Питер – 01.05.03

Первомайским акциям питерских анархистов в 2003 году предшествовала длительная дискуссия. Причиной споров стала невозможность дальнейшего осуществления тактики, применявшейся на протяжении последних 10 лет. В 1993-2002 годах питерские анархисты, после традиционного сбора у ст. метро «Достоевская», обычно выдвигались на Невский проспект и по тротуару слева шли на обгон красной колонны демонстрантов. Численность участников «чёрного блока» при этом обычно составляла от 10 до 30 человек (дополнительная массовость создавалась как правило за счёт присоединения к участникам ПЛА и АДА проанархически-настроенной молодёжи). После отдельной демонстрации «чёрный блок» выходил на Дворцовую площадь, где во время общегородского митинга анархисты распространяли листовки, газеты и проводили устную агитацию.

Однако постоянное ужесточение полицейского режима вело к увеличению затруднений при проведении указанной тактики. После того, как 1 мая прошлого года анархическая колонна подверглась нападению и разгрому со стороны милиции; после серьёзных затруднений 7.11.2002, когда анархистам с трудом удалось избежать задержания и всё же пройти на место митинга, – но лишь вслед красной колонне; после того, как полиция не позволила анархической и красной фракциям Антивоенного комитета 15 апреля 2003 года провести пикетирование консульства США; в условиях нагнетаемой властями истерии и террористических мероприятий государства в связи с 300-летием города – стало очевидным, что несогласованного с властями отдельного прохождения анархической группы по Невскому милиция не допустит. Действительно, на первое мая весь проспект был оккупирован ментами.

Исходя из оценки ситуации, анархистами рассматривалось два варианта возможных встречных действий. Часть участников ПЛА предложила пройти на площадь в составе красной колонны, оформившись внутри неё вместе с троцкистами в отдельный антифашистский блок левых фракций Антивоенного комитета. Официальное «прикрытие» такой анархо-троцкистской группы согласились осуществлять члены Комитета Единых Действий и Региональной Партии Коммунистов, подававшие властям уведомление. Не возражали против участия анархистов в красной колонне и руководители РКРП. Преимущество этой тактики в том, что анархисты получали возможность пройти по заполненному народом Невскому, непосредственно не согласовывая этого прохождения с администрацией. Кроме того, расширялись возможности пропагандистского воздействия на основную массу участников первомайской манифестации. С другой стороны, вливаясь в красную колонну и смешиваясь с троцкистами, анархисты оказывались в крайне нежелательном окружении сталинистов, красно-коричневых и фашистов. Идти в колонне предстояло в непосредственной близости от НБП, и не исключено было столкновение, которым не замедлила бы воспользоваться полиция. Известно было также о том, что накануне на совещании в Смольном высшие милицейские чины говорили о том, чтобы не допустить появления на Невском чёрных знамён – и «прикрытие» со стороны КЕДа могло оказаться недостаточным.

Учитывая негативные моменты, связанные с прохождением в составе красной колонны, группа участников АДА и ПЛА предложила использовать другую тактику – собравшись на «Достоевской», двигаться оттуда не выходя на Невский, сразу на место митинга. Минусами этого решения очевидно были низкий эффект от демонстрации по полупустым улицам – и сохраняющийся достаточно высокий риск возможного задержания.

Поскольку к единой тактике в результате внутрианархической дискуссии придти не удалось, X-я конференция Питерской группы АДА и Совет ПЛА приняли решение об одновременном использовании двух предложенных путей.

Семь человек (в т.ч. четверо участников ПЛА) под тремя чёрными флагами и анархическими транспарантами шли от «Достоевской» отдельным маршрутом. Серьёзных проблем с милицией удалось избежать; незначительные затруднения возникли лишь при попытке пройти на Исаакиевскую площадь, но в итоге оказались успешно преодолены.

Другая группа собиралась на месте формирования «общегородской» колонны, у Большого Концертного Зала «Октябрьский». Благодаря анархисту А.Соломатину было предварительно отпечатано 3.000 наклеек-стикеров с призывом присоединяться к группе анархистов и членов троцкистской «Рабочей Демократии» у БКЗ. Наклейки были расклеены в различных районах города и питерском метрополитене (наиболее массированной обработке подверглась Невско-Василеостровская линия). В результате расклеечной кампании к антифашистскому черно-красному блоку присоединилось некоторое количество молодых людей, ранее не участвовавших в первомайских акцих.

