почти совсем внутренний

ОРГАН

московских анархистов

тыловой листок #3, 22 апреля 1998

светлый арбатов понедельник

НА БОЙ КРОВАВЫЙ, СВЯТОЙ И ЛЕВЫЙ...

20 апреля 1998, в день рождения Гитлера, с 18 до 19.30 группа из примерно двух десят­ков анархистов и одного троц­киста патрулировала Арбат на предмет обнаружения и разгона скинов и других фашистов, гипотетически собиравшихся устроить марш в честь своего поганого фюрера.

Боевой дозор был не очень уж боевым и может оно и к лучшему, поскольку, как сказал нам один из участников акции товарищ "Первый", толпа подвыпивших неформалов - не бог весть какая боевая единица. "Нам ещё крупно повезло, - считает "Первый", что противник был неорганизован, а "леснику" было не до нас".

Разбившись на пары, тройки и четвёрки, а иногда соединяясь в плотное двадцатиголовое тело, юные антифашисты отсканиро­вали почти всю территорию Арбата и прилегающих пере­улков, однако обнаружили и подвергли "убеждению действием" лишь нескольких разрозненных фашистов. Никаких сле­дов зловещего марша не было. Согласно распространённой ими же самими легенде, пару раз пьяные Два Друга, уходившие втроём на разведку, натыкались на группки скиновской молодёжи, которые при виде их хмельной удали, сами разбегались. Была одна стычка с тремя скинами, в ходе которой уже другая рейдо­вая группа левых применила по фашистам оружие люмпен-пролетариата - газовый баллон.

Общее количество разогнанных в этот вечер скинов оценивается самими борцами примерно в 20 человек.

По мнению товарища "Второго", ничего интересного вообще не было: "Полная фигня и писать об этом не надо. Я лич­но просто пришёл за порцией пиздюлей - своего рода акт отча­яния. Если бы скинов было хотя бы 10 человек вместе, нам бы пришлось плохо. Очень плохо".

Моральная обстановка "в "рядах" была не очень хороша и "Первый" постоянно боялся, что кончится позором: "Придёт "лес­ник" и всех разгонит". "Лесник" пришёл, проверил документы и ушёл. Наверное, принял москов­ских "антифа" за празднотусующихся. А в общем, так, наверное, и было, ибо зачем же ещё приходят на Арбат по вечерам во все 365 дней года группы и отдельные представители идеоло­гически нейтральной или окра­шенной молодёжи? Правильно сказал "Второй" - за пиздюлями. Кто - получить, кто - сам навесить. Всё вместе это и есть тусование.

"Праздники антифашизма" на Западе, на которые зачарованно смотрят через три границы наши товарищи, выглядят совсем по-другому. Впрочем, примера осталось ждать недолго: посмотрим, что произойдёт 1 мая в Лейпциге и других городах Германии.

Соб. инф.

товарищи красноармейцы и краснофлотцы

СЛОВО ХУДОЖНИКА

Быть современным левым - это значит оставаться интернационалис­том. Никакие возражения не должны приниматься в данном вопросе в рас­чет. Очень популярный довод, что жи­тели западных стран ввиду их относи­тельного благосостояния уже давно стали мелкими буржуа, эксплуатирующими развивающиеся страны третьего мира, не выдерживает никакой крити­ки. Во-первых, эту эксплуатацию про­водят не они, а правительства и частные компании западных стран исключительно из-за собственных интересов, и, во-вторых, благососто­яние, достигнутое западными рабочи­ми, - это итог бескомпромиссной борь­бы самих этих рабочих со своими правительствами. Все эти утверждения верны и в отношении к российским условиям.

Однако не надо впадать и в другую крайность - отрицать национально-освободительную борьбу угнетенных народов третьего мира. На самом де­ле, современный левый должен пытаться мобилизовать различные национально-освободительные движения для международной борьбы. Интернационализм современного левого может быть определен как координация различных национальных моделей борьбы в единый интернациональный фронт сопротивления капитализму. Ничего экстравагантного.

Анатолий ОСМОЛОВСКИЙ

(mailradek, текст no.39)

электронная почта

БИТЬЕ В Е-БУРГЕ

Многие из нас видели по телеку избиение студентов в Екатеринбурге. Давно уже власть настолько откро­венно не показывала своего презре­ния к молодежи. Теперь они конечно ищут и находят виновных - полетели со своих кресел какие-то отдельные свердловские менты. Теперь все - от губернатора до и.о. премьера рассыпаются в любезностях по отношению к студентам и выказывают им себя "своими". Вот только "момент истины" уже был - власти проговорились в прошлый вторник, - и мы это видели. Язык насилия и изворотливой лжи - вот настоящий язык власти. На этом языке они будут говорить со всеми, кого по-настоящему испугаются. А мо­лодежи они, похоже, боятся. Запомним это.

Для тех, у кого нет телевизора, ОРГАН помещает текст, нарытый Алисой в сетях. Автор его - хорошо известный московским и не только мос­ковским анархистам дээсовец Саша Зимбовский. Увы, нам не удалось вы­яснить его электронный адрес. Саша, откликнись! Давай обмениваться ин­формацией по электронке - это быстро и эффективно. Кстати, привет тебе от Гривы - он прочел твой текст и впечатлился.

Студенческие волнения глазами очевидца

Студенческий митинг начался около дворца молодежи в 14-00, сначала он протекал в соответствии с регламентом, однако после того как организаторы объявили о закрытии митинга, студенты не разошлись, а стихийно пошли к зданию городской администрации. При этом пикетирующие своим скоплением перекрыли ближайшую к зданию сторону дороги и обкидали здание снежками, за это милиция забрала несколько студентов. Потом студенты пошли к зданию областной администрации. Во время движения колонны на ее арьергард напали со­трудники милиции и отобрали знамя Свердловских анархистов.

