АНАРХИСТЫ В ЗЕРКАЛЕ ОФИЦИАЛЬНОЙ ПРЕССЫ

 

Нерегулярный пресс-дайджест

 # 1 ноябрь 1997 г.

_____________________________________________________________

 

Автор: УЛЬЯНА СКОЙБЕДА.

Дата: 19971008

Заголовок: Грузовик оторвал руку "хранительнице радуги"

Источник: Комсомольская правда, Москва

Текст:

 

Вчера российское отделение международной организации "Совет Гринпис" распространило заявление для прессы. Экологи потрясены трагедией, которая произошла на днях в Сочи. Движение "Хранители радуги" Провело там акцию протеста против автомобильного загрязнения воздуха. Восемь юношей и девушек, скованных цепью, перекрыли проезжую часть Донской улицы. Образовалась, пробка Водители материли борцов за экологию. Те развернули плакаты "Назад к велосипедам!" и "Вырубка платана - идея шарлатана!"

 

И тут у одного из грузовиков - огромного "ЗИЛа-66" - отказали тормоза. Одного из парней натянувшаяся цепь едва не перерезала пополам, а у 22-летней Ани Гошиковой из Ижевска она оторвала кисть руки. Девушку в шоковом состоянии отвезли в больницу.

 

Пресс-секретарь "Гринписа" Евгений Усов рассказал нам, что они неоднократно предупреждали "Хранителей радуги", чем кончатся их игры. "Анархисты" постоянно подвергают опасности своих людей: например, в конце августа они устроили драку на ростовской АЭС, где атомщики основательно избили экологов.

__________________________

 

Автор: Игорь ЧЕРНОВ.

Дата: 19971008

Заголовок: МАШИНА ПОКАТИЛАСЬ ПОД УКЛОH

Источник: Труд, Москва

Текст:

 

ТРАГЕДИЯ ПРОИЗОШЛА В МИНУВШИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК В СОЧИ

 

Шестнадцать молодых людей из анархической радикальной экологической организации "Хранители радуги" проводили на улице Донской несанкционированную местными властями акцию протеста. Поводом послужила вырубка платанов, которая производилась в связи с расширением проезжей части этой самой загруженной магистрали курорта. "Зеленые" закрепили на столбах светофоров цепь, обмотали ею кисти рук, как бы приковав себя, и вытянулись поперек улицы. Движение было перекрыто. Образовалась автомобильная пробка длиной более километра.

 

Десятки водителей машин, пассажиры автобусов упрашивали анархистов уйти с проезжей части и протестовать на тротуаре, но молодые люди намеревались стоять, пока на место проведения акции не приедет мэр. И тут неожиданно для всех сорвался с ручного тормоза грузовик ГАЗ-66, водитель которого в тот момент разговаривал с "зелеными". Hеуправляемая машина покатилась под уклон к цепи и уперлась в нее. Цепь натянулась. Раздался крик: оторвало кисть руки студентке из Ижевска Анне Кошиной.

 

Девушку доставили в городскую больницу номер 4. Хирурги не смогли восстановить руку пострадавшей, так как кисть была не просто оторвана, но и раздроблена цепью.

 

Как сообщили корреспонденту "Труда" в УВД Центрального района Сочи, семерка зачинщиков акции привлечена к административной ответственности за проведение несанкционированного мероприятия, а по факту дорожно-транспортного происшествия, повлекшего за собой тяжелое увечье, возбуждено уголовное дело. Проводится расследование.

 

СОЧИ.

__________________________

 

ИЗ МОНИТОРИНГА ИГПИ ПО ЛЕВЫМ ЗА СЕНТЯБРЬ "ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ"

 

16 сентября в Москве прошло совещание представителей леворадикальных антифашистских групп, посвященное обсуждению вопросов, связанных с изданием антифашистской газеты "Человечность". Присутствовали представители Левого антифашистского сопротивления, Народного антифашистского фронта, КРДМС и анархистского профсоюза "Воля". В повестке дня стояли вопросы: обсуждение первых двух вышедших номеров "Человечности", предложения по следующим номерам и оргвопросы, связанные с распространением газеты.

 

По поводу вышедших номеров газеты участники совещания высказали ряд критических замечаний, касавшихся как политической позиции газеты, так и оформления.

