6 ноября в Питере проведён "Марш против ненависти" - антифашистская акция, приуроченная к прошедшему 31 октября дню рождения убитого в прошлом году нацистами этнографа-африканиста, антифашиста Николая Михайловича Гиренко. Оргкомитет акции, возглавленный А.Я.Винниковым, составили умеренно-оппозиционные либералы, рассчитывающие на использование марша для лоббирования антифашистских законодательных инициатив и их дальнейшей реализации в государственной политике РФ (как на городском, так и на общероссийском уровне). Соответственно этому формировался как список выступавших (составлявшийся заранее и закрытый для расширения в ходе акции), так и состав приглашавшихся на марш - и, разумеется, представление о "нежелательных элементах" (в число которых попали более радикально настроенные антифашисты).

В 13.00, к началу марша, у Дворца Спорта "Юбилейный" собралось около 700 человек. По всей видимости, это несколько больше, чем на аналогичной акции прошлого года. Однако состав собравшихся по сравнению с осенью-2004 несколько изменился. Из иностранных диаспор на этот раз присутствовала почти исключительно африканская (около 25-ти человек) - многочисленных же представителей вьетнамского и кавказских землячеств, участвовавших в прошлогоднем марше, в этом году по непонятным причинам ни у Юбилейного, ни на площади Сахарова, где проходил завершающий шествие митинг, не было. Зато существенно увеличилась численность тех, кого организаторы марша предпочли бы на нём вообще не видеть - левых антифа. Из тех, чьи красные флаги вызвали явно неадекватную реакцию устроителей марша, наиболее многочисленную и организованную группу (не менее 20-ти) составила троцкистская "Рабочая Демократия", участвовавшая в марше под 4 красными флагами и большим красным транспарантом "СМЕРТЬ ФАШИЗМУ!". Кроме троцкистов, на акции можно было наблюдать красные флаги или повязки ДСПА и АКМ (каждая из этих молодёжных групп вывела около десятка своих сторонников). Среди манифестантов присутствовало и некоторое количество коммунистов старшего возраста, как правило без атрибутики. В самом начале акции её организаторы около 15 минут пыталась добиться сворачивания всех поднятых левыми красных знамён - с целью чего дважды обращалась к сотрудникам милиции! - однако в своей деятельности не преуспели - троцкисты держались стойко и знамён не свернули, а члены ДСПА, уступавшие настоятельным увещеваниям своих правых антифа-конкурентов, разворачивали убиравшийся ими красный флажок немедленно после того, как их "опекуны" отходили в сторону.

В марше и митинге 6 ноября участвовало около сорока анархистов (из Питерской Лиги Анархистов, Ассоциации Движений Анархистов, коллективов "Панк-возрождение" и "Еда вместо бомб", "Чёрного Альянса", "Вольного Университета", Коллектива Русской Индимедии, Автономного Действия, КРАС (грославль) и других объединений, а также не состоящие в каких-либо организациях сторонники анарходвижения) под тремя чёрными знамёнами и одним чёрно-красным диагональным флагом. Кроме того, анархистами были принесены развёрнуты три транспаранта ("Чёрный Альянс", "Свободу народам, смерть империям!" и "Свободу Чечне!"). Анархическая атрибутика нареканий со стороны организаторов не вызвала - и в этом смысле единственной дискриминационной мерой, распространившейся на анархистов вместе с левыми, стало непредоставление им слова на митинге. Отчасти это было компенсировано различными групповыми скандированиями по ходу движения - помимо объединяющих лозунгов антифа-действия, троцкисты, а вслед за ними и анархисты, неоднократно начинали скандировать призывы, заведомо неприемлемые для право-либеральной части собравшихся - а также усиленным распространением среди участников манифестации анархических листовок с текстом "НЕНАВИСТЬ" (роздано не менее шестисот) и газет.

Либерально-антифашистская общественность, пришедшая на марш, единообразием не отличалась. Наиболее значительный её процент составили люди, ни в каких политизированных формированиях вообще не состоящие. Достаточно заметны были "яблочники" (порядка трёх десятков), "Солдатские Матери Санкт-Петербурга" (около десятка), СПС, общество "Мемориал", "Гражданский контроль", не слишком многочисленный "Объединённый Гражданский Фронт" сторонников Гарри Каспарова и оранжевые флаги ещё более реликтовых хакамадианцев. Однако в целом именно разнообразные либералы как раз и образовали основную массу участников марша - что, по всей видимости, должно радовать устроителей.

Сообщение радио "Свобода" о том, что в марше якобы участвовали представители НБП, действительности не соответствует - никого из известных деятелей этой лево-фашистской организации ни в колонне марша, ни на площади замечено не было; какая-либо лимоновская атрибутика никем не использовалась. Единственным оратором, вспомнившем в своём выступлении об НБП (в положительном контексте), стала активистка ОГФ О.Курносова. Никаких нацистов, пытавшихся каким-либо явным образом помешать проведению акции, не было. Исключением можно считать одинокого полусумасшедшего старичка, исподтишка распространявшего на площади мелкие клочки бумаги с конспирологически-ксенофобскими текстами. Сопровождение акции составили несколько десятков ментов - которые вели себя отстранённо и инициативы не проявляли.

Из "избранного списка" выступавших на плахарова часть ораторов оказалось малоизвестными, часть - не особенно вразумительно говорившими, а некоторые сочетали оба указанных качества. Из тех, на кого вышеприведённые эпитеты явно не распространяются - активист Африканского Единства Алиу Тумкара, правозащитники Юлий Рыбаков и Элла Полякова, названная уже Ольга Курносова (безуспешно пытавшаяся побудить собравшихся к скандированию лозунга "Пока мы едины, мы непобедимы!"), депутат ЗАКСа "яблочник" Михаил Амосов (который гораздо более успешно инициировал скандирование "Расизму - смерть!"), два других "яблочника" - депутаты ГД РФ Юрий Нестеров (депутат бывший) и Сергей Попов (депутат настоящий), а также, разумеется, сам организатор-устроитель акции г-н Винников (список не является полным).

Чтение и принятие заключительной резолюции (разумеется, небезупречной) какого-либо выраженного протеста со стороны собравшихся не вызвало. Вся акция заняла немногим более двух часов (первую половину - собственно марш, вторую - митинг); несмотря на периодически возобновлявшийся мелкий моросящий дождь и не особенно тёплую погоду, преждевременного оттока с плахарова не происходило.

Очередной пикет АВК на Малой Конюшенной на этот раз не состоялся. Причина - в данном случае не дождь и даже не накладка по времени. Действительно, митинг на плахарова начался в 14.00, в обычное время для начала пикета - и, естественно, почти все обычные участники пикета не могли находиться в двух местах одновременно - но акцию на Конюшенной всё можно было начать в 15.30. Однако участники АВК из "Рабочей Демократии", в среду подавшие очередное уведомление о пикете, в четверг ответ в администрации Центрального района СПБ получить не смогли. Правда, группа возвращавшихся с митинга анархистов, проходя мимо обычного места пикетирования, обнаружила стоявшую возле него милицейскую "упаковку" - от обитателей которой и стало известно, что неполученный троцкистами ответ (пикет всё же был согласован!) получили сотрудники 79 отдела милиции.

Несмотря на отсутствие пикета, 6 ноября часть присутствовавших на "Марше против ненависти" участников АВК провела очередное собрание Антивоенного Комитета - на котором был предварительно принят предложенный Ниной Рябушкиной текст очередной листовки против войны на Кавказе.

 

R-17