Дойдя до Областной администрации, студенты заполнили площадку непос­редственно перед зданием. Через некоторое время полностью оснащенные (щиты, шлемы, дубинки) ОМОНовцы, вытеснили студентов сначала с части площади, а потом и со всей площади целиком. При этом они избивали отступающих последними студентов и студенток, нескольким студенткам пришлось прыгать с парапета на обледеневшие ступеньки с двухметровой высоты. Одна из студенток после это­го не смогла встать сама.

Некоторые митингующие, будучи недовольны таким обращением, ответили милиции бросанием кусков льда и бутылок. Милиционеры пытались, в ответ, выхватывать отдельных пикетирующих из толпы, что им иногда удавалось, избивали отошедших от места митинга студентов.

Стихийное пикетирование прекратилось после того, как к студентам вы­шел представитель администрации, и обещал им, что их требования будут переданы в правительство РФ, а так­же рассмотрены на областном законо­дательном собрании.

Консультант "Движения против насилия"

Александр ЗИМБОВСКИЙ

тихо в лесу

АНАРХИСТЫ В ДЕНЬ ПРОТЕСТА 9 АПРЕЛЯ

Москва

9 апреля ОРГАН впервые вышел "в люди", то есть за пределы московской анархической тусовки - редактор припёрся на митинг профсоюзов и оппозиции к Белому дому, чтобы продать хоть несколько экзе. Что его больше всего удивило - покупали. Правда, следует признать, что на "Прямое Действие", распространявшееся тут же товарищами Дамье и Лимановым, представители собравшейся на митинг | социально-культурной группы (заскорузлые пенсионеры и пролетариат) реагировали лучше.

Более ничего интересного там не происходило, если не считать блажной ряженой старушки, изрядно поразвлёкшей публику как раз по соседству с анархо-синдикалистами.

Народу было тыщ пять-шесть, Исаев говорил через усилок не выходя из машины, никаких по-настоящему радикальных лозунгов ни организаторы, ни собравшиеся-трудящиеся не выдвигали. Видимо, ещё не так припёрло. А потом - мы ведь и так знаем про профсоюзы ФНПР, что они продажные? Правильно, вот они и снюхались с властями, чтобы не "провоцировать" в ответственный и трудный момент прохождения Киреенко через знакомое, но вдруг чего-то заупрямившееся лоно государственной думы.

Всё было предсказуемо. Всё и было предсказано товарищем Дамье в прошлом номере ОРГАНа.

Отметим большое (очень большое!) количество фашистов и бесплатной фашистской литературы и задумаемся над этим.

В.Т.

Петроград

9 апреля в Питере состоялась многотысячная демонстрация профсоюзников, "красных", "коричневых" и прочих по Невскому шли колонны рабочих с "Русского Дизеля", где не платят зарплату уже более полугода. Был митинг на Дворцовой - 70 тысяч человек.

Анархистов пришло 16 - участники Питерской лиги анархистов и Независимого студенческого профсоюза (новая группа анархической ориентации, не имеющая прямого отношения к "Студ.Защите"), при них - два знамени и транспарант "Долой режим грабежа!" Они опередили краснознамённую колонну и в числе первых вошли на Дворцовую, где им тут же преградили дорогу менты и потребовали убрать флаги или убраться самим - на том основании, что анархисты-де не подавали заявку на участие в митинге. Но на применение силы менты идти, видимо, побоялись и, спустя некоторое время, отстали от нашей группы, приставив к ней для наблюдения двух ГАИшников (которые на протяжении всего митинга как мартышки ходили за Петром Раушем и остальными ребятами). Митинг продолжался часа полтора - за это время участники Лиги раздали 2,5 тыс: листовок, потом народ постепенно разошёлся.

@.М.

заметки фенолога

MAY DAY: НОВОСТИ У ПТИЦ И ДРУГИХ ДВУНОГИХ

Ну вот, дождались, бьёт в окно отбойным молотком 1 мая. С мыслями полный разлад и во­обще, с репой совсем связь нарушилась. Дни теплее - у деву­шек юбки короче. Хочется говорить о любви, радости, свободе, чёрт возьми! Травка зеленеть начинает разная. Почечки набу­хают (тоже разные), листики распускаются: маленькие такие, зелёненькие, поэтому все дере­вья утопают в какой-то зеленова­той дымке. (Кстати, листочки распускаются именно 1 мая.) А первые цветочки! Можно уми­ляться на них часами: мать-и-мачеха, одуванчики... Солнышко такое тёплое, прозрачное. Так и хочется подставить под него свою рожу и другие части тела. А потом, правда, ходишь весь в веснушках. Птички кругом щебечут - веселятся, семью создают, наивные. А с людьми-то что делается! Мужчинки все на­одеколоненные, глаза горят не­естественным светом, на лицах выражение потенциальных секс-символов. А дамы - тут вообще можно поэму слагать: губы ярче, ресницы длиннее, на лицах загадочные улыбки. Идут - как пишут (а почерк кривоват). А соперничество-то какое, блин! И вы хотите сказать, что при таком раскладе дел Первого мая вам хочется думать о чём-то ещё, кроме любви, радости и свобо­ды? Ну, ребята, я вас тогда не понимаю... Жалко мне вас.

АША

...именно потому, что Первого мая, как и в остальные дни года, нам не хочется думать ни о чём другом, кроме любви, радости и сво­боды, мы и организуем в этот день свой Перво­майский анархический митинг.

Время и место уточняются. Ищите в городе листовки Объединённого комитета противников штабов!

ликбез

ПОЧЕМУ, СОБСТВЕННО, 1 МАЯ?