 

Представители ЛАС отмечали, что концепция "Человечности" не соответствует классовому подходу, а строится на противопоставлении абстрактного добра и абстрактного зла. Представители "Воли" высказывали опасения в связи с большой пестротой представлений различных идеологических течений. Ставился вопрос о том, какого принципа редакция намерена придерживаться в дальнейшем - коалиционного или компромиссного? О названии "Человечность" было сказано, что оно "несколько сиротливо".

 

Было высказано много критики по поводу того, что газета получилась неинтересной для широких слоев молодежи, на которые она рассчитана, поскольку в ней преобладают длинные статьи, она недостаточно современна, недостаточно актуальна.

 

Представители НАФ оспорили точку зрения ЛАС по поводу классовой направленности газеты, высказав мнение, что в современных условиях слишком частое упоминание таких терминов, как "классовый антагонизм", "капитализм", "социализм", "правые", "левые" и т.п. отпугивают людей, поскольку большинство населения устало от политики, и противопоставление добра и зла наиболее доходчиво.

 

В итоге дискуссии было решено сочетать в работе редакции компромиссный и коалиционный принципы, не публиковать слишком длинных статей, больше обращать внимания на вопросы молодежной культуры. Выпуск третьего номера намечен на середину октября.

__________________________

 

КРАС и СС

 

20 сентября в Москве, в Левой библиотеке имени Виктора Сержа прошло собрание Московской организации Конфедерации революционных анархо-синдикалистов и группы "Социалистическая солидарность". Было принято решение о проведении у посольства Чехии в Москве акции в защиту чешского анархиста Вацлава Ежа, которому угрожает 20-летнее тюремное заключение за самооборону от фашистов, и о сборе подписей в его защиту. Предварительно обсуждена стратегия борьбы против жилищно-коммунальной реформы, начата работа над текстом листовки.

 

Обсуждены также вопросы о возможности проведении легальных теоретических семинаров в МГУ и о плане уличных акций в осенний период. Было констатировано, что из-за ужесточения внутреннего режима в МГУ проведение как легальных, так и нелегальных семинаров стало сложно. Что касается осенних акций, было решено принять участие в профсоюзных акциях протеста и в акциях протеста против сокращения в Российской Академии Наук (если таковые будут), а также провести листовочную кампанию у заводов с целью радикализации конфликтов, если они возникнут.

__________________________

 

Автор: Дмитрий Костенко

Дата: 19971009

Заголовок: Обзор региональной прессы 16:15

Источник: Агентство Национальная служба новостей, Москва

Текст:

 

"Сегодня в Мурманске прошел пикет "За солидарность с антиимпериалистической борьбой народов мира", посвященный 30-летию со дня гибели Эрнесто Че Гевары", - передает Гостелерадиокомпания Мурманской области. Организаторами акции выступили союз молодежи "Красная гвардия Спартака" и Лапландская федерация анархистов. "Идеями революционной борьбы молодые мурманчане вдохновились, побывав на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Гаване летом этого года", - подчеркивает Мурманское Гостелерадио

__________________________

 

Дата: 19970929

Заголовок: СВОБОДА СЛОВА ПОД ВОПРОСОМ

Источник: Московский комсомолец

Текст:

 

Провайдеры Интернет, предоставляющие своим пользователям бесплатную домашнюю страницу, не могут нести ответственность за ее содержание. Требовать от провайдера, чтобы он осуществлял цензуру пользовательских страниц, столь же незаконно, сколько и неразумно, как свидетельствует недавнее постановление Верховного суда США. Тем не менее все чаще провайдерские фирмы, оказавшиеся под огнем общественной критики, вынуждены брать на себя незавидную роль цензора, стирая со своих серверов "предосудительные" страницы пользователей.

 

Только в нынешнем месяце в Паутине произошло несколько крупных скандалов по этому поводу. В одном случае крупнейший американский провайдер America onLine удалил со своего сервера страницу "Пособие для начинающего маньяка-убийцы". Решение было принято руководством провайдерской фирмы после обращения от нескольких американских сенаторов, действовавших по поручению семьи, в которой девочка пала жертвой маньяка-убийцы. В другом случае один нью-йоркский провайдер убрал со своего сервера домашнюю страницу террористической ячейки баскских сепаратистов. На днях в Лондоне провайдер Easynet удалил с сервера страницу анархистского кружка "Internet Freedom". В Москве за последние месяцы тоже отмечено несколько похожих эпизодов; правда, здесь репрессиям в первую очередь подвергаются не политические, а пиратские сайты - по требованию фирм, чье программное обеспечение там незаконно тиражируется.

