ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ЗОО-ПРАЗДНИК

 

20 мая в Институте Развития Прессы при Петербургском Доме Журналистов состоялась пресс-конференция депутата Законодательного собрания Ленобласти В.Н.Леонова, посвященная обстоятельствам разгрома сотрудниками МВД митинга 18 мая на Марсовом поле.

Митинг планировался Комитетом Единых Действий в защиту социально-экономических прав граждан; уведомление о проведении акции подавалось активистом Региональной Партии Коммунистов В.М.Соловейчиком; заявленная тема: "Против международного терроризма". Никакого сообщения об отказе в согласовании акции от администрации Соловейчик не получал. Основную массу собравшихся на Марсовом поле составили члены РегПК, АКМ, НБП и РКРП. При разгроме акции задержаны первоначально 39 человек; впоследствии выяснилось, что двое из числа задержанных и избитых СОБРом – переодетые милицейские провокаторы. После их освобождения в 79 отделе милиции в течении двух суток удерживались 37 человек.

По определению В.Н.Леонова, происходившее после задержания в 79 отделе может быть названо не иначе как кровавым побоищем. Задержанных выводили из машин, прогоняя сквозь строй бойцов СОБРа в масках. Избиение, начатое ещё на месте задержания, было продолжено в закрытом милицейском дворике, где осуществлялась выгрузка, а затем в помещении отдела милиции непосредственно. При высадке собровцы выбивали вещи из рук задержанных; все вещи были отобраны без какого-либо оформления и брошены в угол помещения. В дальнейшем выяснилось, что часть вещей оказалась изрезанной ножами, а часть – просто исчезла.

Распоряжение о задержании собравшихся на Марсовом поле отдавалось непосредственно подполковником 18-го отдела по борьбе с оргпреступностью Чернопятовым Андреем Викторовичем. Он же в дальнейшем выступил как организатор некоторых эпизодов избиения. Большинство задержанных подверглось зверскому избиению. Людей били головами об стены. Несколько человек ранены - у двоих из задержанных зафиксированы переломы рук, у одного - открытый перелом кости носа, несколько человек получили черепно-мозговые травмы и переломы позвонков. В настоящее время в состоянии средней тяжести находятся доктор О.В.Крылов (у которого в результате избиения произошёл сердечный приступ) и лидер РегПК Е.А.Козлов. Стены коридоров 79 о/м были в крови. При избиении в 79 отделе убоповцы и собровцы требовали от избиваемых "стены кровью не пачкать". Избиение продолжалось в общей сложности до 2-х часов. Семь человек после избиения были отправлены в больницу. Некоторые были госпитализированы не сразу, а лишь по итогам осмотров в травматологических пунктах. Относительно "почётного члена НБП" В.Н.Леонова, которой подвергался избиению на общих основаниях, сотрудниками УБОПа было сказано: "Его сегодня можно бить, потому что он не на территории своего субъекта федерации", а собровцы сформулировали своё отношение ещё проще: "Ах ты депутатская мразь!".

В.М.Соловейчик утверждает, что милиционеры, недавно вернувшиеся из Чечни, выражали сожаление по поводу допущенной ими ошибки относительно журналистов: "Нужно было сначала бить камеры, потом - хуячить журналистов, а уже потом мочить всех остальных". Кроме способностей к философскому пониманию ситуации, сотрудники органов неоднократно проявляли также присущий им профессиональный юмор. К Е.А.Козлову, например, была обращена такая фраза: "А, коммунист? Дедушка Ленин? Сейчас мы тебя отправим в Мавзолей!". А.А.Райкова, по его словам, пытались склонить к сотрудничеству и хотели получить от него какую-то информацию, для чего после обычного допроса подвергли дополнительному избиению, сопровождавшeмуся пытками, в милицейском автобусе. В результате Райков получил перелом правой руки. В дальнейшем задержанные были размещены в двух камерах площадью около 3-х кв. м - приблизительно по 16 человек в каждой камере. Возможность телефонной связи с оставшимися на свободе была перекрыта, посещающие в отдел не допускались. Мировой судья прибыл в 79 о/м через 27 часов после задержания. С 16.00 до 21.00 судья пытался обеспечить документальное подкрепление версии "пресечения несанкционированного митинга", но, не сумев этого сделать и не приняв решения, убыл из отдела. Явившийся на следующий день другой судья отказался рассматривать дела по обвинению в административных правонарушениях, переадресовав эту проблему районным судам. Всё это время, около 2-х суток, задержанные оставались под стражей. Основные дивиденды в области PR в результате акции сейчас пожинают частично оплатившие их своим здоровьем неофашисты-лимоновцы (на пресс-конференции В.Н.Леонова присутствовали почти все лидеры городской группировки НБП). В то же время ясно, что ОМОН, СОБР и УБОП готовы к расправе с любыми участниками протестных акций, независимо от идеологических различий. Так, питерские анархисты, периодически посещающие собрания Комитета Единых Действий в качестве наблюдателей, также имели все шансы быть в числе задержанных на Марсовом поле - если бы не их участие в проводившемся в тот же день в другом месте антивоенном митинге, согласование которого было пробито со значительным трудом.

Жестокость расправы для города, исходя из опыта последних десятилетий, беспрецедентна. Случившееся наглядно демонстрирует быстрый рост качественного уровня полицейского насилия против участников митингов и демонстраций - в связи с чем предшествующие расправы, когда число раненых было меньшим (в частности, разгром манифестации, организованной Антивоенным комитетом у американского консульства 15 апреля или милицейское нападение на первомайскую демонстрацию анархистов 2002 года на Невском проспекте) выглядят как относительно "мягкие". С другой стороны, за свою 300-летнюю историю Питер видел ещё и не такое. Но пока сложно сказать, когда власти начнут стрелять в манифестантов - или решат наконец, что против "несанкционированных митингов" пора использовать артиллерию и фронтовую авиацию, как это делается в Чечне.

 

R-17