Потому, что 1 мая 1886 в Чикаго началась большая забастовка, организованная анархистами. Бастующие требовали 8-часового рабочего дня - требование вновь становящееся актуальным не только в нашей дикой ex-Совдепии, но даже в "куль­турной" Западной Европе. Забастовка шла очень хорошо, дружно, рабочие разных национальностей выступали единым фронтом. И тогда полиция, верный пес капиталистов и прочих "хозяев жизни", устроила провокацию: во время массового митинга забас­товщиков раздались выстрелы, была брошена бомба. В стрельбе и бомбо­метании обвинили рабочих активис­тов. Пятеро анархистов, руководивших забастовкой, были приговорены к смертной казни, но ни один из них не был духовно сломлен. В честь "чикаг­ских мучеников", этих подлинных героев рабочего класса (а не тех, о которых пишет "Трава и Воля") рево­люционные профсоюзы, сознательные трудящиеся и безработные всего мира уже более 100 лет отмечают 1 мая как день борьбы против государства и капитала.

Традиция эта настолько сильна, что " ее не раз пытались приватизировать f различные эксплуататоры - советские псевдокоммунисты провозгласили 1 мая своим государственным праздни­ком (и одновременно возродили рабско-феодальное внеэкономическое принуждение к труду), в фашистской Германии 1 мая тоже объявили нерабочим днем (и одновременно удушили профсоюзы и организовали систему принудительного труда - концлагеря и команды остарбайтеров - их труд, кстати, использовал "Сименс" - мотай­те на ус, чьи покупать чайники), лицемерные правители Североамериканских Соединенных Штатов, наследники чикагских вешателей, тоже объявляют 1 мая "днем труда". Но истинный смысл Первомая не заглу­шить ни сталинистам-анпиловцам, ни душегубам-баркашовцам, ни мордоворотам-зюгановцам. Подлинный смысл Первомая - наш, анархический, антигосударственный. Этот день наши отмечают во всем мире - и нет никаких причин, чтобы мы выпали из славных рядов товарищей, сгрудившихся под черными знаменами на всех континентах.

Да здравствует международ­ная солидарность трудящихся!

Да здравствует 1 мая!

Смерть государству!

Слава Анархии!

Влад ТУПИКИН,

сознательный безработный

бум-бум-бум!'

СТУДЕНТЫ!

(листовка)

Власти втихомолку готовят  очередную реформу. На этот раз - реформу высшего образования. Это значит, что добрались и до нас.

Реформа высшего образования это.

- массовое увольнение преподава­телей вузов;

- резкое сокращение числа студентов, получающих стипендию;

- удорожание платы за учебники и общежития и другие подобные меро­приятия, которые окончательно сведут на нет бесплатное высшее образова­ние и сделают вузовские дипломы привилегией одних лишь отпрысков "новых русских".

По мере врастания в рынок и строительства в России "развитого капитализма" фундаментальная наука на­крылась медным тазом. Теперь про­бил последний час дышащего на ладан высшего образования.

Сегодня рабочие и служащие басту­ют и перекрывают железные дороги, захватывают чиновников и директоров шахт. И только мы, студенты, которые во все времена и во всех странах бы­ли впереди многих общественных протестов, молчим. Так стоит ли жаловаться на судьбу и выпрашивать подачек у мафиозно-буржуазного государ­ства?

Всё уже решили за нас. Каждый день нам говорят со всех трибун: "Съел - и порядок!" Официальные лица заявля­ют от нашего имени, что "новое поко­ление выбирает пепси", вместо един­ственно достойной человека жизни - жизни, полной любви и поисков смы­сла. Чиновники от "оппозиции" дежурно стращают власти призраком сту­денческого бунта, которого они боятся ничуть не меньше самих властей. Ручные официальные профсоюзы, вмонтированные в систему, не хотят и не могут ничего сделать для того, что­бы выполнить свою прямую обязанность - защиту прав студентов.

В одной старой песне говорилось дословно: "Никто не даст нам избавленья - ни бог, ни царь, ни депутат". Только мы сами можем решить свои собственные проблемы. В отставку надо отправить не какое-то правитель­ство, а всю эту систему. Систему неравенства и привилегий, систему власти и эксплуатации, систему бесправия одних и деспотизма других!

Не променяем революцию на пепси!

Вузы - студентам, а не бур­жуям и чиновникам!

Реформы - на мыло! Даёшь революцию!

Лишь в совместной борьбе мы обретём свои права!

Московские анархисты

гроздья гнева

КНИГА ПОЛИТОЛОГА ВРУНГЕЛЯ

Полное морально-политическое единство в одном отдельно взятом вопросе

Бестселлером среди книг, читаемых анархистами и левыми радикалами в этом сезоне, стали отнюдь не "Обделённые" анархистки Урсулы Ле Гуин, и не "Тачанки с юга. Художественное исследование махновского движения" Василия Голованова, как можно было бы подумать, а якобы "политологическое" издание Информационно-экспертной группы "Панорама" "Левые в России: от умеренных до экстремистов". Вернее, первый её раздел "Леворадикалы", написанный Александром Тарасовым. Это не единственная публикация. Тарасова, бурно обсуждающаяся анархистами. В декабре вышла его большая статья об истории нашего движения в журнале РАДЕК, появились статьи и в буржуазной прессе - в "Ровеснике", "Веке", "Неделе", "Огоньке", в ленинградском "Часе Пик".

Как минимум двое из героев тарасовских публикаций - Александр Шубин и Пётр Рябов уже написали довольно длинные возражения по фактам и концепции его работы "Леворадикалы". Статья Рябова занимает 5 страниц убористой машинописи, а статья Шубина - вообще 20. Обладая совсем иными объёмами, мы предложили нашим экспертам дать свои микрорецензии на эту книгу, обязательно коснувшись трёх вопросов:

1. Насколько, по-твоему, правдива книга Тарасова?

2. Что ты можешь сказать о его концепции развития леворадикального движения?

3. Надо ли читать книгу Тарасова и зачем?

