шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш

  

                                              К Р И В О Е    З Е Р К @ Л О 

  

                        # 7   *   Виртуальный  пресс-дайджест   *   февраль 1998

  

                           ---  Радикальные  движения  глазами  масс-медиа  ---

  

шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш

В  НОМЕРЕ:  Кубанские казачки в авангарде эмансипации  *  Юг России - новый очаг левого сопротивления  *  "Сапоги" против "косарей": мытарства закона об альтернативной службе  *  50 лет без Ганди...  *  Чеченский спецназ освободил польских анархистов!  *  Баски из ЭТА держат в страхе правительственных чиновников  *  Два полюса революции  *  Панк-экстаз в "Горбушке" - зарисовки очевидца  *  Наш трибунал: Билл Гейтс получил по заслугам... и по морде  *  Long Live CHUMB@W@MB@!  *  и прочее...

шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш

 

Дата: 19971023

Источник: Комсомолец Кубани, Краснодар

Текст:

 

ВСЕ ЛЮДИ - СЕСТРЫ

 

В этом убеждала меня лидер недавно созданной краснодарской радикальной феминистской группы "Мать порядка" Алена Асеева. Алена - будущий музеевед. Помимо феминистского движения, ее интересует экология, молодежная контркультура и вопросы истории России. Историческое событие и послужило поводом к нашей встрече - 80 лет назад петербургские "равноправки" вытребовали у Временного правительства избирательные права для женщин. С тех пор феминизм в боях с патриархатом одерживает одну победу за другой. Но, как выяснилось, до капитуляции "властвующих буржуазных самцов" еще далеко.

 

- Алена, сегодня у нас очень модно во всем копировать Запад. Причем, это копирование, видимо, не всегда обоснованно. Ваше движение - дань моде?

 

- Знаешь, недавно в Новосибирске провели эксперимент. У будущих матерей спрашивали: кого бы вы хотели - мальчика или девочку? Девочку выбрали только 28 процентов опрошенных. Как ты думаешь, почему? А потому, что нынешняя система предоставляет мальчику больше шансов подняться вверх по социальной лестнице. Из мальчиков получаются президенты, генералы, министры, губернаторы. А из девочек? Социологи подсчитали, что женщинам социального жизненного пространства отводится лишь 30 % из возможного. И чаще всего ее место - в роли убогой и ограниченной домохозяйки, либо позолоченной игрушки тех же "новых русских", министров и генералов. Запад в этом плане качественно не отличается от России. Система - всеобща.

 

Принято считать, что на другие роли женщина не способна. Но общество само воспитывает их социально пассивными, в зародыше подавляет в нас таланты и способности, подгоняет под традиционный и привычный шаблон. Еще в детском саду девочке навязывают куклу и игрушечную посуду, в школе учат шить и готовить, в институтах нас почти не воспринимают всерьез, зачеты часто ставят за красивые глазки и короткую юбчонку. А после свадьбы наш тысячелетний удел - кастрюли, пеленки и пьяный муж, в лучшем случае - на диване. Откуда здесь взяться интеллекту, чувству независимости, организаторским способностям? Так не должно быть, потому что "она" сперва человек, а потом женщина. Мир постепенно уходит от этого. Сегодня многие женщины в состоянии обеспечить себя и своего ребенка, контролировать свое тело. Они становятся экономически независимыми от мужчин. И потому властвующим самцам в патриархальное рабское стойло нас уже не загнать, хотя это и выгодно современной экономической организации.

 

Вы, мужики, даже представить не можете, какая дискриминация сопровождает женщину. К примеру, тебе уступают место в транспорте. И если ты здоровая и молодая женщина, это только подчеркивает твою слабость, неполноценность, негодность в сравнении с мужчиной. А общеупотребительное выражение "прекрасная половина человечества" подразумевает, что другая половина - умная. Или половые отношения, секс. Если их инициатором выступает парень - все нормально. А если девушка? Что о ней скажут? Двойной моральный стандарт сопровождает нас всю жизнь.

 

И после всего этого ты говоришь, что феминизм - это бездумная копия западной моды. Хотя, конечно, Европа - центр женского движения. Нам, россиянкам, есть что там позаимствовать.

 

- Наш край, наверное, самый патриархальный регион России. Нелегко приходится феминисткам в таких условиях?

 

- Не все так уж плохо. В определенном смысле, именно казачьи традиции могут быть одним из базисов феминизма, правда, весьма своеобразного. Вспомним песню казачьего хора о вареничках. Как казачка говорит с мужем? Во внешней покорности и зависимости чувствуется скрытая сила и тяжесть изящного каблучка, под которым на самом деле находится бравый и грубоватый муженек-казак. Все это символично. Казачка шла за мужчиной на необжитые земли, на земли, где десятилетия шли войны. Когда муж уходил на службу, она по дому вела хозяйство одна, становилась главой семьи, участвовала в станичной жизни. Все это создавало совершенно особый тип женщины. В песне это чувствуется. Да и сам вольный дух казачьих станиц к особой покорности не располагал, как, возможно, в деревнях центральной России.

 

Кстати, сегодня эти традиции проявляются в Союзе казачек. При всей его патриархальности, он вовлекал женщин в общественную жизнь, как-то стремился решать их проблемы, иметь собственное мнение.

 

Но почва для феминизма не только в казачьих традициях. Вот тещя. Ведь это своеобразный прообраз суровой матери-богини еще языческих, даже матриархальных времен.

 

Вообще, феминизм определенно традиционен для России. Более оформленное феминистское движение появилось у нас, когда жены декабристов пошли за мужьями в Сибирь. А чего стоит одна Софья Ковалевская?

 

Но перелом в положении женщин наступил лишь весной 1917 года. Тогда Лига равноправия женщин организовала в Питере многотысячные женские демонстрации. Перед женскими митингами вынуждены были отчитываться как председатель Госдумы М.Родзянко, так и лидер Совета рабочих депутатов Н.Чхеидзе. Накал страстей пошел на убыль лишь тогда, когда женщины в России одними из первых в мире получили избирательные права.

 

Сегодня, как и в 1917-м, в стране существует немало женских инициатив. Даже в Госдуме есть комитет по делам женщин, семьи и молодежи. Но, благодаря бюрократической государственности и всеобщей капитализации, положение женщин ухудшается. Безработица на 70-80 % является женским явлением плюс проблемы с домашним хозяйством. Уродует женщин и тупая реклама вкупе с дешевыми телесериалами. Ведь их воздействие на женскую аудиторию гораздо сильней ввиду большей женской эмоциональности.

 

- Феминистки много говорят о раскрепощении женщин, в том числе сексуальном.  Алена, а проституция тебе не кажется высшей степнью такого раскрепощения? Вот уж кого в закомплексованности не упрекнешь...

 

- Проституция, во-первых, есть бизнес. Притом часто вынужденный. Наше воспитание подавляет свободу развития полового чувства. Отсюда неврозы, депрессии, комплексы, извращения. Подавление сексуальности - база формирования авторитарного характера человека. Раскрепощение же половых влечений при надлежащей культуре - это морально здоровое и свободное общество. Но проституция для этого не подходит. Ведь ее цель - не самореализация женщины, а прибыль. Это насилие над женщиной, она здесь всего лишь сексуальный объект половой эксплуатации. Проституция свойственна именно патриархату.

 

- Алена, феминистки свободны от ревности?

 

- Теоретически ревность - это перенесенное на межполовые отношения право частной собственности. Мы это понимаем и стремимся избавиться от нее.

 

- Получается?

 

- Знаешь, не всегда. Нельзя жить в обществе и быть свободным от его стандартов, даже если понимаешь их абсурдность. Но все-таки мы стараемся. Вот я любимому человеку ничего не запрещаю. Но преодолеть ревность возможно лишь с преодолением патриархата и сопутствующего ему капитализма.

 

Беседовал Юрий Куценко.

__________________________

 

Автор: Д.Р.

