В понедельник, 23 августа, в Питере, на Малой Конюшенной улице, состоялся митинг, посвящённый 13-й годовщине августовских событий 1991 года. Акция организована оппозиционным либерально-правозащитным движением "Гражданское Действие". Митинг собрал сотню с лишним участников – вдвое больше, чем аналогичное мероприятие на "день российского флага", состоявшееся накануне в Москве. Питерская акция проводилась под двумя  белыми, "яблочными", и одним чёрным, анархическим, флагами, никаких "российских" флагов на митинге не замечено. Плакаты и транспаранты, принесённые организаторами и участниками акции, были посвящены протестам против ограничения политических свобод, критике произвола властей и спецслужб.

Большинство собравшихся составили члены петербургских либерально-правозащитных организаций; к ним присоединились активисты движения против уплотнительной застройки и анархисты (предоставившие во временное пользование организаторов акции мегафон Антивоенного комитета). Вёл митинг один из руководителей Народно-Трудового Союза и общества "Мемориал", бывший политзаключённый В.Э.Долинин. Выступали, в числе прочих, главный редактор энтээсовского журнала "Посев" А.Ю.Штамм, бывшие советские политзэки В.Е.Ронкин и С.Д.Хахаев, лидер санкт-петербургского молодёжного "Яблока" П.Другов, активисты "Гражданского Действия Г.Фриндунбеков и А.Е.Мелехов, члены организации "Свободная Россия", участники движения против уплотнительной застройки и др. Слово было предоставлено также одному из участников Питерской Лиги Анархистов.

Митинг снимался журналистами нескольких телеканалов, у нескольких выступавших были взяты интервью для радио (в частности, для радиостанции "Открытый город") и газетных публикаций. Анархисты вели собственную видеозапись.

В начале митинга произошёл инцидент с известным деятелем демократического движения начала 90-х годов Александром Богдановым. Богданов принёс на акцию стенд с наклеенными на нём газетами и репродукциями (где отчёты о смерти Сталина и Брежнева соседствовали с портретом Путина), однако некоторые организаторы акции усмотрели в этом политическую провокацию. Богданова атаковали, под торжествующие выкрики молодых "яблочников" стенд был уничтожен, в дело вмешалась милиция – и лишь спустя несколько минут выяснилось, что весь инцидент стал результатом недоразумения.

Митинг продолжался около часа. Пятнадцатиминутный дождь, совпавший с серединой акции, смог рассеять лишь незначительную часть манифестантов.

R-17

Выступление на митинге участника Питерской Лиги Анархистов П.Рауша:

Я вчера смотрел телевидение, передачу, посвященную митингу в Москве. В Москве собралось 52 человека отмечать День Российского Флага. Нас можно поздравить, мы отмечаем тут не совсем то, что в Москве, и нас несколько больше. Но показательно, как они комментировали это, что сказал комментатор по телевидению. Он сказал: "Собрались многие из тех, кто выходили на площадь в 91-м году. Многие. 52 человека в Москве – это многие… Те, кто был здесь тогда, в августе 1991 года, 13 лет назад, я думаю помнит, сколько было людей на площади. Люди не помещались на площади, люди уходили туда дальше, за арку Главного штаба, они стояли и у Адмиралтейства и еще дальше. Когда потом по Невскому народ шел, оттуда, в сторону Московского вокзала, было видно, сколько людей – громадная толпа, такой толпы не было в Питере с 1917 года. Что произошло тогда, в 1991 голу? Тут говорили – кто сказал: контрреволюционное выступление. Да ничего подобного! То, что было в 1991 году, тогда – это была революция! И власти неоднократно это сами говорили, и Павловский это говорил, и Путин говорил, что надо покончить с результатами: была революция, теперь у нас все устоится, все вернется назад, все будет хорошо. Так вот, надо понимать, что революция только единственное средство на самом деле. Когда народ сам понимает в массе своей и сам поднимается, сам выходит, сам действует. Никакие лидеры его на этот путь не поставят, не увлекут. Тут призывов никаких не надо. Тут надо понимать и готовиться к этому. Другого пути никакого нет. Это первое.

Второе. Проблем сегодня очень много, конечно. Да, безусловно, льготы, привилегии остаются у одних, а масса народа лишается льгот. Нужно ли сегодня бороться за эти льготы? Я могу понять людей, когда их лишают последнего, отбирают пенсию, когда просто нечего есть людям. Это все ясно. Но есть другая сторона еще – а у кого мы просим эти льготы, кто раздает-то, а?!! Откуда они берут средства, для того чтобы платить льготы?! Да, это награбленные у народа средства. То есть мы будет ходить и просить, и клянчить у них, чтобы они с нами поделились тем, что они у нас украли. Потому что ничего другого у них нет. Причем, более того, те люди, которые заработали десятилетиями, еще в советской стране, заработали свою пенсию, государство их тогда обмануло, и все эти деньги давным-давно истрачены. Для того, чтобы сегодня они кому-то что-то дали, они должны воровать у тех, кто работает сегодня. Я думаю, что надо подумать двадцать раз, прежде чем у них что-то просить. И путь не в том, чтобы просить у них, а путь в том, чтобы мы сами организовывались между собой и выходили на акции, на какие-то действия сами, не прося у них ничего вообще. То есть единственное, что они нам должны – не денег дать, нет. Они должны убраться к чертовой матери, чтоб их не было вообще. (Аплодисменты, крики: "Правильно!"). Сами не уберутся, надо помочь

Еще один момент. Проводятся акции. Это ведь не единственная акция. Я призываю всех следить за ситуацией, смотреть, какие есть проблемы. Одна из важнейших проблем сегодня, упоминали ее уже – война в Чечне. Двести тысяч человек убитых! Представьте себе – в одном месте, вот так, двести тысяч человек лежит. Это сделал вот тот человек, портрет которого здесь висел. Он отдал приказ о вводе войск, на нем ответственность за эту кровь! И я не понимаю, почему сегодня, раз в 13 лет, в 10 лет, на какие-то такие юбилейные даты люди в состоянии собраться, а когда проходит каждую неделю здесь пикет против войны в Чечне, нас стоит 15-20 человек – это стыд и позор! Я хочу поблагодарить, тут есть люди, которые ходят на этот пикет, я хочу сказать им большое спасибо, но я думаю, что этого недостаточно, надо увеличивать усилия.

Я призываю всех к тому, чтобы мы помогали друг другу в том, чтобы защищать свою свободу. Тот лозунг, который звучал сегодня уже, "Да здравствует свобода!", да, я полностью его поддерживаю. Да здравствует свобода! (Аплодисменты).