Герберт Маридзе РЕЦЕНЗИЯ

ПЁТР РЯБОВ. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ АНАРХИЗМА. 24 с. Краснодар. Леворадикальное издательство Красное и Чёрное.

Не знаю, к счастью ли, нет ли, но “хорошие” стороны жанра “краткого курса” известны всем. К тому же у любого знакомого с работами Петра Рябова нет причин сомневаться в уровне его “Краткой истории”. Поэтому сократим себе работу и скажем прямо: брошюра П. Рябова – почти безупречный образец своего жанра. Идеальное подспорье начинающему анархисту, ежели он, паче чаяния, пожелает ознакомиться с историей своего движения. Фактический материал отобран и представлен на самом высоком уровне. Только однажды автор досадно проговаривается: “В Российской революции 1917-1921 гг. анархисты не сумели выступить в качестве одной из ведущих общественных сил…” (с. 17), чтобы через абзац опровергнуть себя.

Однако существует ряд концептуальных возражений не к тексту “Краткой истории”, но к методу осмысления анархистами своей истории. Работа П. Рябова лишь удачный пример, на котором можно остановиться подробнее.

  1. Происхождение анархизма. Следуя традиции П. Рябов видит происхождение анархизма (“протоанархизм”) где-то в глубине веков. Длинный ряд стремящихся к “полной свободе личности в свободном обществе” начинается у Петра с античных софистов и киников (с. 3). Однако любой изучавший культуру древних греков скажет, что античность не знала даже понятия “личности” и не могла, естественно, стремиться к её “свободе”. Равным образом, и средневековые анабаптисты, и китайские даосы, и Ф. Рабле, и Ф. Косой вкладывали в слово “человек” смысл, совершенно отличный от современного. Возникновение понятия “личность” в обычном для нас значении – свободный индивид, способный вступать в договорные отношения с равными ему социальными атомами, – неразрывно связано с возникновением в XVII-XVIII вв. буржуазного самосознания. Маркс со своей критикой анархизма, как мелкобуржуазного течения оказался неожиданно прав.
  2. Это может показаться малозначительным. Но иллюзия незыблемости и вечности человеческой природы мешает понять очевидное: тот разумный, гуманный и потенциально свободный человек, к которому обращали свою проповедь Бакунин и Кропоткин полностью преобразился в эпоху империализма, засвидетельствовав крах прежней парадигмы Первой мировой войной. Поэтому когда мы говорим, что тоталитарные режимы 20-30-х годов “насильственно уничтожили, загнали в глубокое подполье и эмиграцию анархическое движение”, мы выдаём следствие за причину. Человеку “Великого перелома” – человеку иной психологии, иных желаний, иной телесности – требовалась такая социальная организация, где не было места движению, вдохновлённому девизом Свободы, Равенства, Братства.

  3. Преемственность. История анархизма предстаёт у П. Рябова вереницей сменяющих друг друга выдающихся мыслителей, боевых организаций, славных революций. Речь не о многочисленных периодах упадка – о них автор пишет столь же подробно, как и о победах. Речь о том, что в конце череды великих анархистов прошлого рядом с Ноамом Чомски и Урсулой Ле Гуин скромно стоим мы сами. Тем самым, наше нынешнее анархическое существование легитимируется в глазах враждебного нам (по идее) общества тем, что анархистами в прошлом были известные учёные, великие писатели, видные полководцы. Но поиск божественного первоистока в далёком прошлом, а лучше вне истории, например, в “природе человека” – излюбленная стратегия наших врагов. Цель её – оправдать своё “вечное” господство метафизическими и метаисторическими основаниями. Увы, но здесь сама идея “Краткого курса” “пропитана” волей к власти, и подразумеваемое вертикальное деление анархистов на “начинающих” и “законченных” возникает не случайно.
  4. Теоретичность. Помнится сам Рябов разделил однажды анархистов на кабинетных и реально действующих (pardone, уж не помню, как там точно звучало). Однако, к сожалению, “Краткая история” в основном посвящена отнюдь не эволюции анархических методов сопротивления и освобождения, а как раз теоретическому наследию прошлого. Что же до борьбы, то она выглядит наподобие христианского бога – нечто грозное, страшное, незыблемое, несомненно реальное, но уж больно смутное и далёкое. Две цитаты:

 

“Автономисты развернули настоящую бескомпромиссную борьбу за так называемую “деколонизацию повседневной жизни” в буржуазном обществе. Они пытаются создать некую альтернативу отчуждённому и репрессивному социуму, решая все вопросы коллективно и консенсусом, уважая личность и сторонясь всякого авторитаризма и иерархии. Патриархату они противопоставляют реальное и повседневное равенство полов, традиционным семейным формам ячеечного общежития – коммуны, иерархии – самоуправление, пропагандируя и активно практикуя экологизм, антимилитаризм и антифашизм…” и т.д., и т.д., и т.д. (с. 29)

“Бакунин призывал к Социальной Революции, разрушающей классово-государственные институты современного общества и заменяющей их безгосударственно-социалистической федерацией общин, коммун, трудовых коллективов”. (с. 9)

Сравнивая отрывки можно заметить, насколько изменился теоретический подход к проблемам общества. А вот борьба – нечто простое и “понятное как Бог” – похоже не претерпела никаких изменений со времён Бакунина, а может быть и со времён “протоанархизма”. Поэтому и не нужно объяснять как именно автономисты “активно практикуют экологизм, антимилитаризм и антифашизм”.

Опять в среде анархистов мы встречаем странное и неосознанное, надеюсь, желание опереть своё историческое бытие на непоколебимую сверхисторическую реальность “борьбы”, с которой так никто и не встретится лицом к лицу. Однако в “действительной” истории не существует констант, только, как элегантно выражался один “несвоевременный” филолог, “железная рука необходимости, трясущая рожок случая”. Забвение этого искушает разделить наше анархическое существование на вечную и, следовательно, скучную борьбу и вечно (опять-таки) юную, живую и интересную теорию. Смысл оговорки тов. Рябова теперь ясен как категорический императив: если анархисты сумели бы “выступить в качестве одной из ведущих общественных сил”, то не состоялась бы “целая плеяда талантливых и оригинальных анархических теоретиков”.

Принимая оппозицию теория – практика, мы вынуждены выбирать что-то одно. Но этот выбор не идёт на пользу ни тому, ни другому. Простой пример - печально известное “анти-террористическое” письмо, подписанное многими московскими анархо-теоретиками. Не было ли оно своеобразным salto mortale (по нашему – смертельный переворот), хитростью чистого разума, предпочитающего определять себе именно такое бытие, которое, в свою очередь, само определяет (ограничивает) сознание?

Сказанное выше не есть попытка обличить в чём-то автора “Краткой истории”. Тов. Рябов, по сути, проговорился за всех в том, что бессознательно никто из нас не хочет анархии, революции, утопии или чему мы там ещё клялись в верности. Что пресловутое “сопротивление каждый день” – это сопротивление себе самому, которому удобнее в виртуальной башне теоретической позиции, декорированной оригинальными интерпретациями классиков. Говоря о методах этого сопротивления не обойти проблему современных конфигураций человеческого и того, стоит ли сегодня продолжать воспроизводить риторику 200 летней давности. Аминь.