Заголовок: В ПОИСКАХ ЛЕВОЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ

Источник: Советская Кубань, Краснодар

Текст:

 

К концу лета 1997 года ряд неформальных молодежных групп левой ориентации решили объединиться в так называемое Сообщество Альтернативистов Юга России. На берегу моря под Новороссийском в начале сентября состоялся их слет. Присутствовали делегации из Краснодара, Сочи, Майкопа, Новороссийска, Таганрога, Ростова-на-Дону, Волгодонска, Анапы, Геленджика и даже Ижевска. Организаторами палаточного лагеря выступили "Левое Антифашистское Сопротивление", анархисты, "Хранители Радуги" и эколого-коммунитарное объединение "АТШИ".

 

- Альтернативисты, - пояснила участник слета Алена Асеева, - это, в основном, молодые люди, кого торжество капитализма и рынка не сделало равнодушным потребителем, карьеристом или националистом. Это - стремление к иной жизни и другому обществу, где главными ценностями являются добровольный коллективизм, равенство, личная свобода, человечность, взаимопомощь, творчество и природа.

 

Основными принципами Сообщества Альтернативистов выбраны типично левые ценности: антикапитализм, антиавторитаризм, интернационализм, экологизм, антимилитаризм, феминизм (за женскую эмансипацию). Была создана информсеть и принято решение проводить каждый год в середине августа фестиваль альтернативной культуры "Лунные поляны". Там будут музыкальные концерты, литературные чтения, обмен идеями и обсуждение планов движения. Не случайно "Лунные поляны" пройдут вблизи пос. Юж.Озеровка, в том самом месте, где планируется строительство Каспийским трубопроводным консорциумом (КТК) нефтетерминала, против которого ребята уже давно ведут непримиримую войну.

 

В рамках Сообщества Альтернативистов уже функционирует настоящая коммуна в горном поселке Сахрай. Она действует на основе левых идей и альтернативных ценностей. Организаторами последней являются ребята из эколого-коммунитарного объединения "АТШИ". Анархо-коммунисты и радикальные экологи из Федерации Анархистов Кубани и эко-"АТШИ" сумели провести уже два музыкально-культурных мероприятия. Одно - под названием "Полнолунная поляна" прошло в Майкопе, на берегу реки Белой, другое в Новороссийске 29 ноября - рок-концерт под эгидой анархистов и Левого Антифашистского Сопротивления. Целью обоих мероприятий была "консолидация неформальных сил для отпора наступающму на человека и общество капитализму, фашизму и государству". Интересно, что зал клуба Цем. завода "Октябрь", где проходил рок-концерт был украшен антибуржуазными плакатами, красными и черными флагами. А лозунг "Революция будет всегда!" вполне точно передал настроение присутствующей молодежи. "Безвластие в Новороссийске" (так назывался рок-концерт) открыл молодой человек в черной маске, призвавший сопротивляться "толстым буржуа, тупым нацистам и наступлению капитала на природу Кубани". Вообще, было очень весело и интересно. Ведь это первая культурная акция, прошедшая под радикальными антибуржуазными лозунгами.

 

Сообщество Альтернативистов вполне может стать центром притяжения для непартийной и неформальной молодежи, критически относящейся к социальному положению масс в России. Когда нищета соседствует с ослепительным богатством, когда правительство утверждает, что на зарплату денег нет, для молодого человека остается только одно - поиск альтернативы этому положению вещей, альтернативы капитализму.

__________________________

 

Автор: Любовь ВОЛКОВА

Дата: 9 января 1998 года

Заголовок: КОГДА ШИНЕЛЬ НЕ ПО ПЛЕЧУ

Источник: Российская газета

Текст:

  

На новый парламентский виток вышли ожесточенные споры между  военными и законодателями об альтернативной солдатской службе. В начале года вновь будет рассмотрен этот "проблемный" законопроект.

 

СУД ДА ДЕЛО

 

У нас в весенний призыв уклонились от военной службы более 30 тысяч молодых людей. По разным убеждениям, иногда просто без всяких убеждений. Сколько наберется "уклонистов" в осенний призыв, мы еще не считали, но число "уклонистов" растет в геометрической прогрессии. Что будет к весне? Люди все больше узнают свои права.

 

Есть сейчас и дела, выигранные отказниками в судах. Есть сейчас и дела, выигранные отказниками в судах. Есть решение пленума Верховного суда РФ по делу Михайлова в 1996 году. Этот молодой человек был призван в армию вопреки его заявлению на альтернативную службу - такое право предусмотрено статьей 59 Конституции РФ. А с января 1998 года статьей 328 Уголовного кодекса вводиться ответственность за уклонение от альтернативной службы.

 

Российские парадоксы: статья есть, а самого закона об альтернативной службе в стране нет. В прошлом году 625 человек не пошли на военную или альтернативную службу. И ничего им за это не было.

 

- Примерно в 30 процентов случаев судьи выносят решение в пользу призывника, - рассказывает секретарь Антимилитаристской радикальной ассоциации (АРА) Николай Храмов. - Если решение принято не в пользу призывника, к нему тут же является работник военкомата и с победоносным видом вручает новую повестку: " Ну уж теперь-то ты пойдешь в армию?!" Если призывник твердо знает свое конституционное право, понимает, что ни один районный судья не может отменить Конституцию, он отвечает: "Нет". Тогда военкомат скрупулезно собирает материалы и передает дело в прокуратуру. А прокуратура выносит Решение в пользу призывника во всех известных нам случаях (за исключением только трех дел). Так было в прошлом году, так будет и сейчас.

 

Понятна логика Рохлина, Макашова, оттягивающих принятие закона об альтернативной службе. Пока еще число отказников не представляет особой угрозы для армии. Вот когда будет не 600, а 600 тысяч человек, тогда Минобороны задумается над необходимостью закона и даст указание генералам. Как это было в других странах.

 

СОЛДАТСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА

 

Осенью прошлого года в статье "Солдатская альтернатива" я рассказывала о том, как пришла к закону об альтернативной службе Германия. Эту страну действительно не упрекнешь в желании развалить бундесвер. И тем не менее, когда число отказников от военной службы стало исчисляться тысячами, в 1961 году ввели закон об альтернативной службе. И сейчас немецкие солдаты-альтернативщики вот уже пятый год служат в Москве, ухаживая в благотворительном центре "Сострадание" за престарелыми репрессированными в сталинские годы. Теперь в Германии рабочих мест для отказников даже больше, чем надо: на 130 тысяч парней - 170 тысяч рабочих мест в госпиталях, интернатах, больницах.

 

Альтернативная гражданская служба есть во всех странах мира. Есть она и в республиках СНГ, за исключением Белоруссии и России. Она создана во всех бывших социалистических странах. Нет ее, естественно, только там, где организована профессиональная армия. Но всегда альтернативная служба являлась предвестником перехода к профессиональной армии.

 

Процедура освобождения от военной службы во всех странах Европы носит заявительный характер, то есть не устраивается никакой экзамен. Да, на первом этапе в ФРГ, когда в 1961 году там ввели альтернативную службу, пытались организовать разрешительный путь. Сегодня от этого отказались. Кто решает, где проходить службу? В некоторых государствах - это Министерство обороны, но в большинстве - министерства молодежи, по культуре и спорту, социального развития. Каковы сроки службы? Есть международно-правовые рекомендации, чтобы срок альтернативной службы был равен сроку военной. Сегодня в абсолютном большинстве европейских стран сроки равны. Исключение составляет Франция, где в военной служат 10 месяцев, в альтернативной - 20 месяцев.

 

Россия была первой страной в мире, которая ввела альтернативную службу. По уставу воинской службы 1874 года отказников направляли в лесное хозяйство в качестве лесничих, объездчиков. Почему бы эту традицию не возобновить? В первые годы советской власти известным постановлением Совнаркома от 4 января 1919 года об освобождении от воинской повинности отказников направляли в лесное хозяйство и госпитали.

 

И сейчас сфера приложения обширная, была бы на то политическая воля.

 

ДВОЙНОЙ СРОК В НАКАЗАНИЕ

 

Проект федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", принятый в первом чтении в конце 1994 года, представлялся к рассмотрению во втором чтении в мае и в декабре 1995-го. И вот на очереди следующий раунд парламентского спора.