(В связи с тем, что книга Тарасова затрагивает всех левых, в роли экспертов, помимо анархистов, выступают один из основателей КАС Александр Шубин, давно не появлявшийся на анархистской сцене, и член Российской секции Комитета за Рабочий интернационал троцкист Илья Будрайтскис)

Информация к размышлению:

Александр ТАРАСОВ, историк, экономист, эксперт по левому экстремизму. Сам из бывших левых. В семидесятые годы был одним из лидеров подпольной организации «Неокоммунистическая партия Советского Союза» (численность 24 человека). В 1975 году «партия» была разогнана КГБ, Называет себя «единственным специалистом по левакам без гэбэшного прикрытия». Особые приметы: часто носит куфию (арабский платок) на голове.

Левых изучают, как каких-то диковин­ных насекомых. Они опасны, но инте­ресные. Один из таких отважных «энтомологов»-исследователей – Александр Тарасов.

Левые не просто артикулируют свои идеи, но и будут совершать определенные действия. Опасность в том, что они имеют выход на молодёжь. И они, если возникнет четкая организация, станут реальной силой. У них нет никаких реальных конкурентов, и они, скорее всего, будут востребованы. Ведь сам по себе режим ведет себя настолько глупо, что готовит почву для таких экстремистских движений.

("ОГОНЁК" №13 МАРТ 1998)

Лора АКАЙ:

1. Книга правдива на 25 %, а на остальные 75 % настолько идиотская, что любой человек, который после этого продолжает доверять мнению такого идиота, - тоже идиот. Владлен Александрович, я тебя имею в виду.

2. Его концепция является дешёвой политической рекламой для новых правых.

3. Глупый вопрос Люди, которые знают историю, могут читать и по­нимать сами, что ложь, что правда. А посторонний человек просто воспри­нимает всё как факт. Издательство "Панорама" должно публично изви­ниться и вклеить в каждый экземпляр книги протест, написанный москов­скими анархистами.

Илья БУДРАЙТСКИС:

1. В информационном отношении правды и лжи 50 на 50, а что касается выводов и глобальных обобщений, то они совершенно не соответствуют действительности. В этой книге автор подгоняет все факты под свою концепцию. Те факты, которые ей не соот­ветствуют, он игнорирует.

2. А.Тарасов приходит к выводу о том, что у лево-радикального движения в России не существует перспектив. Такой вывод абсурден, потому что у любого лево-радикального движения в любой стране, в любое время и при любой ситуации перспективы есть.

3. Её можно читать лишь для полноты картины, но не для того, чтобы узнать правду о леворадикальном движении. Книга Тарасова написана не для ле­вых. Автор не рассчитывал вызвать дискуссию или что-то посоветовать. Она написана в жанре доноса - то ли исключительно для спецслужб, то ли для двойного использования: малоосведомлёнными сотрудниками спец­служб (например, на местах) и профанами, желающими составить полное представление о левых радикалах по одной книжке.

Вадим ДАМЬЕ:

1. Определить степень правдивости работы Тарасова очень сложно, поскольку она представляет собой самое невероятное и чудовищное соедине­ние каких-то вещей, правильных в чисто фактологическом, а не в оце­ночном смысле, с вещами либо абсо­лютно высосанными из пальца (чистыми мифами), либо с произволь­но истолкованной полупрвавдой. Среди фактов попадаются и правди­вые. Что касается оценок, то это просто чудовищно. Также существует опасность того, что некоторые ложные факты, изложенные в этой книге, мо­гут послужить хорошей основой для всяческого рода провокаций со сто­роны властей против анархического движения.

2. Мне кажется, концепция Тарасова не верна с самого начала - хотя бы уже потому, что большинство тех, кого он записывает в современные левые, таковыми не являются, а есть, по сути, особая разновидность новых правых. Всё это можно было бы считать науч­ными изысками, если бы не опасность смешения понятий и стирания граней между левыми и правыми.

3. Анархистам - участникам движения безусловно стоит это читать: во-первых, для того, чтобы знать как ОНИ нас видят, во-вторых, чтобы видеть где именно лежит то дерьмо, в которое желательно не вляпаться. Что касает­ся людей, к анархическому движению отношения не имеющих, и хотящих, возможно, познакомиться с ним на основе этой книги, такое я бы не советовал им читать.

Михаил МАГИД:

1. Книга Тарасова - это ложь и ложь злонамеренная. Разумеется, в ней есть какие-то крупицы правды, но в целом он создаёт свою собственную виртуальную реальность, имеющую мало общего с действительностью, по сути дела, пропагандистский миф. Основная идея Тарасова следующая "Не важно, что было в прошлом, но следует создавать мифы о прошлом" Посредством этих мифов он и пытается влиять на окружающих.

2. Тарасов считает, что леворадикальное движение в России развивается сейчас по схемам, схожим с развитием леворадикального движения в 60-70-е годы на Западе и что следующим эта­пом должно стать создание террорис­тических организаций типа РАФ Осо­бое место в его концепции занимают симпатии к так называемому революционному национализму, которого на самом деле у новых левых не было или почти не было. С моей точки зрения, современные российские леворадикальные группы имеют мало общего с новым левым движением на Западе. Единственное, в чём я согласен с Та­расовым, так это в том, что эти группы не являются анархическими по сути, хотя так себя и называют. На самом деле речь идёт о группах бунтарской молодёжи, которая в идейном смысле ещё не определилась и которая может склониться как влево, так и вправо в самом ближайшем будущем.

3. Книга эта большого интереса не представляет, но в конце-концов, если кому-то это интересно, пусть читают.

