избиения требовать медицинского освидетельствования (так называемого снятия побоев), в письменной форме на имя начальника РОВД, причем вы имеете право требовать освидетельствования у своего врача, которому доверяете).

7) Очень важно! Ничего не подписывайте в ментовке, никаких протоколов, даже под записью отказа от подписи. Не пишите никаких объяснений, не давайте никаких устных показаний, требуйте адвоката и желательно своего. При этом желательно продумать свою правдоподобную версию произошедшего.

8) При нахождении в "аквариуме" желательно передать с людьми, заведомо отпускаемыми, (например, несовершеннолетними) свою версию событий, дальнейшего поведения (голодовки, необходимости адвоката и т.д.), а также вещи, от которых нужно избавиться.

9) Голодовку целесообразно объявлять письменно на имя начальника РОВД и прокурора, при невыполнении ваших требований (отказ в медицинском освидетельствовании, предоставлении адвоката или при нарушениях, избиениях и пр.). При освобождении после административного задержания, подвергшиеся избиениям – немедленно снимают побои в районном травмопункте или у своего врача (см. п.6).

 

10) При допросе в качестве свидетеля, если есть угроза переквалификации в обвиняемого (т.е. если вы действительно участвовали в деле), требовать предъявления обвинения (на кого, по какому поводу и по какой статье заведено дело). В противном случае, отказываться от дачи показаний, ибо подозреваемый (обвиняемый) имеет право врать, а свидетель несет уголовную ответственность за дачу ложных показаний (до трех лет).

11) В случае предъявления обвинения либо заведении уголовного дела, обязательно требовать адвоката и ничего не говорить до того. Адвокату сформулировать свою версию, а не "все как было", вырабатывать с ним подачу ее. Версия должна быть максимально правдоподобна, не отяжелена излишними деталями, (чтобы в ней самому не запутаться), вранье должно быть непроверяемо (неуличимо). В него нужно самому верить!

12) В случае избиения при допросе бить в ответ как можно сильнее, конечно же, изобьют, но в другой раз постремаются. Обязательно в этом случае писать протесты прокурору, требовать освидетельствования, отказываться отвечать на вопросы, вообще, использовать другие нетрадиционные методы, которые могут поставить ментов в тупик и заставить выполнить ваши требования и вести себя вежливо.

Что делать оставшимся на свободе:

1) Первым делом прийти в ментовку и требовать причину задержания и освобождения. Разговаривать имеет смысл только с дежурным (на предмет справки) и с начальником РОВД.

2) Пытаться связаться с теми, кто сидит. В случае голодовки, избиения и пр., писать телегу в прокуратуру, требовать экспертизы и т.д. (по обстоятельствам). Найти своего адвоката и врача.

3) Раздувать дело как можно шире (нарушение прав человека, Конституции, Декларации Прав Человека, Законов и пр.). Через комиссии по законности местных Советов, по законности и правам человека ВС России, МОПЧ, Международная Амнистия, Хельсинкская Группа, правозащитные организации, средства массовой информации.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ НА ДОПРОСЕ

Будучи вызванным на допрос или попав туда, к сожалению, не по повестке, можно не отказываться от показаний, и в то же время не сказать ничего, что могло бы повредить вам или другим людям. Для этого существует система "ПЛОД", разработанная в конце 60-х гг. диссидентом Владимиром Альбрехтом и широко применявшаяся диссидентами. Расшифровывается это так: П – Протокол; Л – личное; О – отношение к делу; Д допустимость ответа.

1. ПРОТОКОЛ.

В Уголовно-Процессуальном Кодексе нет такого понятия, как "беседа", поэтому нужно сразу задавать следователю вопрос: допрос это или беседа?

Если "беседа", вы имеете полное право от нее отказаться: "Я не хочу с вами беседовать". Если же он ответит, что это допрос, вы должны немедленно потребовать от него ответа:

1) в качестве кого вы допрашиваетесь (обвиняемый, подозреваемый, свидетель).

2) по какому уголовному делу, причем вы вправе требовать от него документ о возбуждении этого дела и не отвечать, если он не докажет, что дело действительно возбуждено.

3) вы должны потребовать заведения протокола. Надо помнить, что юридическую силу имеют только показания, занесенные в протокол, поэтому, пока он не завел протокол, вы можете городить что угодно и смеяться над следователем. Если следователь предъявил вам свои документы, разъяснил, в качестве кого и по какому делу вы допрашиваетесь, вы должны ТРЕБОВАТЬ ЗАВЕДЕНИЯ ПРОТОКОЛА.

Следователи очень любят "беседы", чтобы иметь возможность вас деморализовать, сбить с толку, или, взяв быстрый темп, и не давая вам времени подумать, поймать вас на противоречиях и т.п. Он надеется таким образом узнать от вас что-то для него важное. На самом деле, он просто пользуется вашей юридической безграмотностью.

Если же заведен протокол, это исключается. Вы можете обдумывать ваш ответ сколько угодно времени, прежде чем он будет занесен в протокол.

Перед допросом следователь обязан предупредить вас об ответственности за дачу ложных показаний, и вы должны расписаться, что предупреждены. Затем он начинает задавать вопросы. Надо иметь в виду, что следователь заранее обдумал каждый вопрос, придумал, как вас поймать и т.п. Вы же не имеете возможности обдумывать все возможные ответы. Однако не надо нервничать и напрягаться по этому поводу, ибо, применяя систему ПЛОД, вы можете быть уверены, что будете с достоинством отвечать на вопросы и, в то же время, не навредите ни себе, ни своим знакомым.