 

При повторной доработке законопроекта учтены поправки Президента и Правительства, депутатов, предложения Института законодательства и сравнительного правоведения при Президенте РФ. На основании правовой и лингвистической экспертизы Правового управления аппарата Думы улучшена редакция законопроекта.

 

Законопроект, подготовленный рабочей группой Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, рассмотрен и одобрен.

 

К сожалению, за последний год эксперт комитета Светлана Иванян превратилась в вестника печальной судьбы законопроекта. На сегодня Комитет Госдумы по обороне внес предложение отклонить его во втором чтении, снять с обсуждения. Генерал Рохлин недавно заявил, что вообще не знает такого законопроекта.

 

Противников идеи не устраивает основной принцип: не направлять альтернативщиков в любые войска, будь то армия, флот или спецслужбы. Представители же Комитета Госдумы по обороне настаивают на том, что альтернативную службу отказники должны проходить в качестве гражданского персонала только в войсках.

 

Есть огромный поток лоббистов из силовых ведомств, которые всеми силами стараются взять весь контингент призывников себе, а что с ними делать не знают. Всеми нами любимые стройбаты сориентировались первыми и написали проект указа Президента об организации альтернативной службы у них еще до принятия закона. Сразу же 5 тысяч альтернативщиков они потребовали себе. С помощью этой рабской дармовой силы будут строить незнамо что. И таких попыток много.

 

- Мы исходим из нравственной природы отказа от военной службы, - говорит Светлана Иванян. - Отказ продиктован тем, что человек не приемлет насилия в любой форме. Из каких соображений - религиозных ли, нравственных - неважно. Потому все структуры, использующие насилие в какой-либо форме, не подходят для таких людей.

 

Второе очень важное условие: на альтернативную службу направляются не больные, не инвалиды, не представители коренных малочисленных народов Севера (таких попыток множество!), а только молодые люди, признанные годными к несению военной службы. Военные же не хотят отдавать здоровых, а под предлогом закона об альтернативной службе стремятся создать некую вторую армию из "не совсем полноценных людей".

 

И третье: военные ведомства предлагают увеличить срок альтернативной службы в два раза, а законопроект - как меньшее зло - в полтора, хотя понятно, что и это - наказание за отказ от воинской службы.

 

А между тем не готовы сейчас молодые люди отдать 24 месяца своей жизни армии. А уж тем более - 4 года, как предлагают некоторые военные, или даже 3 года, как предлагает законопроект. Так что беспочвенны опасения военных, что все ринуться в альтернативную службу и в армии-де некому будет служить. Труд санитара очень тяжел, на это можно пойти только из высоких гуманных побуждений. Но обществу нужны такие люди, оно должно их воспитывать. Это в интересах государства. Тем более, что законопроект предусматривает службу только в государственных и муниципальных учреждениях. Именно эти органы будут влиять на призывные комиссии.

 

Законопроект требует: никаких новых структур, Все должно быть очень просто. Расходы - только такие же, как на наемного работника. Единственное различие в том, что альтернативщик не может по собственному желанию менять место работы. Он живет и питается дома, у него 8-часовой рабочий день, полный оклад, премии, отпуск.

 

Шансов на то, что закон будет принят в ближайшие полгода, очень мало. Проблема альтернативной гражданской службы будет стоять еще ближайшие лет 5, а то и больше. Поэтому есть предложение в порядке подготовки к альтернативной службе в стране провести эксперимент в ряде регионов, таких, как Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону.

 __________________________

 

Автор: Александр Шубин

Дата: 19980131

Заголовок: УПОРСТВО В ИСТИНЕ

Источник: Независимая газета, Москва

Текст:

 

50 ЛЕТ НАЗАД ОТ ВЫСТРЕЛА ТЕРРОРИСТА ПОГИБ МАХАТМА ГАНДИ

 

ИСТОРИЯ ХХ века полна насилия. Каждый шаг цивилизации – освобождение народов, выход в космос, разрешение конфликтов между идеями и социальными системами - был связан с массовым кровопролитием или созданием оружия массового уничтожения. Наиболее известные личности ХХ века привыкли отдавать приказы, предполагавшие гибель людей. И лишь немногие сумели противостоять этому страшному соблазну убийства. Среди них - отец индийской независимости Мохандас Карамчанд Ганди, прозванный Махатмой - великой душой.

 

ПРАВОЗАЩИТНИК

 

Человек, потрясавший основы межвоенного мироустройства, появился на свет 2 октября 1869 г. Первые десятилетия его жизни были далеки от политики. Родившись в элитарной купеческой семье княжества Гуджарат, Мохандас воспитывался в строгих индуистских традициях. Модные атеистические веяния ХХ столетия не смогли поколебать его религиозных убеждений. Впоследствии политическая философия Ганди основывалась на принципе ахимсы - ненасилия, общей ценности индуизма и христианства.

 

В тринадцать лет родители женили его на ровеснице Катурбай. Получив юридическое образование в Великобритании, Ганди работал адвокатом в Бомбее, преуспел и в 1893 г. был приглашен на пост юрисконсульта гуджаратской торговой компании в Южной Африке. Здесь он впервые столкнулся с невыносимым положением своих соотечественников.

 

В 1907 г. положение индусов в Южной Африке серьезно осложнилось. Ганди выдвинул принцип сатьяграху (упорство в истине) – ненасильственное неповиновение и саботаж. В январе 1908 г. под руководством Ганди начинается кампания забастовок, бойкота англичан. За эти действия Ганди был арестован. После выхода из тюрьмы в 1909 г. он создает общину "Ферма Толстого", выдвигает концепцию индийского самоуправления ("сварадж"). В 1914 г. Ганди удалось добиться отмены наиболее оскорбительных для индийцев расистских законов.

 

ВОЖДЬ НЕНАСИЛИЯ

 

В 1915 г. Ганди с триумфом возвращается в Индию. Здесь он по своему обыкновению основал общину "Сатьяграха ашрам", принимает в него семью неприкасаемых, чем шокирует приверженцев системы кастового разделения.

 

В 1917 г. Ганди начал организовывать сатьяграхи в тех районах страны, где произвол англичан был наиболее возмутителен. В ответ на новые поборы и оскорбления индусы по призыву Ганди начинали забастовки, прекращали платить налоги, объявляли британцам бойкот. События в Чампаране, Ахмадабаде, Кхеда становились известны всей стране. Ответные действия сталкивались с правовым преследованием самого Ганди – опытного адвоката. В итоге англичане предпочитали отступать.

 

После окончания первой мировой войны англичане решили действовать в Индии методом кнута и пряника, причем кнута было больше. После чисто косметического расширения прав безвластных органов самоуправления был принят закон Роулета, предусматривающий значительное усиление репрессий за несанкционированную политическую деятельность. Сторонники Ганди решили бросить вызов произволу. Махатма выдвинул лозунг - "Заполним собой тюрьмы". Таким образом с лица колониальной системы должна была быть сорвана либеральная маска.

 

6 апреля 1919 г. улицы индийских городов заполняются народом. Индусы и мусульмане вместе скандируют патриотические лозунги. Ганди и его приверженцы переезжают из города в город и выступают на бесчисленных митингах. Британцы вводят военное положение, стреляют в толпу и с ужасом обнаруживают, что индусы не боятся...

 

Но, как выяснилось, идеи ненасилия были присущи далеко не всем участникам движения. Всколыхнулась огромная людская волна, поднявшая из глубин общества самых разных людей. В столкновениях погибло несколько англичан, в Амритсаре серьезно пострадала миссионерка Шервуд. Сюда вошли войска и открыли огонь по огромному митингу. Было убито несколько сот человек. Потом - массовые аресты, публичные порки, казни. Террор охватил весь Пенджаб.

 

Ганди вступает в Индийский Национальный Конгресс и сразу же становится одним из его лидеров. Идею несотрудничества с англичанами перенимает мусульманская община Индии. В августе Ганди отослал свои награды губернатору Индии и начал новую кампанию. Снова - забастовки, сожжения английских товаров, бесконечные перемещения по стране - на поезде и пешком.