Пётр РЯБОВ

1. Книга правдива в некоторых мелочах и лжива по существу. За наукообразной формой, многочисленными ссылками и псевдообъективным стилем скрывается большевистская тенденциозность автора, его марксистское высокомерие, симпатии к НБП, Костенко, Цветкову и прочим, и ненависть к КАС и другим анархистам. Искажения фактов, голословные оценки, умолчания, мифотворчество изобилуют в книге. Об "Общине" или "Хранителях Радуги" почти ничего не говорится, зато о "Великом Отказе" или "Фиолетовом Интернационале" - очень много. Ничего не сказано ни о Товариществе социалистов-народников, ни о Череповецкой группе 93-94 годов, ни о Прямухинской вольной ар­тели, ни о Сандружине имени М.Волошина в октябре 1993 года, зато много о всяких мифических событиях и организациях. Вершина сознательной лжи - описание студенческих волнений в Москве в апреле 1994-95 годов, которые преувеличены раз в 20.

2. Схема абсолютно надуманна и лжива. Чисто большевистская концепция с налётом нацизма. Тарасов прямо говорит, что феминизм, профсоюзная и "зелёная" деятельность не относятся к сфере левого движения (хотя большинство левых за рубежом именно этим и занимаются). Значит, остаётся лишь борьба за власть, террор, ин­фильтрация во властные структуры, пропаганда "единственно верного учения" и создание очередной "партии нового типа". К тому же рекомендуется союз анархистов с НБП как панацея для движения. Все эти идеи мне представляются бредовыми и очень опасными, созвучными растущему в нашей среде всеядному "право-левому" радикализму, органично сочетающему Муссолини, Бакунина, Троцкого и Че Гевару и замешиваю­щему их на "крутой" псевдореволю­ционной эстетике.

3. Кто как хочет. Если человек спосо­бен в этой книге отличить правду ото лжи, то читать её можно, чтобы знать, какой образ левого радикализма ис­кусственно создаётся Тарасовым в, общественном сознании. Если же человек мало что знает о предмете книге, то знакомство с этим предметом начинать лучше не с неё. Книга, как и статьи Тарасова, основана на принципе "общества зрелища": не важно, что было на самом деле, важно, что написано и сказано об этом. Вместо нужного дела - изучения истории освободительного движения в России, книга вносит огромный вклад в дело фальсификации этой истории, пользуясь неосведомлённостью читателей. Но на лжи ничего хорошего и прочного не построишь.

Александр ШУБИН:

1. При описании истории КАС - правдива примерно на 10-20 %. При описании радикальных микрогрупп - примерно на 50.

2. Концепция может быть охарактеризована как дремучий марксизм-ленинизм, с закономерной для позднего большевизма эволюцией к фашизму.

3. Книгу я бы рекомендовал специалистам по виртуальным реальностям, по методикам фальсификации истории, по экстремистской идеологии - как пример одного из её вариантов.

Михаил ЦОВМА:

1. В сочинении Тарасова содержится слишком большое количество ошибок, натяжек и намеренных искажений; их гораздо больше, чем мог бы себе позволить серьёзный исследователь, тем более "включённый" в тусовку. Как и другие произведения Тарасова, этот опус страдает явным доктринёрством - для доказательства своей теории он раздувает незначительные феномены или, напротив, опускает что-то значимое. В книге слишком много форма­лизма (достаточно взять любого упоминаемого деятеля и попытать составить его биографию на основе приводимых фактов - получится очень смешно) и голословных утверждений.

2. Концепция Тарасова масштабная и внутренне противоречивая, потому заслуживает более серьёзного рассмотрения.

Хотелось бы сказать пару слов о любимом многими понятии "новые левые" (от которого, на мой взгляд, нужно отказаться, поскольку оно слишком общее и потому препятствует более или менее строгому анализу и даёт возможность для чудовищных манипуляций). Если мы принимаем концепцию некоего "нового левого" движения, то мы воспринимаем себя как часть некоего киселя, в котором плавают молодые (условно) сталинисты и национал-большевики (просто потому, что они не такие, как их более заскорузлые товарищи, да ещё потому, что им не нравится ЭТОТ режим). Это неизбежно ведёт к развалу антиавторитарного движения, потере ориентиров и дискредитации, т.к. оно становится жертвой своих "союзников" - так было на Западе, где сталинисты и троцкисты активно разваливали "новые левые" организации, так происходит и у нас. Нужно изначально и последовательно строить свою деятельность на принципах антиавторитаризма и тем самым создавать препятствия для возможных манипу­ляций со стороны жаждущих власти вождей и идеологов (не только сталинистов и фашистов, но и своих, "анархических" каудильо).

И почему все по-прежнему стремятся быть левыми и ещё более ле­выми? Не лучше ли быть ни левыми, ни правыми, а последовательными антиавторитариями? Перефразируя Джелло Биафру можно сказать: левое движение ещё не умерло, но заслужи­вает смерти, когда оно превращается в застывшую карикатуру. Это не озна­чает ни малейших симпатий к правым, просто мы хотим дышать свежим воздухом.

3. Книгу Тарасова читать нужно, но понимать её нужно правильно. Читать нужно потому, что:

1) это самое большое и подробное исследование данной темы (хотя его реальная ценность спорна);

2) нужно, по крайней мере в общих чертах, представлять себе теории вроде тарасовской или философичес­кие и псевдо-исторические экскурсы Дугина, чтобы быть в состоянии их оспаривать.

 Но что важно сделать антиавторитариям, так это избавиться от комплекса неполноценности:

 - если НБП активизируется, растёт и раскручивается с помощью скандалов, освещаемых в СМИ, то надо не мучиться от зависти, а заниматься своим делом - с тем, чтобы со временем создать серьёзную антиавторитарную альтернативу как Системе в целом, так и псевдооппозиции, как её составной части;

 - если Тарасов написал столь "масштабное" исследование, то надо не признавать его историческое первенство, а пытаться представить более критические и практически применимые разработки. Нужно не только читать книгу Тарасова, но и писать о ней так, чтобы другим Тарасовым  было неповадно.

