Первый пикет, организованный питерским Антивоенным Комитетом после массовой гибели заложников в осетинском городе Беслан, состоялся в воскресенье, 5-го сентября. Пикет, как и предшествовавшие ему акции АВК против колониальной войны РФ на Кавказе, проводился на пересечении Невского проспекта с Малой Конюшенной улицей. Аналогично истории с заложниками "Норд-Оста", события в Осетии привели к значительному увеличению числа участников еженедельной антивоенной манифестации: 5-го сентября на Малой Конюшенной собралось до 80-ти человек (вместо обычных 20-30). В значительной мере рост численности пикета был обеспечен за счёт увеличения его либерально-правозащитной фракции, от которой на акцию вышли, в частности, Юлий Рыбаков, Сергей Хахаев (бывший политзаключённый, сопредседатель общества "Мемориал"), Борис Габе, Екатерина Молоствова, Валерий Ронкин (бывший политзаключенный), Екатерина Варгина, Николай Фокин (организация "Феникс"), Павел Викторов (газета "Антивоенный Вестник"), Юрий Шевчук (организация "Зелёный Крест"), Евгения Литвинова (организация "Зелёный Крест", радио "Открытый город"), Олег Греченевский, Борис Лущинский, Кирилл Болдовский, Михаил Пушницкий, Юрий Симонов (профсоюз "Независимость"), Алексей Болгаров, Александр Скобов, Борис Миркин, Татьяна Артёмова (журнал "Посев") и др. К сожалению, по неустановленным причинам не пришли приглашавшиеся накануне "Солдатские матери Санкт-Петербурга" и представители вайнахской диаспоры города. Относительно многочисленной (около 30 человек) была группа пикетчиков-анархистов: семеро участников Ассоциации Движений Анархистов / Питерской Лиги Анархистов, значительный отряд от антифа-группы "Панк-возрождение", один участник и двое симпатизантов движения "Автономное Действие", питерский индивидуалист-толстовец Владимир Соколов, индивидуальный участник АДА из города Пскова и товарищи, не состоящие в каких-либо объединениях. "Красное" крыло пикета составили двое троцкистов из "Рабочей Демократии", симпатизирующий большевикам-интернационалистам кандидат в члены РКСМ(б) и Ольга Петрова из Региональной Партии Коммунистов.

Пикет проходил под тремя чёрными анархическими знамёнами – антиправительственно настроенные либералы не принесли на акцию ни одного триколора, а коммунисты на левом фланге ограничили свою атрибутику небольшим красным флажком. Транспарант "Свободу Чечне!" на этот раз по тактическим соображениям не использовался, его заменой стали четыре новых: "Нет – терроризму и ненависти между народами!", "Каждый третий бюджетный рубль идёт на безопасность. Кто ответит за бардак?" и два с одинаковым текстом "10 тысяч убитых солдат, 100 тысяч убитых чеченцев, тысячи жертв террора. Хватит крови! Долой войну!". Из старой атрибутики использовались чёрный транспарант "Смерть фашизму!", развёрнутый участниками "Панк-возрождения" на правом фланге цепочки манифестантов, плакаты "Против политики властей РФ на Северном Кавказе!" (у участников Питерской Лиги Анархистов в центре) и "Мир – без аннексий и контрибуций!" (взятый на вооружение большевиками). Реакцией правозащитников на события в Осетии стал плакат "Преступный теракт в Беслане – порождение политики Путина в Чечне!".

Пикет начался в 14.05 и продолжался до 16.00. С начала и до конца акции в нескольких метрах от манифестантов, на Невском, стояла машина милицейского сопровождения, но её обитатели не проявляли какой-либо нездоровой активности. Документы о согласовании пикета у его организаторов не проверялись.