 

17 ноября 1921 г. толпа побила индийских купцов, встречавших принца Уэльского в Бомбее. Ганди приезжает в город и усмиряет толпу – только мирные шествия, только бойкот. Путешествие принца превращается в поездку по "вымершим" городам - его не встречает никто, кроме англичан. Бомбейское насилие было "вторым звонком" после 1919 г. И вот в феврале 1922 г. в Чаури Чаура произошли столкновения между индусами и английскими полицейскими, которые были сожжены в своей казарме разбушевавшейся толпой. Страна и ее лидеры встали перед выбором - переход от ненасильственного сопротивления к вооруженному восстанию или прекращение кампании. Ганди выбрал второе. Он заявил, что страна еще не готова к свободе, если индусы способны на бунт.

 

Объявив многодневную голодовку в знак покаяния за переоценку соотечественников, Ганди признался своим друзьям: "Меня пугает большинство. Я дошел до того, что меня пугает слепое обожание толпы". Он не хотел способствовать созданию независимого, но основанного на насилии режима, который будет хуже колониального.

  

В марте 1922 г. Ганди был арестован за разжигание ненависти к англичанам. Процесс над ним превратился в обличение колонизаторов, но его итоги были предопределены - Махатма получил шесть лет тюрьмы.

 

КОНСТРУКТИВНЫЙ АНАРХИСТ

 

Поражение кампании 1919 -1922 гг. не означало конца борьбы. Менялась лишь ее форма. Ганди уже давно говорил о том, что индусы вполне могут обойтись без английской экономики. В первой половине ХХ века, в эпоху всеобщего увлечения индустриализацией, эта мысль выглядела наивно. И только в наше время, когда потребительское общество вступило в прямой конфликт с природой, скептицизм Ганди по поводу индустриализации становится более понятен.

 

Ашрамом Ганди в 1922-1924 гг. была тюремная камера. Здесь он пишет книгу "Моя жизнь". В тюрьме Ганди обдумывал программу преобразований Индии и стратегию ее освобождения.

 

Он по-прежнему убежден, что стратегия ненасилия верна: "Оружием нельзя одержать победу ни над низменными страстями людей, ни над их возвышенными идеалами". Ненасильственное сопротивление становится не только методом достижения свободы, но и путем построения нового общества, и критерием того, готовы ли люди к свободе.

 

Большое влияние на социальную программу Ганди оказали взгляды Д.Раскина и Л.Толстого. Под их воздействием Махатма эволюционировал к умеренному анархизму и социализму. "Только ненасильственные, любящие истину и чистосердечные социалисты смогут установить социалистическое общество в Индии и во всем мире", - писал он позднее. В отношении западной политической системы Ганди высказывался весьма сурово: "Западная демократия в том виде, в каком она функционирует сегодня, - это разбавленный нацизм или фашизм. В лучшем случае она просто плащ, прикрывающий нацистские и фашистские тенденции империализма". Он является противником любого "насильственного государства": "Государство представляет насилие в концентрированной и организованной форме. У отдельной личности есть душа, но так как государство – бездушная машина, его никогда не удается отделить от насилия, которому оно обязано своим существованием".

 

Ганди мечтал о федерации духовных общин. Делами в общине должен управлять панчаят - выборный орган из пяти наиболее уважаемых людей. Низовой панчаят направляет своего представителя в панчаят района, тот - в панчаят провинции и так далее. Подобная система, известная в Европе как делегирование, была разработана теоретиками анархизма П.Прудоном и М.Бакуниным.

 

Демократия панчаятов не должна ограничивать права личности и меньшинства: "Каждый становится своим собственным правителем... Меньшинство имеет абсолютное право действовать отлично от большинства"...

 

Позднее, когда перспектива обретения независимости стала реальной, Ганди выдвинул идею переходного общественного устройства на пути к его безвластным идеалам - ненасильственного государства.

 

В отсутствие Ганди освободительное движение переживало кризис. ИНК раскололся, индуистско-мусульманское единство распалось. Линию Ганди поддерживала лишь часть ИНК во главе с Джавахарлалом Неру, будущим премьером Индии.

 

В 1924 г. в связи с ухудшением здоровья 54-летнего Ганди власти приняли решение о его досрочном освобождении. Он включается в "конструктивную работу" - убеждает поддерживать ручные ремесла, выступает против неприкасаемости и каст, против религиозной розни, убеждает людей поддерживать ослабший ИНК. В сентябре 1924 г., когда мусульмане учинили погром в Кохоте, Ганди объявил 21-дневную голодовку протеста. Его голодовки становятся мощным фактором общественной жизни, смирявшим экстремистов с обеих сторон.

 

В 1928 г. Ганди счел, что силы движения восстановлены, и объявил курс на независимость страны. Несмотря на то, что британцы пошли на переговоры, ИНК готовил новый удар - игнорирование соляной монополии властей. Дождавшись отказа, он объявил сатьяграху.

 

В марте-апреле 1930 г. огромная колонна патриотов во главе с Ганди прошла 400 километров по Индии. 6 апреля, в годовщину Амритсарской трагедии, Ганди вместе с десятками тысяч сподвижников выпаривал соль на берегу моря. В мае были арестованы почти все лидеры ИНК, включая Ганди и Неру. Без лидеров движение стало выходить из-под контроля. Пришлось освободить Ганди. 4 марта 1931 г. было подписано соглашение с вице-губернатором Ирвином, которое удовлетворяло все требования, выдвинутые в начале кампании. Оппозиция даже получала право агитировать за независимость.

 

БОЖЕ, БОЖЕ

 

Но это было только начало пути. Англичане отказывались от достигнутых ранее соглашений. Сенсацией стал визит Ганди в Лондон - среди фраков и роскошных костюмов Махатма выделялся своей скромной накидкой на полуобнаженном теле. Договориться не удалось. Сразу же после окончания войны по всей Индии начались забастовки и даже восстания. Левое правительство Эттли, которое пришло к власти в Великобритании в 1945 г., вступило в переговоры, но снова о "расширении самоуправления". Затяжка привела к опасной эскалации событий - в феврале 1946 г. произошло вооруженное восстание в Бомбее, к которому присоединился флот. ИНК победил на выборах в парламент страны. В марте Эттли объявил о предоставлении стране статуса доминиона, но это была запоздалая мера. Англичане были уже настолько дискредитированы, что требования ИНК и Мусульманской лиги сводились к независимости.

 

Но затяжка с освобождением страны вновь обострила религиозную рознь. У мусульманских и индуистских лидеров были различные представления о будущем страны. Мусульмане требовали выделения из Индии собственного государства. Их поддержали англичане. Вспыхнули погромы, которые после ухода британских войск переросли в межрелигиозную войну между Индией и мусульманским Пакистаном.

 

Ганди был категорическим противником раздела, понимая, что он несет Индии кровопролитие. Но большинство ИНК решило согласиться с британскими условиями. 14 августа 1947 г. был провозглашен Индийский союз. Миллионы людей двинулись из Индии в Пакистан и наоборот, чтобы оказаться в "своем" государстве. Это привело к массовым столкновениям, в которых погибло около 700 тысяч человек.

 

12 января 1948 г. Ганди объявил смертельную голодовку с требованием прекратить столкновения. 18 января лидеры индусов и мусульман поклялись в его присутствии восстановить спокойствие.

 

Ненависть отступила, но не исчезла. 30 января Махатма вышел к народу. Террорист из экстремистской индуистской организации выстрелил в него. Ганди произнес "Боже, боже" и упал.

 

Он победил на пути к независимости. Он добился того, что освобождение огромной страны было достигнуто с минимальным кровопролитием. Но Махатма погиб до того, как свершилось дело освобождения личности от пут насилия. До этой победы - еще долгий путь.