 

Вы должны требовать от следователя, чтобы все свои вопросы он заносил в протокол. Затем, обдумав ответ в течение того времени, которое вам необходимо, вы или собственноручно заносите свой ответ в протокол, или же его с ваших слов заносит следователь, причем вы должны контролировать, чтобы следователь правильно записывал ваш ответ. Если он извратил его, вы должны отказываться подписывать протокол.

Ведение ПРОТОКОЛА исключает самый главный козырь в руках следователя возможность оказывать на вас психологическое давление.

2. ЛИЧНОЕ.

По закону, человек не обязан свидетельствовать против самого себя. Это значит, что на допросе он имеет право не отвечать на вопросы, ответы на которые могут ему навредить (способствовать переводу из свидетелей в подозреваемого, или из подозреваемого в обвиняемые, или же помочь следователю в собирании доказательств вины и т.п.). Многие этого не знают, и следователи пользуются этим. Надо помнить, что вы ИМЕЕТЕ ПРАВО ОТКЛОНЯТЬ ВОПРОСЫ, ЕСЛИ ОНИ НАПРАВЛЕНЫ НА ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ВАШЕЙ ВИНЫ. Например, следователь задает вам вопрос:

Как попали ваши отпечатки пальцев на топор, которым была убита старушка?

Он ждет, что вы будете "приперты к стенке", сознаетесь в убийстве старушки или же будете врать, запутаетесь и т.п. На самом деле, вам не следует ни сознаваться, ни лихорадочно изобретать какую-то "версию". Лучше всего ответить примерно так:

– Я не могу ответить на этот вопрос. У нас с вами разная задача: ваша задача собрать и доказать улики, и я не собираюсь вам в этом помогать. Моя задача не быть несправедливо осужденным. Мы знаем, насколько "праведно" судит наш суд. Ответив на ваш вопрос, я могу повредить себе. Поэтому, вы должны постараться выяснить этот вопрос сами, без моей помощи.

То есть, вы отказываетесь отвечать на вопросы?

– Нет, не отказываюсь, вы видите – я же не молчу, я отвечаю.

– Но вы же не ответили!

– Я вам еще раз говорю, что не обязан отвечать на ваши вопросы, если ответы на них могут мне повредить. Задавайте другие ваши вопросы, если они у вас есть.

Ни в коем случае вы не обязаны сознаваться в вашем "преступлении". А добровольное "чистосердечное признание" облегчает не ваш будущий срок, а задачу следователя посадить вас.

3. ОТНОШЕНИЕ К ДЕЛУ.

Вы вовсе не обязаны отвечать на любые вопросы следователя. Он не имеет право совать свой нос во все. По закону вы имеете право отклонять те его вопросы, которые не имеют отношения к делу.

 

Особенно это касается вопросов об "образе жизни" того или иного человека. Следователь заинтересован создать об обвиняемом неблагоприятное впечатление, как об "аморальном" человеке, "тунеядце", пьянице, развратнике и т.п. На такие вопросы ни в коем случае не следует отвечать. Например:

С какого времени не работает гражданин Н.?

– Этот вопрос не имеет отношения к делу.

– Но нам же важно составить представление о личности подследственного (подсудимого)!

– Я вам еще раз повторяю, что к делу, которое вы расследуете, этот вопрос не имеет никакого отношения.

Точно так же это относится к вопросам, которые могут так или иначе создать неблагоприятное впечатление об обвиняемых, хотя в их действиях не было ничего противозаконного, или же оправдать противозаконные действия властей.

Например:

Пели ли Родионов и Кузнецов в подземном переходе?

Петь у нас никому не запрещено, но положительный ответ может повредить им: дескать, хоть и не запрещено, но напавшие на них Лысак и Попов просто "перестарались", сочли это нарушением. Поскольку же, поющий на улице человек обычно ассоциируется, в том числе и для судей, не с революционным борцом, а с пьяным хулиганом, это также может повредить им. Поэтому нужно отвечать:

Этот вопрос не имеет никакого отношения к делу.

4. ДОПУСТИМОСТЬ ОТВЕТА.

Есть такие ответы, которые вы не можете отклонить изложенными выше способами. Если вас хотят заставить свидетельствовать против кого-то, то вам лучше всего забыть как можно больше: того не помню, этого тоже. Но вот что касается вещей, которые вы вроде бы не могли забыть никак, в отношении которых следователь будет настойчиво просить вас "все-таки вспомнить", лучше не пытаться его обмануть и просто отклонить этот вопрос:

– Я не могу ответить на этот вопрос по морально-этическим соображениям. Вы спрашиваете, давал ли Н. читать Г. антисоветскую литературу. Но Н. мой друг, и я, хоть и знаю об ответственности за отказ от дачи показаний, все-таки не отвечу вам, так как считаю это для себя недопустимым. Поскольку вы все же говорите следователю какие-то слова, которые заносятся в протокол, что-то отвечаете на его вопросы, в то же время отклоняя их по существу, то он не может привлечь вас за отказ от показаний.

Таким же точно образом, вы можете вести себя и на суде. Главное не нервничать, а спокойно отклонять, один за одним, все вопросы следователя (более или менее важные). Действуя таким образом, вы достигните успеха.