Два митинга в рамках кампании против социально-экономической политики путинского режима прошли в Питере вечером 25-го и утром 26 января. Обе акции организованы фронтом "Гражданское сопротивление", включающим в себя оппозиционные организации различной ориентации: "Яблоко", правозащитную организацию "Солдатские Матери Санкт-Петербурга", КПРФ, Движение Гражданских Инициатив, СДПР, Гражданский Союз, НБП, Лига Избирательниц, РКРП, "Народная Солидарность", Ассоциация предпринимателей малого и среднего бизнеса, Комитет Единых Действий, "Идущие без Путина" и Петербургское Демократическое Совещание.

Митинг 25 января проходил на площади Ленина у Финляндского вокзала с 18.00. Основным его организатором выступила городская организация КПРФ, что наложило своеобразный отпечаток на ход акции: митинг открылся громкой трансляцией записей песен русского нациста Харчикова (баркашовские вариации на тему "нация превыше всего"), аналогичное по направленности звуковое сопровождение звучало и по окончании акции. Однако, несмотря на национал-социалистическую фонограмму, каких-либо организованных представителей нацистских организаций на пл. Ленина в этот день не замечено.

В начале митинга первым секретарём горкома КПРФ Фёдоровым был зачитан проект резолюции с рядом требований, обращённых к президенту РФ. Отказавшись от задач отстранения от власти президента и губернатора (постоянно выдвигаемых участниками стихийного протеста), партийные организаторы кампании сохранили в проекте резолюции два несколько менее острых требования: отставки правительства и роспуска государственной думы. Остальные требования к Путину, предложенные вниманию митингующих, касались предложений и рекомендаций по экономической проблематике и упирались в основном в сохранение льгот. Такой подход, получив одобрение значительной части собравшихся, не был, однако, поддержан теми, кто не считает для себя возможным какое-либо примирение с президентом РФ и его режимом в целом. Компромиссный проект резолюции также не оказал серьёзного умиротворяющего виляния на скандируемые собравшимися лозунги: "Путина – долой!", "Президент, в отставку!", "Матвиенко – долой!", "Правительство – в отставку!", "Позор Единой России!", "Революция!" и т.п. Часть собравшихся, числом около сотни, с подачи сталинистского РКСМ(б) также энергично скандировала лозунги "Капитализм – дерьмо!" и "Смерть буржуям!".

Значительную часть из примерно 4.000 собравшихся составила краснознамённая публика: зюгановцы, сторонники сталинистской РКРП, активисты РегПК и троцкистской "Рабочей Демократии", представители лево-фашистской НБП и ряда комсомольских организаций (наиболее заметным среди которых стал РКСМ(б)). Либеральная общественность была представлена "Яблоком", "Мемориалом", членами "Гражданского Действия", депутатом городского ЗАКСа Алексеем Ковалёвым и группой, собравшейся вокруг бывшего депутата ГД Юлия Рыбакова. Анархистов на акцию вышло около двадцати, под двумя флагами – чёрным Питерской Лиги Анархистов и чёрно-красным анархо-коммунистическим. Значительно уступая по атрибутике многим вышедшим на митинг организациям (одна лишь НБП подняла шесть своих знамён – а красных было значительно больше), анархисты направили основные силы на раздачу листовок. За время акции распространена вся оставшаяся часть выпущенного ранее двухтысячного тиража текста "Не верь, не бойся, не проси" (что составило около 700 штук), 600 экземпляров листовок было допечатано непосредственно во время митинга – и тоже разошлись полностью. Кроме того, тиражом около 200 экз. к акции был допечатан тираж листовки за подписью анархо-коммунистов – и в значительной части также распространён. Общее количество распространённых на митинге анархических листовок составила, таким образом, около полутора тысяч – что, видимо, превосходит листовочную активность других, взятых по отдельности, организаций – но совершенно несопоставимо с количеством распространённых анархистами же газет (три!). Решающей причиной последнего стало то, что газеты в основном распространялись платно, по 10 рублей.

Митинг 26 января собрал у Мариинского дворца (здания городского ЗАКСа) около 1000 человек. Часть их на некоторое время блокировала южный вход в здание дворца, в то время как основная масса манифестантов собралась у центрального входа в здание. Ведение митинга, в отличие от предшествовавшего дня, было гораздо более "политкорректным" и толерантным, что определялось в значительной мере личностью ведущего (первого секретаря Региональной Партии Коммунистов В.М.Соловейчика). Выступали, в числе прочих, первый секретарь РКРП В.А.Тюлькин, лидер городского "Яблока" М.Резник, председатель "Солдатских Матерей" Э.М.Полякова, член НБП Зыков, журналист Д.Жвания из Движения имени Петра Алексеева, депутат ЗАКСа Гуляев, активист РКРП Г.Турецкий и др. Некая дама - депутат и бывшая активистка "Единой России" – рассказала о пути, который привёл её к утрате веры в указанную организацию. Рассказ был связан с сюжетом на тему сожжения медвежьего партбилета и встречен манифестантами возгласами "Молодец!". Единоросс Вадим Альбертович Тюльпанов, возглавляющий Законодательное Собрание СПб, как следует выступить так и не смог – осыпаемый на протяжении нескольких минут со всех сторон возмущёнными выкриками "Долой!" и "Позор!" и освистанный анархистами спикер сумел сказать лишь несколько слов – и то лишь после того, как за него заступился его коллега-законодатель, шовинист-селезнёвец Игорь Риммер. Горячий приём, оказанный манифестантами городскому спикеру, не помешал последовавшим за акцией двухчасовым переговорам, прошедшим в Мариинском Дворце между руководством ЗАКСа и выделенной организаторами митинга группой парламентёров. Один из них, сопредседатель КЕДа Е.А.Козлов, остался, по всей видимости, результатом переговоров удовлетворён – "медведь" Тюльпанов пообещал ему сделать от имени ЗАКСа города запрос в Конституционном Суде РФ с целью признания закона № 122 антиконституционным.

В общий набор протестных скандирований Г.Турецким 26-го января было внесено ценное добавление: лозунг "Путин – хуже Гитлера!" (по всей видимости, связанный с 61-й годовщиной снятия ленинградской блокады).

Набор флагов, поднятых 26-го у Мариинского, несколько отличался от предшествующего дня: кроме красных (сталинистских, зюгановских, троцкистских), напоминающих гитлеровские лимоновских, белых яблочных и чёрного анархического, присутствовали оранжевый ющенковский (с кличем "Так!"), а также неяблочно-белый и синий (принесённые эсдеками и Движением Гражданских Инициатив). Акция также продемонстрировала изменение цвета атрибутики "Солдатских Матерей" – ранее предпочитавшие сине-белую цветовую гамму матери под прямым влиянием украинской революции изменили её на оранжевую.

Анархисты участвовали в акции в количестве пяти, под чёрным флагом Питерской Лиги, распространив за время манифестации более 600 листовок – и ещё три экземпляра газеты "Новый Свет". Кроме того, анархо-антифа-скинхед тиссидент был удостоен краткого интервью, переданного в тот же день в новостном выпуске РТР-СПб.

R-17