 

(С) "Фигуры и лица" (ФиЛ), электронная версия приложения к "НГ"

__________________________

 

Автор: Валерий МАСТЕРОВ

Дата: 19980217

Заголовок: ЗА ВАШУ СВОБОДУ

Источник: Московские новости

Текст:

 

ВЫПУСКНИК МГИМО ЗЕНОН КУХЧАК СЫГРАЛ ВЕДУЩУЮ РОЛЬ В ОСВОБОЖДЕНИИ ПЯТИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ИЗ ЧЕЧЕНСКОГО ПЛЕНА

 

Пятерых "кавказских пленников" встречали в Польше, как первых космонавтов. Еще накануне было объявлено, что в Грозный за ними полетит правительственный самолет с высокопоставленными чиновниками, как вдруг выяснилось, что один из "пятерки", а именно руководитель гуманитарной миссии известный анархист Марек Кужинец находится в розыске за неуплату штрафа за организацию два года назад нелегальной манифестации анархистов. Возвращаться героям пришлось рейсовым самолетом "Аэрофлота".

 

Едва спустившись по трапу, Кужинец заявил: "Похитили и держали нас в плену чеченцы, но все дело было на руку России, которой не по нутру польско-чеченская дружба". Версия о причастности российских спецслужб к захвату в Чечне польских "гуманитариев" здесь весьма живуча, но официальные лица ее отвергают. "Нам неизвестны факты, которые бы подтвердили возможность российской провокации, - говорит замминистра иностранных дел РП Анджей Ананич. - Наоборот, российские власти все это время помогали в установлении места пребывания заложников, делились каждой информацией, что позволило выработать несколько моделей поведения в этой трудной ситуации". Премьер Ежи Бузек направил благодарственные телеграммы Виктору Черномырдину и Аслану Масхадову.

 

Именно Масхадов дал "добро" на операцию по освобождению польских заложников, когда было установлено место их пребывания в северной части Грозного. Операцией, продолжавшейся не более четверти часа и завершившейся без единого выстрела, командовал директор чеченского СБ Леча Хултыгов, получивший в день своего назначения от Масхадова приказ: "Освободить заложников из дружественной Польши".

 

Все решил внезапный штурм пятиэтажного дома, в одной из квартир которого на последнем этаже и скрывали поляков, прикованных наручниками к батареям отопления. Два их охранника поняли, что сопротивление окружившим дом спецназовцам бесполезно. Их судьбу, по словам Хултыгова, решит шариатский суд, и, по всей видимости, их ждет смертный приговор. Похитители поначалу не знали, что захватили поляков. Забрав у них часы и деньги, они были недовольны небольшой суммой - всего около тысячи долларов. После того как о поляках заговорили, похитители обрадовались, решив, что в их руках "пять влиятельных польских журналистов", за которых хорошо заплатят. Как основа для переговоров о выдаче заложников была выдвинута сумма в 3 млн. долларов.

 

Официальные лица в Варшаве решительно заявили об отказе платить выкуп, иначе это означало бы вступление в сговор с бандитами. В это время в польском МИДе уже действовал поисковый штаб, а в Грозный был направлен наделенный большими полномочиями Зенон Кухчак, сыгравший ведущую роль в освобождении соотечественников.

 

Окончив двенадцать лет назад МГИМО, Кухчак тем самым в глазах новых властей подпортил себе биографию. Несмотря на то, что он славился невероятной работоспособностью, умением устанавливать контакты и знанием иностранных языков, в очищающемся от "красных пятен" МИДе ему трудно было подыскать достойную должность. Место ему нашлось в... Чечне, куда он поехал заместителем руководителя миссии ОБСЕ. Выучив чеченский язык, он быстро разобрался во взаимоотношениях кланов и стал вхож на все этажи власти.

 

Расходы на освобождение поляков еще не подсчитаны и говорится лишь о фондах консульской опеки. Хотя известно, например, что информатор, давший наводку на местонахождение поляков, получит 100 тысяч долларов от чеченского правительства, которое, по словам Шамиля Басаева, освобождение поляков считает своим первым серьезным успехом.

 

Варшава

__________________________

 

Автор: Елена ВИСЕНС

Дата: 19980204

Заголовок: НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ БАСКСКИХ ТЕРРОРИСТОВ НЕ ЗАДУМЫВАЕТСЯ ОБ ИДЕОЛОГИЧЕСКОМ ОБОСНОВАНИИ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ

Источник: Русский телеграф, Москва

Текст:

 

В конце прошлой недели в Севилье у порога своего дома были застрелены в упор 37-летний советник мэра города Альберта Хименес Бесерриль и его жена. Беспрецедентный террористический акт (третий с начала года), совершенный баскскими сепаратистами из организации ЭТА, посеял панику среди членов правящей Народной партии, занимающих какие-либо руководящие посты в местных органах власти. За последние полгода это уже четвертый функционер из НП, убитый баскскими террористами. Немало партийцев избежали подобной смерти по счастливой случайности. Баскские террористы явно выбрали своей главной мишенью Народную партию, исправно выполняющую одно из своих предвыборных обещаний - вести суровую борьбу против терроризма.

 

В начале недели группа советников (членов НП) различных муниципалитетов страны обратилась в Министерство внутренних дел Испании с просьбой предпринять экстренные меры для их личной защиты, ссылаясь на подобные меры, уже введенные в Стране Басков (севильская трагедия – первое убийство члена Народной партии, совершенное за пределами этой автономии). Ранее МВД страны разослало повсюду инструкции, согласно которым советники муниципалитетов должны информировать органы внутренних дел обо всех своих передвижениях. А руководство НП призвало рядовых членов начать сбор средств для финансирования частной охраны партийных активистов. Эта инициатива вызвала протест оппозиции, поскольку жертвами терактов становятся не только члены правящей Народной партии.

 

Правительство Хосе-Мариа Аснара пытается эффективно противостоять новой волне терроризма. Так, на прошлой неделе в результате очередной полицейской операции арестованы 12 человек, предположительно члены и сообщники т.н. "командо Бискайя", которому вменяется в вину по меньшей мере три из тринадцати терактов, совершенных в прошлом году. По мнению министра внутренних дел страны Хайме Майора Орехи, эта ячейка организации ЭТА после такого удара уже более не сможет восстановиться (напомним, что осенью прошлого года арестованы 13 членов "командо Бискайя", а два лидера группы убиты в конце сентября в перестрелке с полицией), Правда, министр полагает, что стране, возможно, придется столкнуться с ситуациями, "посерьезней севильской" (имеется в виду недавний теракт), поскольку "ЭТА переживает период радикализации и смены поколения".

 

Многие комментаторы склонны полагать, что террористическая организация ЭТА вовсе не намерена сдаваться, а напротив, ужесточает свою деятельность. Так, есть косвенные свидетельства того, что аресты почти всего руководства ЭТА, произведенные испанской и французской полицией осенью прошлого года, способствовали появлению "новой генерации" террористов из числа молодых активистов-анархистов, которых "на дело" толкают не столько патриотически-сепаратистские настроения, сколько простая жажда действия. Примером тому могут служить участившиеся случаи т. н. "уличного террора", когда группы молодчиков в возрасте от 16 до 23 лет, вооружившись бутылками с зажигательной смесью и дубинками, идут по улицам и крушат все на своем пути, не задумываясь об идеологическом обосновании своей агрессии.

__________________________

 

Автор: Александр СИЛАЕВ

Дата: 19980205

Заголовок: ВЫБРАВШИЕ СВОБОДУ

Источник: Красноярский комсомолец

Текст:

 

ЗАПАД ПРЕДПОЧЕЛ "ЛИБЕРТЭ", ВОСТОК ЖЕ ДОСТАЛСЯ СТОРОННИКАМ "ЭГАЛИТЭ"

 

Краеугольная ценность

 

В отличие от апологетов социалистического рая идеологи открытого общества обычно признавали тот сложный факт, что один человек может отличаться от другого, и даже весьма. Этот факт мы назвали сложным лишь оттого, что слишком многие "мыслители" то ли не знали его, то ли странным образом извращали. Разная наследственность, разное воспитание и разные обстоятельства жизни есть предпосылка деления человечества на сильных и ослабленных, умных и дураков, удивительно счастливых и фатально несчастных. Коммунизм, логично доведенный до своей крайней точки, отрицает как предпосылки этой дифференциации, так и ее следствия. Если все особи от рождения равны (постулат, априорно принятый всеми "левыми": от теоретика Руссо до практика Пол Пота), то было бы высшей несправедливостью делить пирог жизненных благ иначе, чем на совершенно равные доли. Два основных принципа Французской революции антологически несовместимы друг с другом: если люди равны - то они несвободны, если свободны - то уже не равны.