 

В каждом из случаев "провайдерской цензуры" компании принимали решение об удалении пользовательских страниц, опасаясь за собственную репутацию. Правозащитные организации отмечают по этому поводу, что страх наказания рублем может стать куда более серьезным стимулом для ограничения свободы слова в Сети, чем любые законы.

__________________________

 

Дата: 19970927

Заголовок: Чудовищному преступлению сто лет

Источник: Невское время, Санкт-Петербург

Текст:

 

Трагедия, разыгравшаяся 10 сентября 1898 года на набережной Мон-Блан в Женеве, не забыта швейцарцами. По прошествии века их продолжает волновать гибель очаровательной императрицы Елизаветы Австрийской, убитой итальянским анархистом Луиджи Лукени. Жестокое и бессмысленное преступление потрясло современников. Будущий год пройдет в Женеве под знаком мемориальных мероприятий: в сентябре на месте убийства установят бронзовую статую императрицы, а летом в городе будет организована выставка вещей, принадлежавших австрийскому императорскому дому.

 

В тот злополучный сентябрьский день 1898 года Елизавета Австрийская или, как ее называли близкие, Сисси, восхищавшая современников своей красотой, направлялась из гостиницы "Бо-Риваж" к набережной Мон-Блан, чтобы сесть на прогулочный пароход "Женева", курсировавший по Женевскому озеру. В этот момент из толпы к ней бросился неизвестный человек. Воскликнув: "Да здравствует анархия, смерть - обществу", он нанес императрице смертельный удар напильником. На суде 25-летний Луиджи Лукени заявил, что "все должны работать" и его миссия состояла в том, чтобы уничтожать тех, кто не работает. Убийца, по его признанию, не знал, кого убивает, но ему якобы хватило одного взгляда на женщину, чтобы сделать вывод: "Она достаточно аристократична, чтобы заслужить смерть..."

 

Швейцарская "Ассоциация Сисси - 1998", возглавляемая директором "Бо-Риважа" Жаком Мейером, придает большое значение памятным мероприятиям. Именно в этом отеле остановилась Елизавета Австрийская в сентябре 1898 года. "Ее трагическая гибель стала ударом для моей семьи, - говорит Жак Мейер, - моя бабушка была в то время владелицей гостиницы".

 

Перед своей последней поездкой в Женеву Сисси, представительница Баденского правящего дома, пережила серию семейных трагедий. Ее кузен Людвиг II Баварский утонул. Ее сын эрц-герцог Рудольф умер при загадочных обстоятельствах в Майерлинге в 1889 году. А за год до событий на набережной Мон-Блан ее сестра погибла во время пожара на "Благотворительном базаре" в Париже.

 

Ожидается, что свет на обстоятельства и мотивы преступления прольют мемуары Лукени, первая публикация которых ожидается в 1998 году. Эти мемуары анархист, приговоренный к одиночному пожизненному заключению - смертная казнь была к тому времени в Женеве отменена, - написал в тюрьме.

 

Тайна окружает не только гибель Сисси, но и судьбу ее убийцы. Он был найден повешенным в своей камере 19 октября 1910 года. Полиция тогда констатировала самоубийство, однако несколько лет назад этот вывод был поставлен экспертами под сомнение. Не прольют ли свет на эту темную историю записки Лукени?

 

Чудовищный поступок итальянца так потряс современников, что после смерти Лукени его мозг был тщательно исследован. Специалисты, увы, не нашли в нем ничего необычного. Ученые из женевского института судебной медицины законсервировали голову Лукени в формалине. В 1986 году ее отправили в Вену, где она находится и поныне.

 

Современники называли Сисси странствующей императрицей, поскольку она не любила порядков двора, предпочитая светской жизни чтение, выращивание цветов и путешествия. В Швейцарии она посетила помимо Женевы Рейнские водопады, Интерлакен, Люцерн. Ожидается, что именно эти места привлекут почитателей памяти Елизаветы Австрийской в 1998 году.

