Дэвид Уотсон

Катастрофа как образ жизни: анти-империализм для двадцать первого века

1. Жгите ваши библии, а не ваших соседей

Сейчас, когда большая часть и патрициев и плебеев американской метрополии, от хорошо обеспеченных торговцев фьючерсами до посудомоек, страдают от перекрестного огня, который ведут мир Джихада и мир МакДональдса, настало время задать себе вопрос, какие силы на самом деле участвуют в столкновении и какова ставка. Ужасное разрушение Всемирного Торгового Центра и гибель четырех самолетов 11 сентября 2001 года явились неслыханным преступлением против человечества. Люди, которые, совершив самоубийство, уничтожили тем самым несколько тысяч человек и причинили физические и моральные страдания очень и очень многим, это настоящие чудовища. Каковы бы ни были наши политические убеждения, мы можем только восхищаться пассажирами рейса 93 Юнайтед Эрлайнз, который рухнул в тот день в Пенсильвании. Эти люди не захотели стать орудием чьего-то безумного замысла, они боролись за то, чтобы взять в свои руки управление самолетом и спасти свою жизнь и жизни других людей.

Что касается Пентагона, то атака на него была не менее жестокой, а способ атаки заслуживает осуждения как негуманный. Тем не менее, мы должны осознавать, что это военная цель, штаб ведущейся, хотя и необъявленной глобальной войны за поддержание экономического превосходства американской корпоративной элиты, войны, которая уже унесла миллионы невинных жизней в таких местах, как Вьетнам, Центральная Америка, Ирак и многих других (включая жизни десятков тысяч солдат-пролетариев, в основном американских). При этом эта война обеспечила комфортную жизнь верхним эшелонам класса центурионов, которые ее и развязали. С точки зрения масштабных и лишенных человеческих эмоций операций, говоря туманным и напыщенным языком военной бюрократии, «по восстановлению высшей справедливости», дымящаяся дыра в стене Пентагона позволяет взглянуть на вращение вечного колеса судьбы, принцип действия которого «что посеешь, то и пожнешь».

Несмотря на громогласные заявления в средствах массовой информации, нынешний обмен проклятиями между слабо организованным исламским фашистским интернационалом Бен Ладена и военной коалицией гегемонов (какое бы имя ей в нынешнем сезоне не придумали рекламные агенты Бен Буша и Аятоллы Эшкрофта) не является столкновением «цивилизаций» или культур, столкновением между Западом, олицетворяющим разум, демократию и прогресс с одной стороны, и иррационального террористического исламского Востока с другой стороны.

Как мудро заметил Эдвард Саид, такие образы, добавим от себя, образы, которые разделяют и самозваные «западные» крестоносцы и «восточные» воины джихада, «фактически игнорируют внутреннюю динамику и многообразие каждой цивилизации, а также тот факт, что наиболее сложным вопросом в большинстве современных культур является, как раз, определение или интерпретация каждой культуры и малопривлекательное предположение, что попытки говорить от лица всей культуры или религии, обычно основаны на демагогии и откровенном невежестве». Вместо того чтобы создавать «такие удобные лишь самому себе плоские абстракции – Саид рекомендует – рассуждать в терминах сильных и слабых сообществ». В действительности, замечает Саид, история состоит не только из религиозных войн и имперских завоеваний, но и из обмена, взаимного обогащения и сотрудничества. «Действительно, знакомого нам Запада с его гуманизмом, наукой и просвещением не существовало бы без ислама, через который в «Европу» пришли глубокие традиции, идущие со времен классической античности, которые Европа привыкла считать своими собственными. Внутри изначально находится ислам». 2

Более того, исламские фундаменталисты, которые сейчас воюют против империи, это приверженцы пуританского милитаристского культа, который, как и все фундаменталистские движения, может существовать только избавившись от своего богатого и утонченного культурного наследия – от учености, мистического экстаза, музыки, танца, поэзии и изобразительного искусства, которые сделали ислам одновременно уникальным и близким всей духовной культуре человечества, фактически вплетенным в ее ткань. Вещи бывают одновременно пустыми и полными, поэтому суфизм, даосизм, дзэн и другие духовные озарения растут из одного корня. Все сторонники религиозного тоталитаризма подавляют жизнь и песню, танец и поэзию везде, где только могут, более жестоко, чем любые нерелигиозные течения.3

Хотя исламский фундаментализм нельзя объяснить просто реакцией на хищническую жестокость капиталистического Запада, он явно мутировал из водоворотов и тихих заводей имперской истории, как возмездие европейскому колониализму, западному капитализму и советскому государственному социализму. Обобщенный страшный образ Другого это кристаллизация дурной веры господствующей империи и чудовищ, населяющих ее беспокойные сны. Нынешняя операция Бесконечная Война это не столько столкновение цивилизаций, сколько эпическая бандитская разборка между изначально бандитским государством и изначально внегосударственными бандитами, между империей и ее мрачным порождением.