 

Именно с этого пункта пошел разнобой между двумя лагерями европейских революционеров, оформившийся где-то между восемнадцатым и девятнадцатым столетием. Между двумя краеугольными ценностями так или иначе нужно было распределить приоритеты: при этом выбор мог быть только таким, что одна из ценностей сохраняла свою "краеугольность", а другая обращалась до уровня пустого звука. Первые либералы выделились тем, что возвели свободу в ранг высшей ценности, признав равенство второстепенной задачей. Предтечи русских коммунистов предпочли равенство, низведя свободу до риторической болтовни...

 

Выбравшие когда-то свободу тем не менее признают существование одного фундаментального равенства: в правах и обязанностях. Это было необходимо, дабы сломать извечную кастовость феодального строя. Собственно говоря, либерализм начал свой путь с объявления войны двум смертельным противникам: кастовости общественной системы и неограниченности власти.

 

КОГДА СОВЕРШАЮТСЯ РЕВОЛЮЦИИ

 

Стоит заметить, что кастовость - отнюдь не то же, что элитарность, а неограниченная власть - не синоним государственной власти вообще. Противник элитарности как таковой имеет черты даже не лондонского социалиста, а китайского маоиста, с его свойством чинно называть "культурной революцией" процесс вырезания отечественной интеллигенции. Противник власти как таковой выглядит ребячливым анархистом с его извечным риторическим вопрошанием: зачем государство? Хотя уже к шестнадцати годам любой человек должен так или иначе знать ответ на этот вопрос, а не тащить вслед по жизни свою интеллектуальную инфантильность...

 

Напомним: в системе гражданского общества отрицаются только определенные виды элитарности и государственной власти. Само по себе существование элиты естественно вытекает из принципа свободы: если люди независимы, то они идут разными жизненными путями, накапливая ум или глупость, победы или комплексы, жизненную силу или усталость. Допустим, существование интеллектуальной элиты вытекает из существование интеллектуалов (попробуйте представить себе мир без писателей и ученых). Бытие политической элиты обусловлено самим наличием политики в нашей жизни. Элита менеджеров существует оттого, что заводами и банками кто-то просто должен руководить - на что в принципе способен не каждый. Если общность из десяти человек как-то начинает структурировать себя, то появление лидера неизбежно. Более того, это в интересах самой общности, ибо анархия элементов в принципе не может иметь другого финала, кроме распада системы.

 

Итак, элитарность - это нормально. Против чего восстает либерализм? Кастовость ненавистна ему тем, что блокирует возможность человека перемещаться с одного уровня на другой. Имбецел рождается дворянином и до конца жизни к нему надлежит относиться в соответствии с титулом, а не сутью. Гений рождается крепостным, но до конца жизни ходит неразлучным со своим клеймом. В античности бывали комичные случаи, когда хозяин разрешал толковому рабу вести хозяйство самостоятельно, в итоге раб преуспевал в коммерции, по количеству золотых монет в сундуке опережал господина, но оставался его полной личной собственностью!

 

Либерализм выступает за динамичное общество, кастовость же может заморозить его на века. Согласно теории элит, революция есть закономерный финал "перемороженного" общества. Когда система динамична, то наиболее пассионарные и энергичные индивиды всегда окажутся наверху. Революция здесь в принципе невозможна! Когда внизу слабые, а наверху сильные, то общество стабильно - низ не опрокинет верх, а любому "крутому" из народа проще реализовать себя по законам существующей системы, а не в гражданской войне против нее. Например, такую ситуацию мы видим сейчас в России: революция невозможна. Революция возможна, когда правящая верхушка пребывает на грани вырождения: так было накануне великой бойни во Франции, так было в нашей стране. Верхи обычно гниют из-за своей замкнутости: господствующие фамилии вырождаются, а легальных путей проникновения во власть новых энергичных людей не существует. Косность и кастовость служат здесь предпосылками краха.

 

САМАЯ МЯГКАЯ ДИКТАТУРА

 

Второй враг гражданского общества - абсолютная власть.

 

Особенность власти в социуме нового типа в том, что она всегда делегируется. Что уже само по себе не позволяет ей быть абсолютной... К тому же открытое общество поддерживает свое равновесие системой противовесов - если существует несколько ветвей власти, то это гарантирует невозможность сосредоточения всех полномочий в одних руках. Наконец, гражданское общество признает высшей регламентирующей инстанцией не парламент и не президента, а Конституцию. Диктатура закона тоже в принципе является диктатурой, но от всех остальных она отличается наибольшим расположением к отдельно взятому человеку.

 

Таким образом, свобода - фундаментальна. Равенство признается лишь до той черты, когда оно не противоречит свободе. Например, равенство граждан в правах не только согласуется с главной ценностью, но, пожалуй, даже является ее необходимым условием. Задача максимальной реализации для каждого почти требует своей предпосылкой одинаковые стартовые условия для всех. А вот, допустим, равенство в доходах прямо противоречит основной ценности - и, следовательно, отвергается.

__________________________

 

Автор: Алексей Фильчук

Дата: 19980205

Заголовок: PUNK'S NOT SO DEAD, КАК ЕГО МАЛЮЮТ!

Источник: Вечерний клуб, Москва

Текст:

 

... Москва. Будущий век. Увеселительный центр "Горбункер" – овеянная славой мекка анархистов - принимает во весь рост 33-й вселенский анк-фестиваль. А в Эдинбурге неувядающий лидер УГНЕТЕННЫХ Уотти пребывает в подавленном расположении духа и пинает попеременно то менеджера, то факс. Связь ему подавай! С Москау! "No fuckin' reply", - стенают несчастные. "Ясен соус", - цедит Уотти, - "у них теперь своих монстров хоть отбавляй..."

 

...На дворе мороз-98. Многострадальный павильон "Горбушка". И все пока на своих местах: 3-й панк-фест "спецом" сколочен под приезд одной из самых живописных панк-икон, патриархов ортодоксального крыла панк-церкви, бессменных вождей племени ирокезов - THE EXPLOITED. Зубры, мастодонты, птероптептили... "А они не кусаются?" - вопрошает юный пункер у бывалого. "А хоть бы и так", - молвит панк-ветеран, выглядывая в бурлящей толпе своих соратников. Узрев поредевший, но знакомый хохолок, он вопит: "Хэнк, дождались же, мля!" "Да, Джэф, этот день мы приближали как могли". Как минимум три поколения "гнилых" и "злобных" почтили своим развязным присутствием "Горбуху", и всех их привлекло сюда это терпкое слово "Exploited". Сразу три российских группы приготовились "раскочегарить" уже и без того огнедышащую публику. Днем раньше тем же составом давался концерт в Питере, и был, по словам его участников, основательно изгажен усилиями местных скинов и омоновцев. То ли питерская "измена" так завела, то ли ощущения вроде "сбылась мечта идиота", или даже вкупе - мол, exploitedно на сердце, но bastardно на душе, только вся троица - КОРОЛЬ И ШУТ, ТАРАКАНЫ! и особенно НАИВ, видавший виды - сходу и по восходящей траектории раскрутили пипл на интенсивный обмен эмоциями, следом запустили в отчаянный пого-пляс, еще наладили slam-карусель - только в путь, и в итоге даже чуть "перестарались", откачав из зала приличный куш энергии. Но вот на сцене воцаряются тишь да гладь перед известной бурей. Не веря в близость своего счастья, панки нервно кусают ногти и судорожно покалывают друг друга булавками. Здесь напряженную атмосферу разряжает взошедшая на подмости с веником и совком бабуля. "Супостаты... Аспиды..." Как это верно подмечено. Grandmother fuckin' right. Сделаем-ка паузу - выпьем пива. Пьем, пьем, пока из зала наконец не вырывается наружу первородный рев панк-торсиды - случилось! А на входе - некуда бычок уронить. "Пропустите, пропустите меня к нему! Я хочу видеть эт-того человека!" Чего греха таить, EXPLOITED - это, перво-наперво, детище Уотти.