__________________________

 

Дата: 19970923

Заголовок: Продолжение темы: Ленинградская блокада... ларьков

Источник: Российские вести, Москва

Текст:

 

На тропу войны с мелкорозничной уличной торговлей администрация Санкт-Петербурга вступила сразу же после смены власти в Смольном летом 1996 года, о чем наша газета уже рассказывала. К сожалению, воз и ныне там.

 

Увенчать сегодня какую-то из воюющих сторон лаврами победителя – дело зряшное. Отцы города отказались от идеи депортировать ларечную торговлю в спальные районы, убрав ее от станций метро и других многолюдных мест в центре северной столицы. На счет городских властей можно отнести весьма заметные изменения "ларькового дизайна" Северной Пальмиры: почти повсеместно исчезли убогие сооружения, прозванные в народе "консервными банками". Сегодня в городе на Неве действуют 458 зон мелкорозничной торговли и 16 стационарных рынков. К началу нынешней осени почти половина их реконструирована и благоустроена. Объем инвестиций на эти цели составит в уходящем году около 400 млрд. рублей.

 

Казалось бы, наступило перемирие и больше уже никому не придется доказывать очевидный факт, что мелкорозничная торговля остается прибежищем большинства горожан, среди которых каждый четвертый - пенсионер, а 17 процентов обитателей мегаполиса, входящего в десятку самых дорогих городов планеты, вынуждены довольствоваться доходами ниже прожиточного минимума. Однако непреодолимое и совершенно необъяснимое стремление нашего чиновничества по нескольку раз наступать на одни и те же грабли становится уже притчей во языцех. Установившееся было затишье на фронтах "ларечной войны" вновь нарушено канонадой из Смольного. Направление главного удара на сей раз - торговля с лотков и прилавков. Четвертого августа губернатор Владимир Яковлев подписал распоряжение N 809 "О дополнениях в Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров", фактически изгоняющее лоточную торговлю из города. Как предписал Комитет по потребительскому рынку, с лотков, столиков и прилавков, расположенных вне крытых помещений рынков, ярмарок и выставочных комплексов, а также на привокзальных территориях и у станций метро, нельзя продавать ничего, кроме безалкогольных напитков, кондитерских изделий в фабричной упаковке, за исключением тортов и пирожных с кремом и сливками, чипсов, печатной продукции, сувениров и корюшки в сезон лова.

 

Намерения декларируются благие: навести порядок в реализации скоропортящейся продукции, угрожающей подчас серьезными неприятностями здоровью граждан; благоустроить улицы, которые нещадно замусоривают лоточники; пресечь торговлю одеждой и обувью в условиях, когда покупатели лишены возможности примерить изделие... Среди основных стратегических целей наступление на лоточную торговлю, на долю которой приходится до 30 процентов всего наличного оборота денег, - выявить неучтенные доходы. Проблема в том, что на ящики, с которых старушки торгуют морковкой, не поставишь кассовые аппараты - ими, по данным налоговой инспекции, пользуется только каждый третий из 50 тысяч мелких питерских торговцев. По этой причине, со слов губернатора Яковлева, бюджеты различных уровней теряют около четверти бюджетных поступлений.

 

К чему приводит подчас стремление властей сделать как лучше, с некоторых пор у нас хорошо известно. Залп по лоточникам прежде всего ударит по карману тех покупателей, которые заходят в фешенебельные супермаркеты для того разве, чтобы поглазеть на изобилие товаров. Для них уличная торговля предлагает сегодня практически все. Как свидетельствуют активисты Общества потребителей, продтовары на мелкооптовых рынках на 20 процентов дешевле, чем в магазинах, а на лотках то же ларечное продовольствие дешевле еще на 15 процентов. В городе уже сложились торговые зоны с самыми дешевыми продуктами, например у станции метро "Ладожская", на Сенной площади. С ликвидацией лоточной торговли многим горожанам прокормиться будет сложнее. Кроме того, в мелкорозничной торговле находят себе применение безработные: рабочие простаивающих предприятий, служащие, учителя, бывшие военные. В некоторых питерских пригородах, "кормившихся" прежде вокруг крупных оборонных предприятий, едва ли не единственным источником получения зарплаты стала уличная торговля. Свертывание ее в результате августовского распоряжения губернатора приведет, по расчетам специалистов, к потере полутора тысяч рабочих мест.

