2 февраля в Питере у здания Законодательного собрания (Мариинского дворца) собралась группа участников протестного движения, разворачивающегося в связи с введением закона о монетизации. Акция, о проведении которой было сообщено на митинге 29-го января, организовалась стихийно – никаких уведомлений властям инициировавшие её пенсионеры не подавали, и представители каких-либо политических партий участия в акции не приняли. К сожалению, добиться массовости стихийного собрания пенсионерам не удалось – в среду к Мариинскому пришло лишь около трёх десятков протестующих. Несколько пенсионерок держали таблички с протестными лозунгами. Поддержать протест пришли и двое участников Питерской Лиги Анархистов. Над собравшимися был поднят чёрный флаг, анархисты раздали людям полсотни листовок. Листовки брали не все – но некоторые пенсионеры просили их с запасом, для распространения среди соседей и знакомых.

К толпе протестующих вышел депутат ЗАКСа единоросс Игорь Риммер (неделю назад поддерживавший освистанного на митинге председателя городских законодателей Тюльпанова). Часть бабушек разговаривать с Риммером не пожелала, встретив его появление ругательствами. Однако проправительственному парламентарию удалось склонить к переговорам около десятка пенсионеров – которые и были уведены им в здание дворца. После этого телевизионщики, присутствовавшие на Исаакиевской площади и активно снимавшие происходящее, уехали – а оставшиеся перед дворцом люди остались один на один с милицией.

Ментов было более двух десятков, все – офицеры званием не ниже старших лейтенантов. Ещё до отъезда журналистов они вяло уговаривали собравшихся разойтись – поскольку сборище перед ЗАКСом являлось "несанкционированным". С исчезновением телевизионщиков активность милиции резко усилилась. Майор милиции, подошедший к державшей чёрный флаг анархистке Марии Добкиной, вежливо, но настойчиво предложил флаг свернуть. Ввиду явного численного преимущества противника его просьба была выполнена. Однако, постепенно ощущая себя полными хозяевами положения, менты действовали всё более нагло. Спустя минут десять после того, как анархический флаг был свёрнут, один из милицейских офицеров просто вырвал его из рук не ожидавшей нападения семнадцатилетней девушки. Чуть позже подполковник МВД (очевидно, старший в группе) выдал своим подчинённым следующую инструкцию: "Пенсионеров не трогать, анархистов – всех задержать". В то же время присутствие протестующих стариков продолжало играть роль сдерживающего фактора – перейти к задержаниям прямо на площади милиция не осмелилась. После выхода из Мариинского делегации, беседовавшей с Риммером, участвовавшие в сборище старики начали расходиться. Анархисты отходили под "прикрытием" группы из десяти бабушек – что позволило им благополучно пройти пару кварталов. Вместе с двумя участниками ПЛА с площади уходили студент Канн (член троцкистской "Рабочей Демократии") и беспартийный рабочий Букреев; вся уходившая группа состояла первоначально из четырёх человек. В переулке Гривцова к группе присоединился ещё один анархист, на акцию у Мариинского опоздавший.

Около 10.30 в переулке Гривцова группа анархистов и их товарищей была остановлена подъехавшим спереди, навстречу, специально высланным на задержание милицейским патрулём, возглавляемым майором милиции Даминовым Ильгизом Хасандзановичем. Милиционеры потребовали предъявить документы – а затем, изъяв их, объявили, что вся группа считается задержанной за участие в несанкционированном митинге.

Группа была доставлена во 2-й отдел милиции на Садовой улице. Анархист, не участвовавший в митинге, после установления майором Даминовым этого факта (спустя минут двадцать) был освобождён, майор принес ему короткое извинение. Остальные товарищи, пытавшие объяснить ментам неправомерность произведённого задержания, успеха не добились. Однако милиция установила, что семнадцатилетняя анархистка, принёсшая на площадь чёрный флаг, не может быть привлечена к административной ответственности – по административному кодексу РФ нарушение статьи о несанкционированных акциях влечёт за собой ответственность лишь с 18 лет. Несмотря на это, девушка удерживалась во 2-м о/м более трёх часов – и была освобождена лишь после приезда старшей сестры и беседы с представительницей соответствующей милицейской службы. Через сорок минут после задержания во 2-й о/м прибыли двое сотрудников ГУВД в штатском, с видеокамерой. Приехавшие, предположительно, являлись сотрудниками широко известного в городе 18-го отдела Управления по Борьбе с Организованной Преступностью ("чернопятовской ОПГ") – причастной к ряду нападений, совершённых на активистов антирежимных выступлений и сопровождавшихся зверскими избиениями участников ряда протестных акций. В этот раз "чернопятовцы" ограничились лишь серией провокационных вопросов относительно принадлежности анархистов к "устойчивому сообществу" (ответы записывались на видео).

Беспартийный рабочий Букреев, троцкист Канн и участник Питерской Лиги Анархистов Рауш удерживались во 2-м о/м более четырёх часов. В камеру во время задержания они помещены не были, сотрудники 2-го отдела вели себя с задержанными в целом корректно, личный досмотр не производился, анархические листовки, распространявшие на Исаакиевской площади, не изымались.

Около 15.00 трое задержанных, сопровождаемые в пешем порядке старшим лейтенантом милиции, были доставлены в районный суд по адресу Садовая д.55/57. Судья, посмотрев составленные в отделе милиции протоколы, заявила, что протоколы составлены с нарушениями - и отложила рассмотрение дела. Задержанные освобождены.

Административный суд по обвинению задержанных в участии в несанкционированной акции состоится во вторник, 8-го февраля, в районном суде на Садовой 55/57 (вход со двора). Просьба ко всем товарищам по возможности придти для оказания моральной поддержки. Желательно присутствие правозащитников и неофициозной прессы.

В день задержания информация об инциденте была передана в общество "Мемориал", озвучена в новостных выпусках радио "Свобода", на следующий день некоторые подробности случившегося сообщены анархистами при личной встрече главному редактору "Новой Газеты" в СПб Николаю Донскову и бывшему депутату ГД РФ Юлию Рыбакову. О задержании и предстоящем суде проинформированы также члены левого Комитета Единых Действий (на заседании которого 3.02.05 анархисты присутствовали в качестве наблюдателей).

R-17