 

Именно этот веселый крепыш, так похожий на боксера Буча из "Чтива", в наибольшей степени ответственен за рассредоточение по всем частям света таких безалаберных BARMY ARMY-гарнизонов ("безумной армейкой" зовется стан приверженцев группы). На первых минутах очной ставки с легендой панковские глаза неудержимо лезли из орбит долой. Но пол и земля под панковскими топотушками все же не разверзались, только пот и слезы радости проступили ручьями, и вот уже нездоровая эйфория уступает место здоровому концертному угару. Тем более, что EXPLOITED предстали мощными и бравыми концертными бойцами. Барабанщик у них (кстати, как и гитарист, брат Уотти) – и впрямь на все руки-ноги мастер. Сам Уотти физкультурником сновал по авансцене, запросто якшался с отбившимися от рук секьюрити ныряльщиками, постукивал в такт микрофоном по затылку, сморкался в оба "сопла" и коне-еч-но, конечно орал во всю глотку свои бескомпромиссные песенки про веру в победу анархии, про прелести армейской жизни, про всякий беспредел в Объединенном Королевстве. Был момент, когда две пышнотелые пункерши разметали-таки охрану и кинулись обольщать Уотти, но с ними тот контактировать поостерегся, памятуя, видимо, давний случай с девицей, откусившей ему на концерте в Финляндии кончик языка. Углядев в людском водовороте натуральную драку, Уотти мигом тормознул музыку и сущим миротворцем зашикал на зачинщика: "Хорош, мля, дохаться! Я тебе говорю, мудеятель!" После чего объявил продолжение банкета: "Fuckin' USA, part II". Таких двухчастных композиций было несколько, но до трехчастных дело не дошло. Когда же Уотти на глаза попался бритый малый с зиг-хайль-отмашкой, он брезгливо поинтересовался: "Это кто ж такие будут, немцы что-ль?" Ну-да, по замашкам вроде немцы, но не немцы - это точно. С посвящением ребятам и пошел недавний хит "Мочи недоносков". Или засохнут. В целом, желанной ретроспекции ради, на концерте прозвучали по 2-3 номера со всех альбомов, а густо цементировали их все как на подбор боевики с дебютного лонг-плея. С которого у публики все ходы были явно записаны. Вот Уотти швыряет в сердцах свой охрипший (достучался!) микрофон, вся группа удаляется, но никто и не думает расходится. Финиш? Быть того не может! "Sex & Violence" и "Punk Not Dead" еще не спели! Нет уже ни сил, ни стройности в рядах, чтобы позвать на "бис" - люди просто ждут. Oi!Oi! Ex-pe-pe-loi...-ted! Впереди всех обратно шпарит вокалист с подысканным ему в недрах ДК "рупором" и вновь дает прокашляться аудитории. Пожалуй, именно таких EXPLOITED здесь и дожидались на тот день бронепанковских войск ("Troops Of Tomorrow"), что поместился в аккурат между днем рождения Джона Лайдона и днем отбытия Сида вдогонку за Нэнси.

 

...Вновь Москва будущего. В оргкомитете 33-го панк-фестиваля разгребают почту конкурса на новый лозунг. "Punk's Not Dead!" совсем недавно ухнул в лету, как не требующий более доказательств. Судя по предварительным подсчетам голосов, выбор жюри падет на "No Future"...

__________________________

 

Дата: 19980206

Заголовок: "СЛАДКИЙ ТЕРРОРИСТ" НАСОЛИЛ ЕЩЕ ОДНОЙ ЗНАМЕНИТОСТИ

Источник: Новые Известия, Москва

Текст:

 

Неожиданно сладкий прием оказал Брюссель владельцу компании "Майкрософт" Биллу Гейтсу, совершающему в эти дни деловую поездку по европейским столицам. Впрочем, ни отцы города, ни тем более сам именитый гость ничего не подозревали о сюрпризе, поджидавшем его. Гейтс просто шел на встречу с финансовыми и политическими сливками Бельгии, когда из толпы зевак в него полетел сливочный торт. Бросок оказался на редкость метким, и торт угодил богатейшему человеку планеты прямо в лицо.

 

Кадры об этом инциденте, больше похожие на многожды пережеванный в кинокомедиях эпизод, тут же прокрутили все телекомпании мира, соревнуясь друг с другом в шутливых комментариях. Но к чести пострадавшего, у него хватило чувства юмора столь же шутливо отреагировать на брюссельский конфуз: "Одна из самых неприятных вещей во всем этом заключалась в том, что торт оказался невкусным".

 

Серьезной оставалась только полиция. Как сообщило агентство Ассошиэйтед Пресс, стражи порядка арестовали на месте происшествия двух человек и объявили розыск еще одного предполагаемого участника сладкого покушения. Впрочем, приписать им настоящее покушение на жизнь Гейтса не получится. Еще до официального оглашения полицией имен задержанных журналисты прозорливо предположили, что глава "Майкрософта" стал очередной жертвой группы "тортового террориста" и анархиста Ноэля Годэна, прославившегося своими "террористическими актами" против мировых знаменитостей.

 

Догадка оказалась верной. Пресс-секретарь компании Эрин Брюер чуть позже признала, что торт в ее босса метнул именно Годэн, но не сказала, почему тот сделал это. Возможно, что уже через несколько дней арестованный виновник сенсации, выйдя из тюрьмы, сам прокомментирует свой экстравагантный поступок. По крайней мере до сих пор знаменитый тортометатель не засиживался там подолгу после каждой своей удачной "охоты" за звездами.

 

"Эта форма бурлескного терроризма никому не причиняет боли, и торт становится оружием лишь в руках слабых и лишенных власти людей", -

оправдывают свои "преступления" сторонники Годэна. На вопрос же, зачем они это делают, сам лидер "сладких хулиганов" отвечает в своих интервью просто: "Наш мир настолько зловещ, что мы должны смеяться и дурачиться".

 

Еще в декабре прошлого года, сидя в своем брюссельском доме в окружении пяти кошек и полного собрания сочинений Жюля Верна, приличный с виду 52-летний господин признавался корреспонденту газеты "Лос-Анджелес таймс": "Я всегда говорил себе, что пора устраивать революцию с помощью смеха. А какое оружие для этого может быть одновременно и самым комичным, и самым устрашающим? Вот уже 30 лет я убеждаюсь, что этим оружием может быть только торт с кремом".

 

Впрочем, к этому пониманию Годэн пришел не сразу. В далеком, революционном 1968 году студент-бунтарь, изучавший юриспруденцию в университете города Льеж, залил клеем с ног до головы некоего лектора, который помогал писать конституцию для режима португальского диктатора Антониу ди Оливейра Салазара. Позже он признавался, что ему "так и не удалось вылечиться от лихорадки мая 1968-го".

 

Кстати, студенческие волнения, прокатившиеся в тот год по Европе, а также мультипликационный Багс Банни и любимый в Бельгии книжный герой Тиль Уленшпигель помогли Годэну сформировать его анархистские убеждения и через несколько лет превратиться в ходячий ужас для многих знаменитостей.