 

Активное недовольство очередными новациями городских властей высказали предприниматели мелкорозничной торговли. На их собрании, где присутствовали представители почти всех районов города, было принято обращение к губернатору Владимиру Яковлеву и полномочному представителю Президента РФ в Санкт-Петербурге Сергею Цыпляеву с просьбой пересмотреть 809-е распоряжение. Сообща разработан и альтернативный документ, в котором также содержится запрет на продажу с лотков крепких спиртных напитков, дорогостоящих ювелирных изделий, сложной бытовой техники, мясопродуктов без применения средств охлаждения. Эти предложения изучаются согласительной комиссией из представителей администрации и предпринимателей... Компромисса пока не найдено, единственное, в чем Смольный пошел на уступки,- разрешил в сентябре распродать остатки запасенных товаров.

 

Между тем питерские коробейники обрели защитника в лице городского комитета Санкт-Петербургского территориального антимонопольного управления. По заявлению его начальника Олега Коломийченко, губернаторское распоряжение противоречит ряду положений российского законодательства, поскольку вводит неоправданно широкий по сравнению с федеральным запретительный перечень товаров и мест торговли. Предписание антимонопольного комитета скорректировать распоряжение губернатора в администрации считают необоснованным, с чем категорически не согласен сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов. "Почему конфетами в обертке торговать с лотков можно,- недоумевает он,- а макаронами в пачке - нельзя?" Поскольку объяснить это и в самом деле весьма затруднительно, остается согласиться с г-ном Головым, который еще год назад заявил, что открытая кампания против ларьков и лотков является наступлением на свободу потребительского выбора в интересах хозяев крупных магазинов, которые боятся конкуренции и стремятся монополизировать торговлю.

 

Тем временем заурядный лоток становится предметом чисто политических перепалок. Питерская лига анархистов направила в Смольный и Мариинский дворец протест против вмешательства власти в имущественные отношения между гражданами, поскольку оно "в любом случае имеет характер прямого вымогательства". С резким заявлением выступило местное отделение Партии экономической свободы, которое называет голословным утверждение губернатора о том, что в сфере малого бизнеса скрывается от налогов до четверти доходов. По мнению авторов заявления, обещание Смольного за счет поборов с мелкорозничной торговли выплатить долги бюджетникам, труд которых оплачивается из городской казны, сталкивает интересы этих групп населения, ведет к социальной нестабильности, что является прямым нарушением Конституции страны.

 

А как озабочены покупатели судьбой уличной лоточной торговли? Боевые действия против нее безоговорочно поддерживают 45,8 процента опрошенных, 54,2 процента не одобряют действия властей. Размышляя над этими и другими данными опроса, проведенного Независимым аналитическим центром, социологи пришли к выводу, что респонденты с пониманием относятся к благим намерениям администрации перекрыть дорогу некачественным товарам и жестче контролировать доходы торгующих. В то же время конкретные действия большинству участников опроса представляются непродуманными, недостаточно подготовленными, не учитывающими социальных последствий и приводящие к ухудшению повседневной жизни.

 

Несколько дней назад губернатор Владимир Яковлев обнародовал основные принципы "открытой политики", которую отныне намерены проводить городские власти. Декларируется, в частности, что окончательные решения администрация будет принимать только с учетом точек зрения всех заинтересованных сторон и мнения горожан. Очевидно, что распоряжение о лоточной торговле принималось до провозглашения основ новой открытой политики.

 

Юрий КУКАНОВ,

соб.корр."РВ". Санкт-Петербург.

 

(C) "РОССИЙСКИЕ ВЕСТИ" N 176(1343) 23/09/97 10.00

__________________________

 

Автор: Андрей РЯБОВ

Дата: 19970919

Заголовок: Зловещие маневры

Источник: Век, Москва

Текст:

 

СЛУЧАЙНО ЛИ ВОЗРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА?

 

РВС, РККА - эти хорошо знакомые еще из школьных учебников истории аббревиатуры в последнее время вновь стали привлекать к себе общественное внимание. Недавно они начали мелькать на страницах прессы уже в качестве названий таинственных леворадикальных молодежных организаций, угрожающих нынешней российской власти и тем, кто, по их мнению, "ей прислуживает", широкомасштабной кампанией террора.

