Смертельно уставший караул

К столетию со дня рождения матроса Железняка

Главный Герой нашей маленькой Истории – мат­рос Железняк, в миру – анархист Анатолий Гри­горьевич Железняков, не­забываемый историей рус­ского парламентаризма уставший караульный. Есть в истории и герои­ня – невенчанная жена Железняка анархистка Люба Альтшуль. Есть и главный рассказчик – их сын, Юрий Викторович Альтшуль, юрист и писатель, проживающий ныне в Москве, на улице с метафизическим названием Планетная, Разница меж именем главного ге­роя и отчеством главного рассказчи­ка объясняется вполне просто и од­новременно объясняет наши права . на первородство публикуемого ма­териала: советская историография не признала Любу Альтшуль женой знаменитого «партизана». Сама же Любовь Абрамовна, успевшая еще в двадцатилетнем возрасте побывать с малолетним сыном на Соловках, была настолько не заинтересована в прояснении своих прав, что указала в метрическом свидетельстве сына произвольное отчество – имеющее к Железнякову лишь то отношение, что, в бега он любил уходить с под­польной фамилией Викторс. По той же причине непризнанности («я не хотел прослыть очередным сыном очередного лейтенанта Шмидта») Юрий Альтшуль только к нынеш­нему году решил обнародовать свою версию жизни и смерти отца и исто­рию жизни своей матери. Он напи­сал пока еще «недостаточно» опуб­ликованную книгу «Жизнь и смерть матроса Железняка».

«Фирменное» поколение

Мы отправились к Юрию Викто­ровичу домой и уже через час разго­вора выяснили, что матрос Желез­няк, бланшированный советской историей, и матрос Железняк нату­ральный друг к другу практически никакого отношения не имеют. Не­сомненно одно: Анатолий Железня­ков был героем. Но только не своей страны, в которой он – интернацио­налист и анархист – не видел ника­кого величия. Естественно, и не того режима (правления, строя), который его в итоге канонизировал в полном согласии с латинской пословицей: «Пусть он будет героем, если он только мертв!» Железняков был ге­роем своего времени, и с этой точки зрения оказался необыкновенно ин­тересен. Хотя бы потому, что време­на имеют привычку повторяться. Каждое смутное время вызывает к жизни свое собственное «фирмен­ное» поколение, юность которого совпадает с юностью смуты. Рево­люция сначала происходит в созна­нии – и главными действующими героями материализации революции становится поколение, у которого по возрасту нет «двойной биографии мысли», которое сформировалось рее либо под влиянием новых идей, либо под влиянием публичного и радостного отрицания старых. Пси­хологический тип людей, составля­ющих эти мятежные формации, хо­рошо известен и более чем хорошо нам знаком: честолюбивые молодые люди, каждый из которых мог бы написать в своем дневничке железняковский девиз: «Верю, что не пройду по жизни маленьким чело­вечком с маленькими волнениями и тревогой».

История знает случаи, когда такого рода блистательные поколения не реализовывали свою врожденную способность к мятежу и останавли­вались только на мятеже идей (шес­тидесятники прошлого и нынешне­го века), знает случаи, когда дело кончалось только «молодежными» революциями (студенческие мятежи во Франции).

Наше время уже вырастило свое ждущее и алчущее перемен поколе­ние. Оно достаточно типично – и юноша Железняк (ему в год гибели было 24 года), считающий отсутст­вие закона свободой, потому что привык числить торжество закона торжеством беззакония, и отчаянно мечтающий либо уехать в Америку, либо совершить переворот, вполне современник нам. За единственной разницей: он реализовал свое время (вернее, время реализовало его), а наш смутный период покамест еще только обрастает новыми подробно­стями, сближающими его со всеми прочими смутными временами.

Переворот сознания уже случился; поколение выросло, теперь на оче­реди передозировка организацион­ных подробностей. Например, вой­на, концентрация оружия...

Еще юноша Железняков (как на­стоящий герой поколения) не толь­ко прожил типическую жизнь, но и умер самой традиционной смертью. Его убили сподвижники по револю­ционной борьбе. Это все потому, что выдающиеся поколения обязатель­но кушают своих детей – факт об­щеизвестный. Наше тоже потихонь­ку начинает кормиться: когда маль­чик от нестерпимой простоты жиз­ни бежит воевать в Сербию или Бендеры, это ничем хорошим кончиться не может.

