Фомичёв С. Мещёрские волхвы. Книга первая. Серая орда. - Спб.: Издательство «Крылов», 2005. – 376 с.

Фомичёв С. Мещёрские волхвы. Книга вторая. Пророчество Предславы. – Спб.: Издательство «Крылов», 2005. – 374 с.

Фомичёв С. Мещёрские волхвы. Книга третья. Сон Ястреба. - Спб.: Издательство «Крылов», 2006. – 381 с.

Серия основана на реальных исторических событиях и легендах. Действие трилогии происходит в четырнадцатом веке, который до сих пор привлекает учёных своими загадками. Автор переплетает правду и вымысел, фольклорные мотивы и социальную критику. Герои трилогии противостоят попыткам Москвы установить верховную власть на Руси, подчинить себе раздробленные земли. Автор использует этнографический материал, фантастически интерпретирует реальные исторические события, допускающие вольную трактовку. На страницах трилогии помимо исторических персонажей – князей и полководцев – действуют герои фольклора и легенд.

События первой книги вертятся вокруг мещёрской земли, независимость которой сильно мешает московским властителям, желающим установить своё верховенство над русскими землями. Главный герой трилогии – мещёрский чародей Сокол. Мещёрские обычаи и язык, которые сейчас почти полностью утрачены, реконструированы в романе за счёт использования марийской культуры и языка, который, по утверждению автора, является родственным мещёрскому. Мещёрским чародеям противостоит будущий митрополит Алексий, выведенный в романе как русский аналог кардинала Ришелье.

Действие второй книги трилогии разворачивается на землях нескольких русских княжеств, которые оказываются под угрозой опустошения из-за выпущенной московским викарием Алексием на волю древней силы, грозящий уничтожением всему живому. Автор предлагает фантастическое объяснение причин возникновения в середине четырнадцатого века эпидемии чумы.

Третья книга повествует о совместной попытке противостояния русских, мещёрских и марийских князей верховенству Москвы. Их планы неожиданно расстраиваются, когда проклятие, наложенное на Алексия в Византии чародеем-изгнанником по просьбе врага викария, начинает убивать противников нового митрополита. Сокол вместе с другими чародеями вынужден снимать проклятие, пока оно не привело к гибели большого числа невинных людей.

Происхождение и смысл некоторых мотивов произведения могут быть непонятны постороннему читателю, незнакомому, в частности со спецификой современного анархического, а также иных протестных движений. На страницах трилогии действуют сказочные персонажи – овды, феминистки-веганки, обитающие в мещёрских лесах. Овды не употребляют мясо, не используют продуктов животного происхождения, дружат с лошадьми. Изображённое в третьей книге константинопольское общество нищих-подпольщиков, ведущих постоянную борьбу против местных иерархов, кажется скорее пародией на «перманентную революцию», чем положительной моделью революционной организации. Мещерский образ жизни, основанный на бережном отношении к природе, на независимости отдельных поселений от княжеской власти, на всеобщем праве носить оружие, неизменно выглядит более привлекательным, чем русский.

Книга проникнута анархическим духом. В ней нет описаний идеально устроенных сообществ. Автор показывает борьбу за власть, которую ведут русские князья, рисует катастрофическое состояние Византийского государства. Вместе с тем в реальности романа присутствуют анархические тенденции, а также персонажи, чьи взгляды могут быть охарактеризованы как анархические. Оказавшись без поддержки княжеской власти, народ оказывается способным самостоятельно решать насущные проблемы. Чародей Сокол помогает русским князьям в борьбе с Москвой, исходя из того, что единство власти и однообразие политического строя ведёт к уничтожению свободы. Пока князей много, у человека есть возможность выбирать условия своей жизни; в едином государстве пространство свободы резко сокращается.

Автор обозначил описываемое им время как «эпоху сопротивления, эпоху свободы».

Я.В.