 

Возрождение на отечественной политической сцене левоэкстремистских группировок для большинства наших сограждан оказалось полной неожиданностью. Еще недавно маститые политологи убеждали, будто для возникновения левого радикализма в российском обществе нет никакой почвы: дескать, подавляющее большинство молодежи успешно встроилось в новый социальный порядок, а те, кому не повезло, равнодушны к идее "всеобщего счастья", предпочитая заниматься обустройством личной жизни.

 

Казалось бы, вся история левого движения периода перестройки и постперестройки подтверждает правоту подобных утверждений. Многочисленные группы троцкистского, анархистского, радикал-народнического толка, объединявшие в своих рядах в основном университетскую и академическую молодежь под руководством левых интеллектуалов, возникли в нашей стране на волне всеобщей демократизации конца 80-х годов. Критически относясь к сталинско-брежневскому прошлому и его современным наследникам в лице ортодоксальных коммунистов как к тоталитарному перерождению левого проекта, они в то же время негативно восприняли и горбачевскую перестройку, углядев в ней постепенное сползание страны в дикий капитализм. Поэтому свои надежды новые левые связывали с попытками заручиться широкой поддержкой трудовых коллективов промышленных предприятий, забастовочного движения с тем, чтобы с их помощью на практике реализовать идеи "истинного социализма", противопоставив его в качестве альтернативы как горбачевской "капитализации", так и "неосталинистскому реставраторству". Однако никаких успехов на поприще соединения "передовых революционных идей" с "массовым рабочим движением" новые левые не снискали.

 

Начатые в 1992 году радикальные экономические реформы окончательно похоронили их планы. В условиях, когда опьяненное открывшимися свободами общество стало исповедовать лозунг "своя рубашка ближе к телу", новые левые практически сошли с политической сцены. Лидеры новых левых, найдя полную поддержку и взаимопонимание со стороны зарубежных товарищей по борьбе, органично вписались в их международные "тусовки", стали совершать многочисленные вояжи по странам "загнивающего" капитализма и на деньги, щедро предоставленные тамошними соратниками, издавать газеты и журналы для своих приверженцев в России. Другие же, оставаясь левыми в душе, успешно вмонтировались в различные структуры официальной оппозиции, став чиновниками и консультантами парламентских фракций, профсоюзов, а некоторые удачно реализовали собственные таланты на ниве политического имиджмейкерства, оказывая неоценимую помощь тем деятелям, в чей адрес еще совсем недавно метали громы и молнии. Словом, новые левые, не доставляя власть имущим никакого беспокойства, фактически интегрировались в существующую социальную систему, став своего рода экзотическим элементом формирующейся российской демократии.

 

А тем временем за годы реформ уже успело подрасти новое поколение молодежи которое в отличие от предшественников трудно удивить "сникерсами", двухкассетниками, иномарками и прочими атрибутами "буржуазного образа жизни". В ситуации, когда провозглашенные свободы принесли реальное благополучие и возможность творческой самореализации лишь немногим, когда глухота элиты к чаяниям большинства населения на фоне вседозволенности чиновников всех рангов, верхушки бизнеса и криминальных авторитетов постепенно стали нормой жизни, а общество так и не смогло создать цивилизованных и эффективных инструментов воздействия на власть, у части молодежи неизбежно должно было возникнуть органическое неприятие существующих порядков, стремление сломать их скоро и решительно. Вот и появились в информационных сообщениях средств массовой информации аббревиатуры РВС, РККА и других ультралевых организаций.

 

С политико-социологической точки зрения современная Россия представляет собой почти идеальную модель для активизации радикалов. Ультралевые идеологические доктрины с их простыми и понятными лозунгами равенства и социальной справедливости легко находят отклик в молодежной среде - там, где не только существуют вопиющие социальные контрасты, но и общество оказывается в состоянии "великого немого", неспособного к отстаиванию своих интересов перед властью законными конституционными методами. Вспомним, ведь и расцвет народнического и раннеэсеровского терроризма в России конца прошлого - начала нынешнего века был вызван реакцией части левоориентированной молодежи не только на острейшие социальные противоречия того времени, но и на молчание народа. С тем же самым феноменом столкнулось и большинство латиноамериканских государств в 60-70-е годы нашего столетия. На фоне доступных лишь избранным чудес постиндивидуальной цивилизации примитивные индейские хижины, в которых проживала значительная часть населения, стали питательной социальной почвой для возникновения левоэкстремистских движений троцкистского и маоистского толков типа знаменитого перуанского "Сундеро луминосо", своими террористическими действиями фактически развязавшими против властей необъявленную войну.