Матрос Железняк и Учредительное собрание

То, что именно Железняков разо­гнал Учредительное собрание, было чистой случайностью. Во-первых, потому, что на его месте должен был оказаться совершенно другой чело­век – а именно большевик Ховрин. При отряде которого, к слову ска­зать, Железняк получил должность адъютанта (!). Впоследствии об этом назначении сам Ховрин написал милосердно: «Тогда мы не разбира­лись во всех этих должностях...» Так или иначе, в дни, предшествующие разгону Учредительного собрания, народный комиссар по морским де­лам Павел Дыбенко (друг Железня­ка и в будущем частый гость опаль­ной Любы Альтшуль) отправил в Центральный комитет Балтийского флота следующую телеграмму: «Срочно, не позже 4 января при­слать для охраны и борьбы против контрреволюции в день пятого ян­варя 1000 матросов». И вот большевик Ховрин который также был другом Любы Альтшуль, всякий раз, приезжая к ней, жало­вался: отчего это исторические сло­ва довелось сказать Железняку, а не ему. И главное, опоздание большевика в Таврический дворец было продиктовано самыми уважительными причинами: он расстрелял контрреволюционную демонстра­цию в поддержку «Учредиловки». Железняк же, согласно не только свидетельству Юрия Альтшуля, но и архивным документам, стрелять не стал, а, схватив свою винтовку за ду­ло и размахивая ею над головой, с огненной речью обратился к демон­странтам. Те отступили.

Вторая и главная причина случай­ности заключается в том, что Желез­няков к самой идее парламентариз­ма относился с большим интересом. И потому его слова «Господа депута­ты. Караул устал, отправляйтесь по домам» для самого Железняка ско­рее всего не были словами «отрица­ния», а просто единственной эф­фектной речью, которую ему в Уч­редительном собрании удалось про­изнести.

Железняк в свое время хотел быть депутатом Учредительного собрания и даже выдвигался кандидатом в де­путаты. В дневнике он писал:

«Почему я люблю читать речи де­путатов в газетах? Да потому, что ка­ждая горячая речь приводит меня в восторг, зажигает в груди зависть. Ведь в такие минуты мы живем всем своим существом, волнуемся, и каж­дое слово, каждый звук есть скорбь души, наболевшей от лжи и оскорблений».

Говоря другими словами, Желез­няк был способен упиваться даже речами министра труда гражданина Скобелева, который часами умел го­ворить о том, что сейчас не время для речей.

Интересно, как сложилась бы жизнь анархиста Железнякова, если бы его избрали в Учредительное соб­рание? Впрочем, как заметил один умный писатель, если бы Махно во­время умер, пионерские дружины, вполне возможно, именовали бы се­бя юными махновцами.

История любви

Они были созданы друг для друга. Юрий Альтшуль довольно скупо го­ворит об истории любви отца и ма­тери, что и понятно – любовь эта, со множественными перерывами, про­должалась всего два года – с семнад­цатого по девятнадцатый. Однако был у любви Желязняка и Любы не­обходимый романтический период.

Непролетарские историографы «звездный час» матроса описали приблизительно так: «В зал Учреди­тельного собрания вошла каторжная горилла и смяла железной пятой свя­тую мечту русской общественности».

Горилла (имеется в виду, естест­венно, Железняков) действительно была каторжной – в том смысле, что имела каторжный срок. Летом 17-го года Железняк, не признавший (как анархист) Временного правительст­ва, захватил совместно с единомыш­ленниками дачу царского министра внутренних дел господина Дурново с целью учредить на этой даче еще один Дом Анархии. Об этом слав­ном деянии матроса стоит сказать чуть подробнее. Константин Пау­стовский, в то время корреспондент газеты «Власть народа», писал, что если есть в Москве (совершенно то же самое можно было писать и о Питере) триста купеческих особня­ков, то вот все эти триста и захваче­ны анархистами. От полноты жизни анархисты резали картины, расстре­ливали люстры и швырялись канде­лябрами в персидские ковры. Таким образом выражалась ненависть ко всему роскошному и материально­му. Эстетика разрушения предпочи­талась всем прочим. Лет через пять­десят после описываемых событий Шнайдер напишет, что анархисты, несомненно, были инсталляторами, т.е. художниками будущего, по­скольку с точки зрения современной эстетики практически все равно использовать ли севрскую вазу, а именно произведение искусства, в качестве сортира или рассматривать, сортир в качестве произведения ис­кусства.