оптом и в розницу

ДИМА КОСТЕНКО НА ГАСТРОЛЯХ В БЕРЛИНЕ

Многие, наверное, слышали о недавних гастролях известного политического проходимца (это не ругань, а самоназвание его такое) Дмитрия Костенко в Берлине. О чём же рассказывал со сцены Костенко развесившим уши слушателям, в каких аудиториях выступал?

Специально для любопыт­ствующих мы цитируем в переводе с немецкого документ, присланный в Москву по элек­тронной почте, а также выве­шенный в Интернете для сво­бодного доступа товарищем М.М. (многие ещё помнят его, жившего полгода в белокаменной). Называется документ длинно и вычурно, но стоит привести это название полностью, ибо оно "говорящее". Вот оно:

Впечатления от собрания на тему "Настоящие революционеры в России" с участием бывшего анархис­та Дмитрия Костенко в рамках мероприятия "Восточная Европа сегод­ня", организованного ре­дакцией журнала Sklaven ("Рабы") в Берлине 23 марта 1998.'

"Я представил знакомой Костенко, которая должна была вести собрание, подробную информацию о национал-патрио­тической деятельности Костенко и соответствующие доказатель­ства. Она совершенно очевидно не пожелала отнестись к этому серьёзно. (...) Я показал ей десяток русских право-радикальных газет, в которых были статьи Костенко, но на неё это не произвело никакого впечатления".

"Костенко пытался представить себя в качестве политического активиста и передового борца, который не позволяет западным представлениям о правильном политическом поведении сбить себя с толку и идёт туда, где полыхает народный гнев. Он оха­рактеризовал как народное вос­стание бои октября 1993 года, во время которых он действовал бок о бок со сталинистами и вооружёнными фашистами из РНЕ Баркашова. То, что эти последние задумывались и создавались как спецчасти МВД для борьбы с политическими противниками и в случае захвата власти наверняка расправились бы со всеми не "красно-покоричневевшими'' анархистами, не нашло места в костенковской версии о народном восстании". (...)

Моя 10-минутная критика участия Костенко в национал-патриотическом движении была вначале встречена гораздо более сильными аплодисментами, чем костенковская "революционная" самоинсценировка. Но уже во время моего выступления, особенно из первых рядов, стали раздаваться выкрики, которые усилились потом во время дискуссии, когда я стал отвечать. Эти выкрики носили в основном провокационный характер и были направлены на то, чтобы просто заглушить мои аргументы. Среди этих выкриков были, например, такие. Когда я привёл цитату Дугина, в которой тот призывал к уничтожению евреев, они кричали: "Это всего лишь критика религии". Другие заявляли, что вообще не считают антисемитизм чем-то плохим. Мне было трудно судить, отражали ли эти выкрики настроение большинства собравшейся публики или, как я предполагаю задним числом, они всего лишь выражали политический идиотизм редакции "Sklaven". (...)

"Важно упомянуть, как Костенко описывал Национал-большевистскую партию (НБП) и её вождей Дугина и Лимонова. Дугина он охарактеризовал как одного из величайших мистиков и философов, Лимонова также описал как позитивную фигуру. Конечно, после моего возражения Костенко вынужден был признать, что Дугин имеет "кое-что" общее с русским фашизмом (в действительности он его ведущий идеолог), но, чтобы перевернуть и смягчить всё дело, он процитировал новейшее издание социологического исследовательского центра "Панорама" (ту самую чудо-книжку Тарасова, о которой см. стр. 4-5 данного ОРГАНа - ред.), в котором весьма расплывчатое высказывание Дугина в пользу "антифашизма" выдаётся за доказательство растущего влияния левого радикализма в России (не имея здесь возможности подробно останавливаться на этом тексте, отметим, что в 96 году американ­ский левоинтеллектуальный жур­нал Thelos, говоря об Алене де Бенуа (ведущий теоретик французских новых правых - ред.) задавал вопрос – не являются ли на самом деле новые правые новыми левыми? Иными словами, следует выяс­нить - не существует ли вообще среди новых правых обычая ус­пешно рядиться в одежды ле­вых). На основе издания "Пано­рамы" Дугин и НБП представля­ются неопасными, как явление, которое, якобы, всегда делает нечто противоположное тому, что принято в обществе - исключи­тельно с целью провокации. То, что Дугин и НБП состоят в фа­шистском интернационале "Европейский фронт освобождения" и издают в России весьма дорогостоящий журнал вместе с французскими новыми правыми, с явной симпатией списывается на безобидную политическую провокацию". (...)

Товарищ М.М., Берлин

самый красный

ТОВАРИЩ ПОЛ ПОТ МЁРТВ

ОРГАН не мог пройти мимо такого эпохального события, как смерть бывшего диктатора "Демократической Кампучии", бывшего вождя , движения "красных кхмеров "и их политической организации "Ангка" -Поп Пота. Этот человек, получив­ший высшее образование в Париже, в идейном плане многое взявший из наследия "председателя Мао", извес­тен тем, что в середине семидеся­тых поставил свою родную страну Камбоджу с ног на голову, тем, что организовал массовый геноцид соб­ственного народа, а затем, будучи лишён власти вьетнамскими войсками, почти два десятилетия возглавлял партизанскую армию "красных кхмеров" в джунглях Таиланда. Фигура Пол Пота и кровавый "эксперимент" "красных кхмеров" в Камбодже/Кампучии демонизировались и искажались как в советской, так и в буржуазной прессе и историографии. За правдой о Пол Поте ОРГАН обратился к извес­тному специалисту по тоталитар­ным режимам XX века, кандидату исторических наук, анархисту Вадиму ДАМЬЕ. Вот что он нам рассказал:

Абстрактно радикальная часть на­шей молодёжи пытается мифологизи­ровать образ Пол Пота, выдать его за настоящего социалиста, подлинного революционера и т.д., и т.п. Действи­тельно, можно понять, почему некото­рым людям, которые ничего не знают ни про историю Камбоджи, ни про то, чем в действительности была дикта­тура Пол Пота, могут показаться внешне привлекательными какие-то отдельные, вырванные из общего контекста, черты полпотовского режима. Например то, что при Пол Поте были отменены деньги, создава­лись коммуны и т.д. В действитель­ности речь шла всего-навсего о пре­имущественно крестьянском движе­нии, целью которого было восстанов­ление азиатского способа произ­водства в чистом виде (то есть то­тальная государственная собствен­ность, восточный деспотизм, чиновни­чество как правящий класс, аграрная структура общества, общины как инструмент государственного принуж­дения - и всё это ценой многих десятков или даже сотен тысяч человеческих жизней). Всё это, разу­меется, не имеет ничего общего с социализмом, какими бы лозунгами полпотовцы не прикрывались. Естес­твенным образом подобная попытка в конце 20 века была обречена на пол­ный провал, поскольку "азиатская" Камбоджа/Кампучия неминуемо дол­жна была проиграть своим более индустриализированным конкурентам.

Для настоящих левых, тем более для анархистов, фигура Пол Пота и его движение вряд ли вообще могут представлять какой-либо интерес (даже как негативное явление). Уж слишком нетипична эта попытка на фоне типичных тоталитарных дикта­тур, которые старались осуществить насильственную модернизацию и индустриализацию.

Отдельно о жертвах полпотовского режима. За четыре с половиной года правления "красных кхмеров" погибло около миллиона человек. Большинство - в первые месяцы; это, в ос­новном, те, кто были выселены из города. Накануне вступления полпотовцев в столицу Пномпень в апреле 1975 г., в городе при обычном населе­нии 200 тыс. жило около 2 миллионов человек. Это были люди, бежавшие в город из джунглей от войны и ковро­вых бомбардировок. Их кормили через воздушный мост американцы. Полпо­товцы, взяв город, решили их побыс­трее отправить на землю для произ­водства сельхозпродукции. Выгоняли их зверски, под дулами автоматов, за малейшее сопротивление или несо­гласие убивали. Но часть вины за перенаселение Пномпеня и гибель его жителей лежит на американцах, которые начали войну в Индокитае. Очень сложно разделить эту вину между американцами и "красными кхмерами". Другое дело - террор в "коммунах". Единственным способом наказания здесь был смертельный удар мотыгой по голове.

Я против магии цифр, с помощью которых душат реальный ужас. Дело не в цифрах, - 2 миллиона погибло или 200 тысяч, дело в чудовищности самой системы уничтожения. Цен­ность каждой человеческой жизни неизмерима и мерить людей на кило­граммы, тонны, тысячи - не наше анархическое дело.

Полпотовщина могла возникнуть только в аграрной стране и среди тех, кто выступает за сознательную аграризацию общества - быструю и на­сильственную. В России почва для такого движения была, быть может, в начале века, но не сейчас.

Привлечь же в Пол Поте может только словесный радикализм и красивые жесты типа взрыва нацио­нального банка в 1975 году. Ну так в Барселоне в 1936-м рабочие-анархисты тоже сжигали деньги. Если так нужен красивый пример - лучше уж равняться на них.

самый черный

КАК ВАДИМ ДАМЬЕ "ПОЛПОТОВЦЕМ" БЫЛ

Костенко и некоторые другие любят рассказывать сказку про то, как знаменитый анархист Вадик Дамье в юности полпотовцем был и якобы даже выпускал газету "Красная Мотыга". Вот как прокомментировал эту телегу сам Вадик:

- Никакой полпотовской газеты в подлинном смысле слова я не издавал, это чистый миф. Когда я учился в институте, была у нескольких студентов такая интеллектуальная игра - мы выдумывали несуществу­ющие страны, режимы и т.д. - чтобы не скучно было сидеть на лекциях. В том числе рисовали в одном экземпляре газетки – монархические, околополпотовские. Это была игра. Ну подумайте, какой политический смысл это могло иметь в 1977-78 году? Это был стёб и больше ничего. Что прав­да - я интересовался тем, что было тогда в Кампучии, так как меня интересовали вопросы отмены денег, коммуны и так далее. Единственная неортодоксальная пресса, которая продавалась тогда в киосках - югославские газеты. Югославы поддерживали с Кампучией отношения и печатали оттуда репортажи. Ну и ещё я считал нападение Вьетнама империалистической агрессией. Считать меня полпотовцем 6ыло никак нельзя. А выдавать интерес за сознательную пропаганду какого-то опыта - это, мягко говоря, передержка. Мало ли что кого интересует? Так что отцом полпотовщины в России меня выставлять не надо.

праздники детства

КРАСЬТЕ ЯЙЦА!

Мастерские Анонимного и Бесплатного Искусства предлагают всем желающим принять участие в пасхальной неделе ИНТИМНОГО ИСКУССТВА

1. ФОРМА УЧАСТИЯ:

В пасхальную неделю - КРАСЬТЕ ЯЙЦА!

2. ИДЕОЛОГИЯ:

а) Каждый - художник.

б) Искусство бескорыстно и безамбициозно.

в) Искусство это то, что не нужно никому, даже автору... а оно есть.

г) Подлинное искусство скрыто от посторонних и является личной тайной художника.

3. ПРИМЕЧАНИЯ:

а) Предлагаемое действие не затрагивает религиозного аспекта Пасхи и относится только к языческой тради­ции подлинно народного искусства древности, приуроченной к христиан­скому празднику подобно украшению ели на Рождество.