 

Но наши леваки - это не безграмотные латиноамериканские индейцы. Они выросли и сформировались в условиях гигантских современных городов, принадлежат в основном к вузовской молодежи. Данное обстоятельство существенно сближает их с другими радикалами – левоэкстремистскими группировками в Западной Европе (особенно в Италии и ФРГ), чья террористическая активность создала немало проблем для властей этих стран в первой половине 70-х годов. У них была иная мотивация деятельности, поскольку ни о каких вопиющих социальных контрастах в цитаделях европейской демократии не могло быть и речи. "Красные бригады" и им подобные группировки, по сути, воплощали в себе завершающую стадию поразившего развитые индустриальные страны в конце 60-х годов "молодежного бунта", выражавшего протест части молодого поколения против утверждения потребительского общества с его тотальным обмещаниванием, примитивным гедонизмом, вольностью нравов и индивидуализмом.

 

Наши левые радикалы, по-видимому, соединяют в себе как протест против социальной несправедливости, так и органическое неприятие ценностей западного потребительского общества и оттого имеют шансы аккумулировать значительную разрушительную энергию. Нельзя исключить, что их активность может быть дополнена и возникновением правого экстремизма в том случае, если представляющие его группировки дополнят свои державнические и националистические установки, направленные против Запада и "инородцев", лозунгами социальной справедливости и равенства.

 

История с "Гамаюном" наводит на мысль и о вероятности появления такого, казалось бы, ранее совершенно немыслимого явления, как радикально-демократический экстремизм. Hо социально-психологические причины различных видов политического терроризма всех цветов и оттенков одинаковы. Это люмпенизация населения, отсутствие возможностей самореализации, деградация общественной морали и нравственности, общепринятых норм поведения. Словом, все то, что сегодня мы наблюдаем в нашей стране. И в этом смысле и "сбесившийся от ужасов дикого капитализма мелкий буржуа", и разочаровавшийся в жизни студент представляют одинаково благодатную почву для политического экстремизма.

 

Возникновение политического экстремизма как значимого явления – это тревожный сигнал власти, всему обществу. Как показывает мировой опыт, без подъема народного благосостояния, создания основы общественной стабильности в лице многочисленного среднего класса попытки преодолеть его с помощью одних лишь репрессивных методов оказываются бессильными. Пока, по справедливому замечанию ряда аналитиков, взрывы монументов, символизирующих имперские ценности, угрозы в адрес политических и общественных деятелей, средств массовой информации скорее всего имеют цель заявить о себе, заставить общество говорить о радикалах как о влиятельной силе. И в этом смысле действия экстремистов похожи на игру, рассчитанную специально для показа по телевидению и репортажей в газетах.

 

Кстати, политическая история зарубежных государств подсказывает, что различные террористические группы нередко превращаются в инструмент политической борьбы, с помощью которого отдельные фракции правящей элиты пытаются реализовать собственные узкокорпоративные цели - добиться дестабилизации в обществе, устранить с политической сцены опасных конкурентов. Так произошло с "красными бригадами" в Италии, убившими видного государственного деятеля этой страны Альдо Моро и тем самым способствовавшими срыву в интересах реакционных кругов "исторического компромисса" между правящей Христианско-демократической партией и коммунистами.

 

И у нас некоторые аналитики склонны связывать действия леваков последнего времени, такие, как закладывание взрывчатки под памятник Петру Великому, с попытками отдельных влиятельных политиков и финансистов использовать экстремистов в своих целях, прикрыть свои провокационные действия ссылками на активность радикалов. Если это так, то подобные игры опасны. Но ведь грань между игрой и реальностью в политике зачастую оказывается весьма условной.