Общая численность черно-красного блока составила до 50 человек. Около половины его собрали анархисты (более 10-ти, в т.ч. трое участников ПЛА) и околоанархическая молодежь, другую половину – члены и сторонники троцкистской РРП. В использовавшейся атрибутике большевикам, за счет тактического разделения анархистов, удалось создать некоторый перевес: черно-красный блок шел под тремя красными флагами РРП и двумя чёрными знаменами, впереди него троцкисты несли транспарант «Власть – рабочим!» и красное полотнище, анонсирующее сайт www.1917.com; чуть сзади размещался чёрный лозунг «Долой произвол властей!». Один из участников ПЛА вёл видеосъёмку акции. Черно-красный блок шел в нескольких метрах вслед за Комитетом Единых Действий и Региональной партией Коммунистов (20-25 человек). В двадцати метрах за анархистами и троцкистами шли немногочисленные сталинисты из ВКП(б) Нины Андреевой, а ещё дальше – колонна НБП (около 30 лимоновцев). Первоначально к анархистам и троцкистам сзади попытались примкнуть окололимоновские красно-коричневые «хунвэйбины» (в числе 5 или 6-ти) – но уже при прохождении по площади Восстания они отсеялись в неизвестном направлении, по всей видимости слившись с нацболами.

Милиции на Невском было в несколько раз больше обычного. Помимо стоявших на краю тротуара цепей, полицейские колонны шли конвоем по обеим сторонам демонстрации. Ещё у БКЗ милицейский подполковник специально обратился к анархистам, указав на то, что с точки зрения законодательства их участие в колонне является сомнительным. В ответ ему было сказано, что анархисты идут в общей колонне по согласованию с организаторами акции. В дальнейшем до Исаакиевской площади никаких проблем с милицией не возникало.

В ходе движения колонны черно-красный блок на нацистские выкрики шедших сзади лимоновцев неоднократно скандировал «Смерть фашизму!» и «Фашизм не пройдёт!». Лозунг «Революция!» скандировался НБП и участниками черно-красного блока попеременно, с некоторыми промежутками во времени и независимо от противников. В части «специального» скандирования («Капитализм – дерьмо!», «Долой буржуйский стой!» и т.п.) по ходу движения колонны троцкисты имели перед анархистами явное преимущество. Лишь при выходе на Исаакиевскую анархисты перехватили инициативу у своих тактических союзников – и на площадь черная фракция блока вышла, скандируя лозунг «Анархия!».

В этом году в Питере впервые было произведено «разделение площадей» между разнообразными красными и околореволюционными группами (митинговавшими после общегородской демонстрации на Исаакиевской) и профсозно-единороссовско-партививристко-официозной сволочью (устроившей «праздник весны и труда» на Дворцовой). Всего на Исаакиевской площади собралось до 5.000 человек. Анархисты, двигавшиеся на площадь вместе с троцкистами, на Исаакиевской соединились со своими товарищами, пришедшими отдельным маршрутом. Общая численность анархистов на площади составила 30-35 человек, под пятью черными знаменами. Троцкистов и их сторонников, группировавшихся рядом, было около 25-ти. Первоначально весь черно-красный блок, в котором наши красные товарищи явно утратили преимущество, разместился в центре Исаакиевской площади, недалеко от памятника Н.П.Романову. Однако спустя 5-10 минут  цепи милиции начали рассекать площадь, отделяя стоявших рядом с памятником от основной массы, концентрировавшейся ближе к Мариинскому дворцу. Манёвр, угрожавший дальнейшей расправой, был своевременно замечен анархистами – после чего мы немедленно выдвинулись, проходя через линию милицейского оцепления, ближе к дворцу, на левую (северную) часть площади. Милиция попыталась воспрепятствовать этому перемещению, но несколько задержалась, не проявила особой решительности – и поставленной цели не достигла. Не успев заблокировать анархистов, полицейские попытались отыграть на их тактических союзниках – троцкистов, несмотря на их красные флаги, также попытались оттереть от основной массы собравшихся, угрожая вызовом ОМОНа. Однако милиция, вяло продемонстрировав желание задержать ненравящихся ей экстремистов, упустила возможность сделать это малозаметным образом, а большой публичный скандал с участием 5.000 человек в планы ментов явно не входил. В итоге инцидент с проходом через оцепление завершился без последствий.

Анархистами распространено на площади около 1000 листовок, продавались «Новый свет» и «Автоном». Но, несмотря на то, что нас было больше обычного и в этом году день 1 мая в Питере обошелся без задержаний, его трудно оценивать положительно. Террор со стороны властей ощущается всё сильнее – даже тогда, когда не применяется прямое насилие. Красные организаторы акции на Исаакиевской (в лице руководства КПРФ и РКРП) также подверглись предварительному моральному прессингу и постарались закончить первомайский митинг, проходивший при сплошном милицейском окружении, слишком быстро. После объявления о завершении митинга оставаться на заполненной ментами площади было крайне рискованно. Уход оставил отвратительное ощущение поражения, – но сдаваться никто не собирается.

R-17