Говоря более конкретно, хорошо известно, что многие вожди, возглавляющие этот амбициозный и обскурантистский конкурирующий тоталитаризм, включая самого главного злодея в тюрбане, собирались, обучались и финансировались Соединенными Штатами во время предыдущего крестового похода против конкурирующей империи, афганских моджахедов даже принимали в Белом Доме, как и самопровозглашенных контрас. Президент Рональд Рейган называл их «таким же моральным авторитетом, как отцы-основатели США». Сейчас такие же моральные авторитеты, подновленные и заново профинансированные, отправлены вести войну, многие из них это остатки от последней авантюры, это люди которые много раз переходили с одной стороны на другую, полевые командиры из зоны, которую принесли в жертву бесконечной войне.

Бесконечная тараканья война, часто децентрализованная и неуправляемая, бесконечная этно-религиозная вражда, джихад против, а иногда и в союзе с «миром МакДональдса», миром глобальной капиталистической монокультуры и техномилитаристского неолиберализма – разве это не основная схема начинающейся эпохи? Как утверждает Бенджамин Барбер в своей работе «Мир Джихада против мира МакДональдса» (1995), эти конкурирующие силы, не просто конфликтуют, они сливаются воедино и усиливают друг друга. И в могущественной метрополии, все время расширяющей свою власть и влияние, стремящейся захватить каждый уголок, где есть жизнь, и в убогих княжествах, борющихся за существование на периферии, продающих алмазы, рабов, оружие и наркотики, чтобы оплачивать свои агрессивные войны и удовольствия, господствует клептократическое государство. Война это его хлеб. Большинству из нас, тех, кто относится с уважением к национальным культурам, кто привык полагаться на самого себя и при этом исходит из поликультурной глобальной взаимозависимости, придется искать укрытие от этого перекрестного огня.

Мировые религии – это сложное явление. Оно включает в себя глубокое проникновение в тайну человеческого существования и сознания, принадлежащего миру природы и одновременно находящегося вне ее. Можно быть безбожником и, тем не менее, отдавать должное мудрости религиозной традиции. С другой стороны, мировые религии несут на себе груз авторитаризма и институциональной патологии тех империй, которые используют их для оправдания своей репрессивной власти. Как заметил Блэк, «организованная религия» это противоречие в терминологии.

Если древние религиозные традиции были изначально неспособны обуздать человеческие пороки чтобы предотвратить образование империй или чтобы восстановить трансцендентные человеческие сообщества на руинах античных поселений, разрушенных этими империями, то тем более они не в состоянии сделать это сейчас. Мы можем найти в этих религиях некоторые полезные прозрения – подобно тому, как бедняки на окраинах Каира, Сан-Паулу и в других местах роются на огромных свалках прото- и постиндустриальных отбросов и находят разные полезные мелочи. Но, как и руины в Манхеттене или в Афганистане, эти осколки все еще дымятся, они радиоактивны и способны образовывать новые взрывоопасные комбинации. Боги нас не спасут.

Независимо от того, что является источником наших прозрений – античная мудрость, современная светская традиция или и то и другое, мы должны ясно осознавать, что это общее достояние всех людей. Если парафразировать ставшую широко известной бодхисатву из Лос-Анджелеса, можно сказать «Мы должны научиться ладить друг с другом, или нам придется страдать от последствий». Как заметил один анархист по поводу теперь, очевидно, ставшего универсальным «ирландского вопроса», жгите ваши библии, а не ваших соседей. Иерархическая религия, застой, узкий национализм и патриотизм, а также имперская роскошь и бесчеловечное анти-имперское противодействие, которое фактически является зеркальным отражением империализма, не просто не позволяют человеку раскрыть свой потенциал, они враги самой человеческой жизни.

Фундаменталистский джихад или имперские репрессии – не единственно возможная альтернатива. Светский космополитизм, который уважительно относится к человеческому духу, гуманный, скептический, полный сострадания, включающий в себя международную солидарность всех людей и уважение к божественной природе каждого человека, осознающий хрупкость экологического равновесия и культуры, прошедшей такой долгий и трудный путь, и, наконец, бросающий вызов существующей системе взаимоотношений сильных и слабых, - это не просто альтернативный путь выхода из кризиса, это, скорее всего, единственный выход из него.

Повсюду на нашей планете люди ведут борьбу за то, чтобы не разрушить тончайшую паутину жизни, чтобы накормить детей и вырастить урожай. Людям не нужна война, по крайней мере, когда они способны осознавать последствия войны. Для человека естественна любовь к детям и, следовательно, к будущим поколениям. Многие задают вопрос, зачем «во имя бога» давать уничтожить себя в вихре войны?5

(перевод – Е.Варгина)