 

Больше всего досталось от Годэна французским звездам. Так, например, крем от тортов соскребали со своих лиц режиссер Жан-Люк Годар, хореограф Морис Бежар, кинопродюсер Даниэль Тоскан дю Плантье, популярный телеведущий Патрик Пуавр д'Арво. Убеждая журналистов в том, что "каждая жертва тщательно отбирается", Годэна все же можно заподозрить в своеобразной "вкусовщине" по отношению именно к деятелям искусства. Просто несерьезный "террорист" всерьез любит кино: он сам иногда подрабатывает на съемках и гордится своей фильмотекой, насчитывающей четыре тысячи видеокассет со старыми картинами. Как бы там ни было, но многие люди считают, что тортометатель выбирает "правильных" жертв для своих "терактов". Больше того, как утверждает Годэн, его сторонники есть не только в Бельгии, но и во Франции, Швейцарии и Великобритании: "По телефону, по факсу, в письмах и даже просто на улицах люди предлагают нам свои услуги".

 

До недавнего времени Годэн и его команда чаще всего шалили во время Каннского кинофестиваля. Ноэля стали узнавать на улицах. Его постоянно спрашивали: "Кто будет в этом году?". Говорят, что даже здоровяк Жерар Депардье, опасаясь тортового нападения, заказывал себе гостиничный номер с черным выходом. Каннские "гастроли" закончились, когда взбешенный Жан-Люк Годар добился от властей французской Ривьеры запрета для террориста на въезд в Канн.

 

Ну и что? Годэн говорит, что собирается полностью переключиться на "безнравственных политиков". В "черном списке" террориста уже фигурируют президент Франции Жак Ширак и премьер-министр Лионель Жоспен. Правда, как ни странно, мишенью Годэна может стать и самый непорочный человек – папа римский Иоанн Павел II.

 

Годэн и его ближайшие помощники часто получали физический отпор от охранников теле - и кинозвезд, но пока все обходилось только разбитыми носами и синяками. Что будет, если тортометатели нападут на того же президента Франции, всегда окруженного телохранителями, не склонными к шуткам? "Я, должно быть, когда-нибудь нарвусь на пулю", - тревожится Ноэль Годэн.

 

Пока же он готовит новую зрелищную акцию. Во время финального матча за звание чемпиона мира по футболу, который пройдет этим летом в Париже и будет транслироваться во всех странах планеты, Годэн собирается сбросить с вертолета на игровое поле сотни мячей в самый решающий момент. "Пилоты ничем не рискуют, - поясняет любитель приколов. - Если, конечно, не считать нескольких дней тюремного заключения и если до этого их не линчуют взбешенные зрители".

__________________________

 

Автор: Владимир Поляков

Дата: 19980212

Заголовок: CHUMBAWAMBA: АНАРХИЯ СО СВЕРХЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ

Источник: Вечерний клуб, Москва

Текст:

 

Список британских синглов-бестселлеров 1997 года вызывает уныние: королевский трибьют Элтона Джона (сразу же получившего за старания рыцарский титул), AQUA, SPICE GIRLS.

 

Но, чу! "What is this, that stands before me?" - на 9-м месте списка - CHUMBAWAMBA ("Tubthumping")!.

 

Что бы это значило? Очевидно, одно: вняв давним, но очень внятным мольбам Джонни Роттена, Бог не только сохранил Королеву. Он еще и позаботился о том, чтобы Anarchy In The UK выжила и победила.

 

CHUMBAWAMBA - это Элис Наттер, Лу, Данберт Нобакон (все трое поют и пляшут), Бофф (гитара), Данстан (перкашн), Харри (ударные), Пол (бас) и Мэйв (духовые).

 

Они из Лидса, существуют 13 лет и являют собой живейшее доказательство сегодня уже далеко не очевидного факта: для того, чтобы воплотить в жизнь панк-идеал, совсем не обязательно пропивать общий объем мозгов или превращаться в карикатуру на самих себя типа EXPLOITED.

 

Успех последнего альбома "Farewell To The Crown" (лейбл "Red Little Indian" группа сменила на EMI, вот и весь секрет) с точки зрения правоверного анархиста может показаться сомнительным, но заметим: известный блюститель панк-чистоты Стивен Уэллс (NME) дал пластинке 10 баллов из 10 и приписал: "Или у вас в доме есть CHUMBAWAMBA, или у вас в голове нет мозгов!" Так-то.

 

Много славных анархистских дел переделали участники группы за эти 13 лет: организовали в Лидсе кампанию по сбору средств на покупку зенитки для стрельбы по местному полицейскому вертолету, провели 17 часов за решеткой по подозрению в попытке взорвать местное отделение банка "Lloyds", организовали массовое выявление и травлю полицейских агентов в штатском все в том же многострадальном Йоркшире.

 

Но самое свое подрывное мероприятие команда растянула на весь отчетный период: соединив панк, танцевалку и "городской" фолк, разработали захватывающий музыкальный стиль, от которого критики пришли в восторженное недоумение.

 

"Представьте себе FUGAZI, призвавших SHOWADDYWADDY на собственную постановку "The Rocky Horror Show", - написал один.

 

"CHUMBAWAMBA вольготно раскинулись на всем музыкальном пространстве между EN VOGUE и CRASS", - подметил другой.

 

И так далее в том же духе.

 

Ну хорошо, а если допустим, уже дискредитированы: правительство, полиция, армия, религия, поп- и рок-сцена (во главе с ненавистными U2) – и все-все общественные основы подорваны? Чем тогда прикажете заняться безработному анархисту? Спросите у Харри.

 

"Я ударник, меня в лицо мало кто узнает, - рассказывает он, - так что перед концертом в туалете я веду подрывную деятельность против CHUMBAWAMBA. "Да врут они все, говорю; все как один - наркоманы." "Прикидываются  бедненькими, а сами миллионы тратят на героин." Такая подготовка  способствует созданию в зале живой атмосферы.

 

"Каждый  подрывник должен быть готов на чем-нибудь хоть раз сам подорваться".

 

"Как-то в Дублине (тогда как раз много спорили о контрацепции и абортах) я выбросила в зал около трех тысяч презервативов, - вспоминает Эллис (сценический образ: бритоголовая монахиня с банкой пива и сигаретой). - Что бы вы думали? Все они оказались быстролопающимися, и я сама вскоре оказалась в числе пострадавших. Не иначе Ватикан начал подрывную деятельность против нас!.

 

" Долго ли жить 13-летней "Чамбавамбе", вечной Лолите британской Анархии? "Мы не уйдем, пока хотя бы один нацист останется в живых", - когда-то ответили они на этот вопрос в одной из своих песен.

 

В эти дни новый сингл "Amnesia" - в первой британской "пятерке", "Tubthumper" LP вовсю гремит в Америке.

 

Живет, значит, Анархия. Бомбит нацистов и там, и тут. Пусть даже всего лишь в лице вкладчиков недобитого банка "Ллойдс".

__________________________

 

Дата: 19980212

Источник: Вечерний клуб, Москва

Текст

 

12 пластиночных торговых центров фирмы "Virgin" изъяли со своих полок альбом "Tubthumber" поп-анархистской группы CHUMBAWAMBA после того, как ее вокалистка Элис Наттер (Alice Nutter) призвала бедняков воровать вышеозначенный CD из магазинов.

__________________________

 

Дата: 19980214

Заголовок: КАЛЕНДАРЬ КРИМИНАЛЬНЫХ ДАТ

Источник: Совершенно секретно, Москва

Текст:

 

27 февраля 1933 года поджог рейхстага в Берлине: величайшая мистификация XX века. Операция, осуществленная под руководством Геринга, дала повод фашистам для введения чрезвычайных декретов и развязывания кампании террора. Официальная вина за поджог была взвалена на голландского анархиста ван дер Люббе, которого специально заманили в Берлин и оглушили наркотиками. 15 декабря 1980 года, то есть спустя 47 лет после лейпцигского процесса, западногерманский суд оправдал ван дер Люббе, казненного в

1934 году.

__________________________

 

шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш

 

                          Подготовлено агентством анархистов "АН-ПРЕСС"

          по материалам National News Service и других информационных служб.

                                    Выпускающий редактор: А. Майшев

                                Информационный редактор: Д. Костенко

 

               E-mail: pca00799@mail.admiral.ru                Tel./fax: (812) 247-8572

               FIDO: 2:5030/563.34

 

шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш

 

предыдущий выпуск

следующий выпуск

оглавление