Не знаю, утешился бы этой идеей господин Дурново, который был со­бирателем художественных редко­стей. Так или иначе, выбивать анар­хистов из министерской дачи взя­лись правительственные войска, и Железняк бросил в казаков четыре бомбы, из которых ни одна не разо­рвалась. Несмотря на что был аре­стован, заключен в «Кресты», судим и приговорен к четырнадцати годам каторжных работ (по 3 с половиной года за бомбу). Бежать из «Крестов» Железнякову помогла семнадцати­летняя в ту пору Любка Альтшуль. Причем для того, чтобы были ей разрешены личные свиданья, Любе пришлось перед окнами тюрьмы ки­нуться под ноги казачьего разъезда. Казак замахнулся на Любу плеткой и обозвал ее собачьей мордой. Юная анархистка обозвала казака оприч­ником. Возможно, не только оприч­ником, и даже скорей всего не толь­ко. Как вспоминала сама Люба: «Я начала на него кричать». Урядник выхватил шашку из ножен, но вся эта картина была уже увидена из тюрьмы, и тюрьма взбунтовалась. Заключенные начали бить стекла. Любу спас тюремный надзиратель, а после на нее кричал начальник тюрьмы: «Вы еще девчонка, зачем лезете в эту кашу?!» Чтобы успоко­ить заключенных, Любе и Железнякову разрешили личное, не в общем зале, свидание. Люба передала мужу стальные пилки и браунинг.

Тема побегов вообще одна из са­мых пронзительных тем в жизни Железнякова и Любы Альтшуль, и она сближает их необыкновенно. Юрий Викторович, обладающий редким родом памяти – младенче­ской памятью, – так и запомнил в самом первом всплеске воспомина­ния свою мать бегущей с ним, завер­нутым в белое одеяло и перевязан­ным голубой ленточкой - вниз по темной лестнице. «Это, – говорит Юрий Викторович, – наверное, от­носится к времени Архангельской ссылки. Может быть, тот день, когда мама устраивала побег из ссылки махновцу Чарину, другу отца. Тому самому, с которым Железняков бе­жал в 18-м году в Одессу.

Но это уже поздние «побега»; нача­лось же все с города Мозыря у Лю­бы, и с фельдшерского училища у Железнякова. Это было первое заве­дение, откуда Железняков «бежал». Потом он отправился к сестре в Богородск и поступил на фабрику Мо­розова на должность аптекарского ученика. Кстати, так как фабрика была текстильная, советские лето­писцы матроса, естественно, упомя­нули, что будущий революционер каждый день видел тяжелый труд ткачей, их бесправное положение и горькую нужду. При этом считается пустым делом, что при фабрике бы­ли больница и аптека, в которой, собственно говоря, и служил Желез­няков.

Бедный Арсений Морозов, если бы он только знал, что мало строить больницы, надо еще быть ласковым с аптекарскими учениками! Ласков не был – как-то во дворе Железня­ков с папиросой встретился с Моро­зовым, не выносящим курения по собственному старообрядчеству. Морозов сделал замечание, Желез­няков надерзил и «бежал» с фабри­ки. Позднее он запишет в своем дневнике: «О, проклятые богатеи! Как ужасны вы даже в своей благо­творительности!» Когда в 15-м году его призвали на военную службу во 2-й Балтийский Флотский экипаж, вопрос побега был решен тотчас и положительно, поскольку проблема отношения к «государственной во­инской службе» решена была давно. Тем более что, по сведениям Депар­тамента полиции, Железняков уже являлся убежденным анархистом. И все это время Железняков готовился к главному побегу своей жизни – к побегу в Америку.

Железняк вообще был склонен вестернизировать собственную жизнь – а уж дурной романтизм был ему не чужд совершенно. Порукой тому до­вольно артистические стихи, кото­рые Железняков написал, сидя в «Крестах».

«Сокол, Сокол, – взволнованно писал Железняков, – не смейся те­перь надо мною, что в тюрьме я свой жребий нашел. Был я выше, чем ты, в небесах над землею, был я выше, чем ты и орел. Но однажды я тем» ною ночью в степи, в роковую грозу я ослаб, и с тех пор я сижу здесь как вор на цепи, как неверный и пой­манный раб...»

Дачу Дурново затруднительно на­звать степью, но, конечно же, никто не требует от поэта следования гру­бым фактам - интересно лишь, что эти стихи как бы заранее оправдыва­ют и даже несколько зловеще пред­варяют вдохновенный полет творче­ской мысли Михаила Голодного, который, сочиняя песню о партиза­не Железняке, бронепоезд имени Худякова, в котором погиб Желез­няков, обозвал степью под Херсо­ном, а могилу на Ваганьковском кладбище – курганом, заросшим бурьяном.

