ПАМЯТИ СВИНЬИ

Первый панк СССР умер от перитонита

Общеизвестно, что Свин был человеком бесшабашным и добрым. Общеизвестно, что большую часть жизни он пил "как сапожник". Общеизвестно, что был чужд снобизму и любил приезжать в Москву.

Последний раз я видел его 3 мая 98-го у Ланы Ельчаниновой, в клубе имени Джерри Рубина, на 3-м фестивале "Фашистов и буржуев на ...!" Свин был, как всегда, пьян и, как всегда, великолепен. Первого панка СССР нисколько не ломало петь в маленьком подвале перед 40 или 50 пацанами и девчонками, многие из которых даже не знали, кто он такой. Ирокеза, сколько я знаю, Андрей Панов никогда не носил, но более панковского человека представить себе трудно.

Записи Свина и его группы "Автоматические Удовлетворители" (ленинградское качество since 1979), не очень распространённые в природе, обычно шокируют тех, кто начинал своё знакомство с панк-роком с макларэновских гомункулюсов Sex Pistols и попугопнического самосада Exploited. Свин, окружённый советской действительностью, имел счастье не слышать в далёких 70-х записей "патентованного" панка и, создав первую в СССР панк-группу, пошёл своим путём. Его музыку трудно отнести к какому-то определённому панк-стилю. Зато он пел песни с прямой критикой властей и существующих общественно-психологических реалий. И фирменный панковский саунд достигался просто очень хуёвой аппаратурой - а кто же пустит в хороший зал человека, который зрителям пипиську показывает?

Он любил иронизировать над собой и издеваться над всей, такой героической в собственных глазах, рок-сценой, заявляя, что он поёт диско и как-то даже записав несколько своих хитов, натурально, в диско-обработке. Слушаешь - вроде ВИА, а вроде и... Словом, Свин умел удивлять.

Родившись в России с умом и талантом, он всю жизнь бежал от своей предопределённой интеллигентской утончённости (мама-балерина, детство за кулисами). Он ел кал и пил мочу, когда в ранние 80-е на его концерты приходила рафинированная "подпольная богема". Барышням приходилось восхищаться - ведь Свин был явно против Системы.

Остался он против Системы и в новые времена. В эпоху победившей коммерции записывать его могли только подвижники, вроде Ланы Ельчаниновои и Олега Ковриги, который осенью 98-го и выпустил самый свежий альбом АУ, оказавшийся последним. Кассета называется "Праздник непослушания, или Последний день Помпеи". Песни новые и классические, всего числом 14. В кои-то веки в настоящей панковской обработке. Тем, кто рос на пистолз-эксплойтед, должно понравиться. И это хорошо. У каждого пусть будут свои Автоматические Удовлетворители.

Чувствуя разрушение этого мира, неизбежный крах современной цивилизации, всю жизнь являясь "певцом упадка", Свин не дожил совсем чуть-чуть до первых вздохов Везувия. Его сгубила боль в животе. Обычная причина для обычного человека.

Влад ТУПИКИН