За время акции мимо пикетчиков дважды проследовала никак не реагировавшая на них процессия кришнаитов. Манифестантами роздано прохожим до сотни анархических листовок с текстом, принятым Советом ПЛА в связи с событиями в Беслане (листовки раздавались лишь тем, кто проявлял заинтересованность в их получении, среди получивших их были, между прочих, несколько военнослужащих). Семь-восемь прохожих открыто выразили своё несогласие с пикетчиками. Пара не вполне трезвых бывших солдат, вернувшихся с кавказской войны, выясняя отношения с манифестантами, колебалась между православно-шовинистическими и антивоенно-революционными настроениями. Наиболее долгий разговор с другими двумя недовольными, один из которых оказался бывшим офицером, происходил в либерально-правозащитном секторе и завершился уже по окончании акции – разговор дважды переходил на повышенный тон, но до столкновения дело не дошло. Некая старушка, уяснив отрицательное отношение пикетчиков к президенту, выразила своё понимание ситуации фразой: "Если Путин плохой, то кто же тогда хороший?", после чего убеждённо заявила, что пикетчиков никто и никогда не поддержит. Переубедить её не удалось – появление рядом с участниками акции товарищей, выражавших манифестантам поддержку, оказалось не синхронизировано с кратковременным присутствием недоверчивой пенсионерки.

В ходе пикета распространено некоторое количество анархических изданий (журнал "Автоном", газета питерских анархистов "Новый Светъ", газета инициативной группы участников АДА города Ярославля "Винтовка"); на левом фланге прохожим предлагались газета троцкистов "Рабочая Демократия". Традиция глухой информационной блокады пикета со стороны больших СМИ в этот раз оказалась несколько нарушенной: во-первых, пикет снимал фотограф от какого-то информационного агентства; во-вторых, в числе получивших анархическую антивоенную листовку оказалась корреспондентка газеты "Смена".

После завершения пикета состоялось собрание Антивоенного комитета, на котором обсуждены подробности событий в Беслане и их возможные последствия. В результате обсуждения Антивоенным комитетом принят текст, который в дальнейшем предполагается распространять в формате листовки. При работе над документом за основу был взят распространявшейся на пикете текст от Совета ПЛА.

R-17

Текст листовки Антивоенного комитета

ПРОТИВ КОЛОНИАЛЬНОЙ ВОЙНЫ НА КАВКАЗЕ

Политика российских властей на Кавказе привела к очередной трагедии. 3 сентября в результате "операции по освобождению заложников" в Беслане погибло, по официальным данным, от 380-ти до 650-ти человек, более чем 730-ти пострадавшим потребовалась медицинская помощь. Можно ли было избежать этих жертв? Создаётся впечатление, что для тех, кто принимал решение о штурме, уничтожение боевиков было важнее освобождения заложников.

Официальное руководство чеченских сепаратистов заявило о своей непричастности к захвату, осудило его и предложило своё посредничество для мирного выхода из кризиса в Беслане, но властями и СМИ РФ эти предложения были проигнорированы.

Террор против мирного населения не может быть оправдан, от кого бы он ни исходил и какие бы цели ни преследовал. Недопустимо подменять сопротивление оккупации насилием по отношению к заведомо невиновным людям, опускаясь до уровня убийц и соучастников геноцида. Мы не можем считать захват в заложники детей ни справедливой местью властям, ни, тем более, приемлемым способом борьбы за свободу. Для успешного противодействия врагу есть множество других средств.

Однако, кем бы ни были захватчики школы в Беслане, сам акт террора, бесспорно, спровоцирован общей политикой российских властей на Северном Кавказе – и может быть только свидетельством её очередного провала, а никак не её оправданием. Какое-либо сочувствие режиму, инициировавшему массовое уничтожение людей (в том числе – тысяч детей в Чечне) для нас недопустимо.

Наше сочувствие обращено к людям, необоснованно ставшим жертвами террористических актов, их близким, всему народу, реально ощутившему, что означает кровь колониальной войны.

Наш протест – против использования актов террора для разжигания межнациональной или межконфессиональной ненависти, против оправдания террором имперской политики завоеваний.

НЕТ – ТЕРРОРУ И НЕНАВИСТИ МЕЖДУ НАРОДАМИ!

ПРОТИВ ЗАХВАТНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КОЛОНИАЛЬНЫХ ВОЙН!

ЗА ВАШУ И НАШУ СВОБОДУ!

05.09.04.

 Антивоенный комитет




Хроника акций

Новый Свет