Они действительно были созданы друг для друга. Первое, что сделала Люба Алышуль самостоятельного в своей жизни, это убежала из родного города Мозыря делать революцию. «А что ей еще оставалось делать? – говорит Юрий Викторович с непе­редаваемой интонацией. – Концен­трация революционных идей в ма­леньких городах в черте оседлости была так сильна, что ехать делать ре­волюцию для еврейской молодежи было так же естественно, как сейчас отправляться завоевывать столицу».

Собственно говоря, они и ехали за­воевывать столицу. Видимо, в город­ках за чертой оседлости и можно бы­ло думать либо о вечности, как г-н Шагал, либо о бросании бомб и про­чей стрельбе, как г-жа Каплан, г-жа Землячка и т.д. Савинков однажды меланхолически заметил, что если бы в России не было черты оседло­сти, то, вполне вероятно, не было бы и революции. Впрочем, по мнению Юрия Альтшуля, мать его вряд ли была убежденной анархисткой. Не успела. Но характер имела вполне подходящий. «Она приехала в Питер шестнадцати лет и сразу поступила на патронный завод Барановского, – говорит Юрий Викторович. – А на заводе Барановского работали одни молодые девицы, и балтийские мат­росы – в общей массе анархисты, хо­дили туда, как в парк – знакомиться с девушками. Вот ей и выпало на до­лю ближе всего сойтись с этими горлохватами».

Вторым самостоятельным шагом Любы Альтшуль было вызволение своего невенчанного мужа из тюрь­мы. Последний ее полуреволюцион­ный-полусупружеский подвиг – самодеятельный побег в 18-м году че­рез фронты из Москвы в Одессу, где она последний раз видела Железнякова. В Одессу Железняков бежал под фамилией Викторс, спасаясь от расстрела.

Заметки на полях его сражений

Спасался матрос Железняк в Одес­се от двух своих товарищей – това­рища Дзержинского и товарища Подвойского. Последним товари­щем он был объявлен вне закона: несмотря на то, что к лету 18-го года Железняк имел значительные воин­ские успехи. Бежал же он к морю, влекомый все той же мечтою об эмиграции в Америку. Только если раньше Америка была для него сим­волом личной свободы, то теперь Железняк, знающий уже вкус войны и вкус победы, намеревался устро­ить в Соединенных Штатах миро­вую революцию.

Здесь начинается самая печальная и самая закономерная часть жизни так ничего и не понявшего матроса.

Его, как чрезмерно популярного революционера-анархиста, начали постепенно «убирать», а он все счи­тал, что речь идет о банальных раз­борках с тем или иным товарищем по борьбе, с каким он не сошелся характерами. Юрий Альтшуль счи­тает, что его отец стал жертвой борь­бы полковых командиров: «Еще ко­гда я не собирал материалы об отце, – говорит он, – еще с войны, я вы­нес самые своеобразные впечатле­ния об общении с партизанами и подпольщиками. Страшное дело – никто из них хорошего слова друг о друге не сказал. Мне кажется, что тут главное – особая психология, свойственная полевым командирам, героям иррегулярных армий. Вся­кий из них сначала вождь, а уже по­том воинский начальник. То же са­мое мы видим сейчас в гражданских войнах на окраинах...» Оно не без этого, но некоторая статистика не позволяет абсолютно согласиться с Юрием Викторовичем.

Железняк погиб 26 июля 1919 года. Незадолго до того в Харькове было расстреляно несколько махновских командиров, а полгода назад был убит в спину его фронтовой друг и начдив – левый эсер В.Киквидзе. В самом конце июля без суда был рас­стрелян комбриг Приднепровской бригады «самостийник» А.Богунский. В августе при невыясненных до конца обстоятельствах погибли два других известных украинских комбрига – Т.Черняк и В.Боженко, а также начдив Н.Щорс. Через год на Дальнем Востоке коммунисты расстреляли популярных партизан – анархиста Я.Тряпицына и максима­листку Н.Лебедеву-Кияшко. В 1920-21 гг. расстреляны Б.Думенко и Ф.Миронов. Тут нельзя не заметить некоторой планомерности отстрела. А что делать? Нужно было бороться за власть, а не за свободу!

Итак – альбатрос октября Желез­няков был объявлен вне закона (по подозрительно мелкому поводу) Ни­колаем Подвойским, восстановлен в правах вечным бенефициантом ис­тории Троцким и в итоге убит Кли­мом Ворошиловым.

