Лев Толстой
РАБСТВО НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Давно уже существовало и теперь еще существует суеверие, сделавшее людям едва ли не больше вреда, чем самые ужасные религиозные суеверия. И это-то суеверие всеми своими силами и всем своим усердием поддерживает так называемая "наука". Суеверие это совершенно подобно религиозным
– оно состоит в утверждении того, что, кроме обязанностей человека к человеку, есть еще более важные обязанности к воображаемому существу... Для богословия воображаемое существо есть бог, а для политических наук воображаемое существо это есть ГОСУДАРСТВО.По науке оказывается, что то, что всем представляется злом, есть общее благо; оказывается, что есть люди
– крошечное меньшинство людей – которые одни только знают, в чем общее благо, и несмотря на то, что все остальные люди считают злом это общее благо, меньшинство это, принуждая ко злу всех остальных людей, может считать это зло общим благом.Люди современной науки очень любят с торжественностью говорить "мы исследуем только факты", – воображая, что эти слова имеют какой-нибудь смысл. "Исследовать только факты" нельзя, потому что фактов, подлежащих нашему исследованию бесчисленное (в точном значении этого слова) количество. Так что же нам делать?
Социалисты в проекте отменяют узаконения о собственности земли и орудий производства, удерживают узаконения о податях и, кроме того, неизбежно должны ввести узаконения о принуждении к работе
– т.е. устанавливают опять рабство в его первобытной форме.Так что становится очевидным, что сущность рабства лежит... не в тех или иных узаконениях, А В ТОМ, ЧТО ЕСТЬ УЗАКОНЕНИЯ, есть люди, имеющие возможность устанавливать выгодные для себя узаконения
, и что пока будет у людей эта возможность, будет и рабство.Почему людям нельзя жить без насилия над ними, – не каких-нибудь высших существ, а таких же, как они сами? Почему люди должны покорятся насилию именно тех людей, которые в данное время находятся во власти? Что доказывает, что эти люди
– люди более разумные, чем те, над которыми они совершают насилие?Говорят: как могут люди жить без правительств, т.е. без насилия? Надо сказать напротив: КАК МОГУТ ЛЮДИ, РАЗУМНЫЕ СУЩЕСТВА, ЖИТЬ, ПРИЗНАВАЯ ВНУТРЕННЕЙ СВЯЗЬЮ СВОЕЙ ЖИЗНИ НАСИЛИЕ, А НЕ РАЗУМНОЕ СОГЛАСИЕ?
Рабство людей происходит от узаконении, узаконения же устанавливаются правительствами, и потому ОСВОБОЖДЕНИЕ ЛЮДЕЙ ОТ РАБСТВА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ УНИЧТОЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВ.
Совершенно справедливо, что человеку нашего времени трудно отказаться от всякого участия в правительственном насилии: но то,
что не всякий человек может поставить свою жизнь так, чтобы не быть в какой-либо мере участником правительственного насилия, никак не показывает того, чтобы не было возможным все более и более освобождаться от него.Не всякий человек будет иметь силы отказаться от солдатства (но есть и будут такие
) – но всякий человек может не поступать по своей охоте в военную, полицейскую, судейскую или финансовую службу и может предпочесть более выгодной правительственной службе менее вознаграждаемую частную.