б) Смысл предлагаемой формы твор­чества в её глубоко личном характере и необязательности. Любая регламен­тация несовместима с принципом абсолютной свободы творчества, программным для интимистов. Поэтому: списки участников не ведутся, их количество не учитывается, материалы, стилистика и про­должительность ношения - на усмотрение и по возможностям участников.

в) Фото-кино-видео и другие виды документации, как и публичная демонстрация, разрушают эстетическое содержание интимизма в пользу эпатажа, пошлости, школьного юмора и эксгибиционизма (на сегодняшний день). Будьте осторожны.

г) Женщины участвуют в неделе, расписывая яйца изомоделей.

д) Роспись яиц животных не предус­мотрена концепцией интимизма, но может быть выделена в самостоя­тельный жанр.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

При отсутствии стойких, безвредных и быстросохнущих красителей можно ограничиться кратковременными раскрасками, используя гуашь, тушь, акварель и т.д. Для более стойкой раскраски те же пигменты рекомендуется использовать в смеси с клеем ПВА или водоэмульсионной строи­тельной краской. При использовании подобных негигроскопичных красителей рекомендуется покрывать не всю поверхность, а ограничиться линиями, точками. Так же скупо следует использовать йод, зелёнку, жидкость Новикова и другие меди­цинские препараты (при отсутствии более подходящих красителей), во избежание болезненных ощущений. Краситель отслаивается тем скорее, чем более толстым слоем нанесен. Использование чисто белого краси­теля позволит уберечь бельё от пигментации. Можно ограничиться окраской только волосяного покрова традиционными парфюмерными средствами.

ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!

черные звезды

НОВЫЕ ФОРМЫ ИСКУССТВА ПРОПАГАНДЫ

Московские товарищи освоили еще одну форму пропаганды - митинг-концерт. Правда, организаторы из Движения ультра-радикальных анархо-краеведов (ДвУРАК) пред­почитают называть его концертом-митингом. Речь идет о музыкально-политическом мероприятии, которое прошло в субботу 4 апреля 1998 перед главным входом в Парк культуры им. Горького. И концерт, и митинг, собрав­шие аудиторию около 200 человек, были посвящены солидарности с политзаключенными и прежде всего - с Андреем Соколовым, которого обви­няют во взрыве мемориальной плиты династии Романовых на Ваганьков­ском кладбище. Афиши, развешанные по центру города, призывали на кон­церт леворадикальных панк-групп, но большинство собравшихся все равно составляли обычные коммунистичес­кие пенсионеры. Несмотря на их чис­ленный перевес, собственно митин­говая часть продолжалась не более 20 минут, а концерт - полтора часа.

Выступившие молодые коммунисты - Егор из РКСМ (б), Вадим Лагутенко из белорусского отделения КРДМС и Илья Будрайтскис из Российской сек­ции КРИ охарактеризовали ситуацию с правами человека в своих странах. Так, В.Лагутенко заявил, что положи­тельное отношение многих коммунис­тов к Лукашенко - ошибка, так как бе­лорусский президент - типичный бур­жуазный диктатор, который жестоко подавляет рабочее движение, - доста­точно вспомнить забастовку минского метро в 95 году. Троцкист И.Будрайт­скис рассказал о реперссиях против Конфедерации свободных профсоюзов Казахстана и рабочего движения Казахстана "Солидарность". Он осу­дил позицию буржуазных правозащит­ных организаций, таких как "Междуна­родная амнистия" и "Красный Крест", которые пальцем о палец не ударили для прекращения репрессий в Казах­стане. Резолюции о политических репрессиях вообще и о преследовании в Самаре рабочего активиста Григория Исаева зачитал член Московского клу­ба анархистов Илья Романов, который и вел этот то ли митинг, то ли концерт.

Переходя к музыкальной части, надо сказать, что выступали уже полюбив­шиеся москвичам коллективы и твор­ческие индивидуальности: "Лисичкин Хлеб", Клещ, "Рабочий Контроль", "Собаки Седова" и "Яр". Для знатоков отметим, что в составе "ЛисХлеба" опять произошли изменения: в отли­чие от акции "Новые формы пропаган­ды" в Агитпункте им. Дж. Рубина (8-го февраля 98), саксофона не было, зато появилась бэк-вокалистка Вика, кото­рая вполне тянет и на полноценную front-woman, - но это-таки был не "Нож", а именно "Лисичкин Хлеб". Тексты Боряна за 5 с лишним лет ис­тории группы стали более серьезными и одновременно лирическими, но это, кажется, и так все знают. "Собаки Седова" спели душераздирающий "Медленный Танец", а "Рабочий Кон­троль" помимо своих вещей - револю­ционную песню из репертуара покой­ной группы "Че Данс".

Дима Модель из ДвУРАК и "Лис. Хлеба" так объяснил смысл участия музыкантов в акции: "Мы всегда стре­мимся выступать не перед любителями рок-н-ролла, а просто перед людьми, которые раньше нас никогда не слышали. Кроме того, как анархисты, мы считаем своим долгом поддержи­вать людей, пострадавших от государ­ства". Борян, который внимательно слушал все, что говорили ораторы, совершенно согласен с общим нас­троем речей и считает, что здесь у него была полная возможность выска­зать в песнях все, что он хотел и одновременно поддержать жертв режима.

На сцене во время концерта висел огромный плакат кисти Муна: пятико­нечная черная звезда в обрамлении слов: "Покуда не взошла она / Уже мы пишем имена", рождавшими прямые ассоциации с пушкинскими строками из знаменитого письма к декабристам.

Владимир ПОТАПОВ

ОРГАН московских анархистов (тыловой листок)

#3, 22 апреля 1998

Редактор номера

Влад ТУПИКИН

Номер делался под Умку, Башлачева, Лидию Ланч и "Пограничную Зону", за что им большое спасибо. Список остальных благодарностей выходит отдельной листовкой.