Но пока – лето девятнадцатого го­да. Одесса уже занята Красной ар­мией. Железняк реабилитирован Троцким, Америка на время отстав­лена.

На этой веселой и победительной волне, на флагманском бронепоезде имени Худякова, будучи назначен командиром бригады бронепоездов, в составе 14-й армии советского ка­валергарда Ворошилова, матрос Же­лезняк бодро въехал в последний месяц своей жизни.

Бывшая советская разведчица Н. Улановская – жена анархо-синдика­листа, разведчика и подрывника на бронепоезде имени Худякова, впос­ледствии работавшего в Разведупре РККА, – вспоминала: «Я приехала в Николаев, когда Железнякова уже убили, а отец стал заместителем но­вого командира бронепоезда, Есть версия, что убили Железнякова большевики: к тому времени, когда он попал на юг, после Октября, у них были с ним счеты как с анархи­стом, его объявили вне закона. Но Железняков умел воевать, значит мог принести пользу. Заместителем ему дали большевика, после гибели Железнякова он стал командиром, но бойцы его не любили. (...) Есть основания считать, что этот больше­вик его и застрелил, смертельно ра­нил в спину во время боя. А Желез­няков умер, убежденный, что в него попала вражеская пуля». Юрий Альтшуль помнит, что влия­тельные друзья матроса Железняка, часто приходившие к его матери (а приходили и нарком Дыбенко, и большевик Ховрин, и комендант Кремля Мальков) были уверены, что заказчиком убийства Железнякова был Ворошилов. А организатором убийства называли в то время на­чальника особого отдела 14-й ар­мии. Он был первым ворошиловским стрелком и большой свиньей. Он, надо полагать, догадывался, что за двусмысленные обстоятельства смерти Железняка ни с него, ни с командира не спросят.

Матроса Железняка похоронили на Ваганьковском кладбище. Эпита­фию на его могилу написал Клим Ефремович Ворошилов. Вот какую:

«Имена таких народных героев, как Чапаев, Щорс, Руднев, Пархоменко, Лазо, Дундич, матрос Железняков и многих других будут постоянно жить в сердцах поколений... Они вдохно­вляют нашу молодежь на подвиги и героизм и служат прекрасным при­мером беспредельной преданности своему народу, Родине и великому делу Ленина».

А Люба Альтшуль из всех речей, какие в изобилии говорились и воз­ле Дома Анархии, где проходило прощание, и на кладбище, запомни­ла только одну фразу. Кто-то крик­нул: «Анархисты доказали, что могут умирать за большевиков. Пусть те­перь большевики докажут, что могут жить с анархистами!

Доказательства

Первый раз Любу Альтшуль пыта­лись арестовать в 21-м году в Моск­ве. Но она умудрилась бежать в Брянск. Главная тема жизни про­должалась. Ее арестовали в Брянске за участие в контрреволюционной организации анархистов и отправи­ли под Архангельск в ссылку. Оттуда вновь была переведена в Москву и отправлена в Соловки «за соучастие в организации побега анархиста Чарина Ивана Александровича из Ар­хангельского концлагеря».

«ГПУ еще только училось тогда – не особо зверствовало...» Юрий Ви­кторович вспоминает, что на Солов­ках были иссиня-черные дома. И вполне спокойные вертухаи, кото­рые заходили по колено в море (по свои высокие сапоги), накалывали на штыки морских звезд и давали детям.

«...Сроки были маленькие, голодом не морили. Но жизнь-то рушилась и одним годом Соловков...»

Из последней ссылки Люба Альт­шуль даже не убежала, а ушла – от­просилась на месяц отвезти заболев­шего туберкулезом сына в город Мозырь и не вернулась. У нее было ка­кое-то шальное, безусловное прене­брежение к власти. Ей некогда было возвращаться в ссылку – она посту­пила в химическую артель, где пла­тили за вредность приличные день­ги, чтобы иметь возможность отпра­вить сына в Сухум. Отправила.

А когда в Бутырках оглашающие приговор товарищи ей сообщили, что она не может взять с собой на Соловки ребенка, Люба начала сына душить. Сказала, что задушит на глазах высокого собрания, если им не разрешат поехать вместе. «И до­вольно-таки сильно придушила, – говорит Юрий Викторович, – я сам не помню, но мне рассказывали, что я уже начал хрипеть». Разрешение было получено, и Люба поехала на Соловки с большой медной ванноч­кой – чтобы купать ребенка, как по­ложено.

