ХУДОЖНИКИ НА КАРТОННЫХ БАРРИКАДАХ.

СТЫДНО, ХУДОЖНИКИ!

В субботу, 23 мая 1998, когда движение машин на улице Герцена в Москве было не особенно сильным, в 350 метрах. от Кремля дорогу перегородила картонная баррикада, укреплённая для солидности несколькими железными загородками.

Баррикада была построена в ознаменование 30-летия парижского Красного мая от имени Внеправительственной контрольной комиссии (ВКК) группой товарищей по инициативе художника Осмоловского (он известен прежде всего тем, что в 91-м выложил телами 13 своих сподвижников слово "хуй" прямо на брусчатке Красной площади). Всего в перекрытии улицы, включая многочисленных журналистов, участвовало около 150 человек. Через полчаса после начала акции явилась милиция, ещё через полтора часа оставшиеся на баррикаде восемь человек были повинчены. 25 мая задержанных приговорили к штрафам – от трёх до пяти минимальных зарплат каждого. Что было хорошего в этом мероприятии и что плохого?

Хорошим был драйв большинства участников. Присутствующие, в том числе многие журналисты и арт-критики, водили хороводы, скакали как стрекозлы и орали то "Власть народу!", то "Власть воображению!", то "Никакой власти никому!" Окрестности оглашали какофонические хрипы мегафона и битьё железяками по железякам, которое производили русские, французские и американские неформалы. Обстановке весёлого карнавала способствовали какие-то мелкие и оттого казавшиеся ненастоящими, мультяшными, лозунги на французском языке (уменьшенные копии лозунгов Красного мая 68-го, включая знаменитые "Смерть коро¬вам!", "Долой!" и "Ёб вашу мать!" – на франц. яз.).

Очевидно плохи (и это ещё мягко сказано) были русскоязычные требования: "Каждому из участников акции по 1200 долларов ежемесячного жалованья", "Полная легализация всех наркотиков" и "Безвизовый и бесплатный проезд по всему миру". Плоха здесь не сама их невыполнимость ("Будьте реалистами – требуйте невозможного!" – провозгласили наши предшественники 30 лет назад), а то, что такой мелкой и приземленной оказалась фантазия ВКК. К тому же, показной эгоизм требований (только для себя, а не для всех!) в корне противоречил коллективистскому духу всех левых движений. Участие менеджерской секции журнала УТОПИЯ выразилось в выдвижении 82 альтернативных требований и в притаскивании лозунга "Денег нет – и не надо!", однако наши листовки в потоке осмоловского красноречия оказались незамеченными продажными СМИ, которые трактовали всё по схеме: "Художники и золотая молодёжь с жиру бесятся".

Подробнее о подоплёке мероприятия. Баррикада 23 мая – не единственный саморекламный продукт фирмы ВКК. На рынке левацких идеологических конструкций акции стройматериалов товарища Анатолия Осмоловского поднялись ещё в конце 97 года, после выхода в свет журнала "Радек". Теперь, польстившись на глянцевую обложку, модный "радикальный" дизайн и велеречивую глубокомысленность товарища Толика, примоднённая молодёжь из ДвУРАКа и ЛАСа внимает ему, открыв рот, и даже идёт на бутафорские баррикады, не найдя лучшей компании и способа отметить 30-летний юбилей Красного мая.

Некоторые идеологические заявления делаемые редакцией "Радека" или лично товарищем Осмоловским выглядят весьма странно и подозрительно. Так, ими проводится мысль о том, что в новую эпоху надо действовать новыми методами и потому "небольшая группа профессионалов"-манипуляторов масс медиа может сработать эффективнее, чем большие массы людей во время стачки или на демонстрации. В роли такого ловкого медиа-манипулятора, служащего народу, Осмоловский видит и предлагает себя. Ну, насколько эти методы новы – это ещё бабушка надвое сказала, тут нас, как говорится, рассудит сама история, а вот то, что от них за версту пахнет элитаризмом, авангардной ролью (на этот раз даже не партии, а горстки людей), претензией осчастливить массы помимо их непосредственного участия – в этом нет никакого сомнения. Как и в том не приходится сомневаться, что идеи эти совсем не из левого идеологического сундучка, а как раз-таки наоборот – привет от Муссолини, Гитлера, Сталина, Мао и прочих "авангардных" личностей!

Но интересно вот ещё что. Пока товарищ Осмоловский, ещё более далёкий от народа, чем даже московские анархисты, разрабатывал элитаристские планы самозаклания на картонно-пенопластовой баррикаде 23 мая, кузбасские, печёрские, ростовские, тульские шахтёры, у которых дети умирали от голода, действуя той самой массой, которую Анатолий признал неэффективной, вполне эффективно перекрыли несколько важнейших железных дорог страны – и никакая самая продажная пресса не смогла этого факта замолчать.

В этом контексте выдвижение А.Осмоловским требований про 1200 баксов и наркотики поставило его и его ВКК в положение столичных краснобаев, зарабатывающих дешёвую популярность на подлинных страданиях и настоящей борьбе других людей. Впрочем, это последнее, похоже, и есть ответ на вопрос: "Зачем всё это было устроено?"

Иван БАЗАРОВ

Владлен ТУПИКИН