В пятьдесят первом году Любовь Абрамовну выслали из Москвы в последний раз – ей был уже ровно пятьдесят один год и у нее было двое детей-подростков от второго брака. Юрию Альтшулю происходящее по­казалось чудовищной несправедли­востью. «Мою мать – куда? А я толь­ко что пришел с войны – это что-нибудь, как мне казалось, да значи­ло. Начал воевать в 39-м на Карель­ском перешейке пулеметчиком, а уже в 43-м году был командиром от­дельного противотанкового дивизи­она с правами полкового команди­ра. Привык за годы, что от меня за­висит и жизнь, и смерть. На улице без пистолета чувствовал себя полу­раздетым. Я не мог прийти в себя: за что все-таки мою мать высылают? Это я сейчас осознал, что помню из детства многое, если не все, а тогда мне было не до детских воспомина­ний. Тем более что я еще не мог в них разобраться. Первый раз о том, что мать была женой Анатолия Же­лезняка, я услышал в 51-м году».

Проверка памяти

На этом, собственно говоря, наша маленькая история кончается и на­чинается история другая. Любовь Абрамовну Альтшуль после 53-го го­да не трогали; она умерла в 77-м – «в шесть часов утра, никого не беспо­коя, перемыв всю посуду».

Юрий Альтшуль стал юристом абавный выбор дела жизни для сы­на анархиста и анархистки, один из которых закон ненавидел, а другая обращалась с законом с женской не­посредственностью: его игнориро­вала. Тем не менее, Юрий Викторо­вич не ушел от наследственности: он начал писать книги, стал членом со­юза писателей. Под псевдонимом Юрий Туманов (сам по себе и псев­доним-то интересен) опубликовал несколько книг о войне. В журнале «Октябрь» были напечатаны два его прекрасных рассказа «Буйвол, бед­ный буйвол» и «Вас сейчас расстре­ляют». В каждом его рассказе и в ка­ждой его повести главного героя, молодого армейца, обязательно зо­вут Виктор Железняков. Или просто – лейтенант Железняков. И всякий раз сюжет построен на том, что главный герой Железняков совершает поступки, совершенно не укладывающиеся в жесткие рамки тревожного законопослушания. Один Железняков у Юрия Туманова не отдает ге­нералу чрезвычайно понравившего­ся тому коня (сам Юрий Викторо­вич воевал в конной артиллерии, посему тема коней на войне ему дос­таточно близка), второй Железня­ков, напротив, убивает единствен­ную оставшуюся в живых лошадь, чтобы накормить умирающих с го­лоду людей. И едва не попадает под трибунал за саботаж и уничтожение казенного имущества. Еще один Железняков остро ненавидит тех, кто участвует в расстреле дезертира.

Все эти Железняковы – немного и сам Юрий Викторович, потому что и он на войне занимался тем же са­мым: два раза чуть не попадал под суд, а три раза принимался убивать собственного комиссара.

«Я считаю, что тоже пережил свою революцию, – говорит Юрий Альт­шуль, – после большой войны рево­люции, в общем-то, неизбежны. В той или иной форме они произошли в каждой пережившей вторую миро­вую войну стране. Произошла и в нашей – пусть и на подсознатель­ном уровне. Эта революция научила наше поколение настоящей жизни, что и есть главное завоевание всяко­го переворота. Так что революции у нас в стране, я считаю, происходят перманентно. А в промежутках меж ними, как и учит, история, – у нас смутные времена. Так что Железня­ка, я так думаю, забывать не стоит».

И знаете, что самое интересное? Ведь не забывают. Недавно демон­тировали памятник Железняку на развилке Дмитровского шоссе. По­чему он там был поставлен в. свое время, вполне непонятно – на раз­вилке Дмитровского шоссе Желез­няк подвигов не совершал. Почему его решили убрать именно сейчас – тоже непонятно. Видимо, кража мраморного постамента из-под па­тетической фигуры героя была при­урочена к столетию со дня его рож­дения. На перестановку самой фигу­ры в город Долгопрудный было по­трачено двадцать пять миллионов рублей (!). И тут же в городе Долгоп­рудном, как явствует из передачи «Времечко», нашелся человек, кото­рый утверждает, что матрос Желез­няк является ему и говорит с ним.

Было бы крайне интересно уз­нать, что именно он рассказывает своему неожиданному медиуму?

Евгения ПИЩИКОВА

(при участии Ярослава ЛЕОНТЬЕВА)

 

("Общая газета" № 19(95) 11-17 мая 1995г.)