__________________________

 

От: Oleg Torbasow[SMTP:s000114@tversu.ru]

Отправлено: 18 сентября 1997 г. 11:10

Тема: 10 съезд АДА

 

6-7 сентября в музее Салтыкова-Щедрина в Твери состоялся X съезд Ассоциации Движений Анархистов. Около 20 участников представляли Волгодонск, Казань, Ленинград, Липецк, Москву (в т.ч. Лора Акай), Тверь. В качестве гостей присутствовали член ЦК РКСМ(б) О. Торбасов, член РКСМ(б) Д. Виноградов, представители Hационал-анархо-авторитарной партии Великороссии (Тверь) и Движения ультра-радикальных анархо-краеведов (Москва). В АДА съездом был принят Московский клуб анархистов. В сообщениях с мест участники съезда обменялись опытом работы. Представитель Питерской Лиги Анархистов П. Рауш рассказал о семинарских слушаниях, продаже газет, компании против повышения квартплаты (оценив поведение РКРП в ней как боевое), колхозе "Hовый путь". Представители МКА (Лариса и др.) говорили о сквоте, борьбе с националистами, фестивале "Фашистов и буржуев на ...", помидорной акции, чегеваровском митинге, первомайской демонстрации. В частности, они сообщили, что "экологизм сейчас ни к чему хорошему не приводит", "московские власти очень потворствуют фашистам", "Губкин – человек достаточно благородный", "РКСМ(б) - полумифическая организация, в Москве реально - 5-6 человек", "лимоновцы попали в изоляцию, сейчас в Москве никто из приличных людей с ними дела иметь не хочет", "сейчас есть блок - комса и анархисты". Представитель Альянса Казанских Анархистов объявил, что участвовать в профсоюзных акциях - это позор и "мы не революционеры, мы - пофигисты". Игорь Мангазеев (Тверь) рассказал о борьбе против строительства ВСМ и перекрытии железной дороги. Национализм представителя HААПВ явно не понравился съезду. Липецкие анархисты рассказали о поездке в Испанию. Анархо-краевед Дмитрий Модель поведал о своей поездке в КНДР и призвал к борьбе "за анонимное и бесплатное искусство". Далее съезд подверг нападкам отсутствующего Дамье за проведение санкционированного митинга. Приняты резолюции: в защиту А. Соколова, по казакам, о тактике, по Гонконгу. Резолюцию об отношении к другим организациям принять не удалось из-за возникших разногласий по поводу включения в "черный список" РНЕ и КПРФ. Решено присоединиться к Интернациональному фронту анархистов. Съезд почтил минутой молчания память умершей в апреле H.М. Пирумовой.

__________________________

 

Автор: РОМАН ВОЛОБУЕВ

Дата: 19971023

Тема: МЫ ВОПРЕКИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ

Источник: Общая газета, Москва

Текст:

 

Репортаж из Майкопской экотеррористической коммуны. Есть на окраине Майкопа ничем не примечательный домик, принадлежащий брату атамана местного казачьего войска. У входа - неведомый зверь на цепи, на стенах - Моррисон, Леннон, пламенный Че, в углу на отжившей свое школьной парте воркует новехонький пентиум, под завязку набитый прокламациями, программными документами и электронной почтой со всех концов света. Не дом, а воплощенная мечта революционера-маргинала. Впрочем, люди, живущие здесь, пока хозяин в отъезде, и есть революционеры. Сами они считают себя анархистами, коммунарами, воинами земли, недоброжелатели же называют их экотеррористами, а иногда другим словом - попроще и пообиднее. Здесь расположен временный штаб радикальной экологической группы "Атши". Той самой, что в конце минувшей недели взяла на себя ответственность за трагические события, произошедшие 4 октября в центре Сочи. "ОГ" уже сообщала о том, как две недели назад группа мальчишек и девчонок, протестуя против загрязнения сочинского воздуха и планов мэрии вырубить аллею вековых платанов, сковала себя цепью и перегородила одну из центральных улиц города. Они собирались удерживать движение, пока с ними не встретятся представители городских властей. Но потом оставленный водителем грузовик вдруг покатился на демонстрантов, в результате одной из участниц акции, 22-летней художнице из Ижевска Анне Кошиковой, натянувшейся цепью оторвало кисть руки. Формально все закончилось возбуждением уголовного дела против водителя грузовика и вынесением участникам акции административного предупреждения, однако произошедшее поставило под удар саму идею радикального экологического движения. Общественное мнение, всегда бывшее на стороне борцов за окружающую среду, грозит вот-вот отвернуться от них, да и сами экологи-радикалы признают, что в тактику проведения акций "прямого действия" следует вносить существенные коррективы. Поначалу вину за произошедшее попытались свалить на малочисленное сочинское экологическое объединение VOZDUH ("Воздух"), однако настоящий организатор объявился лишь неделю спустя. Им оказалась малоизвестная группа "Атши" - одно из автономных подразделений знаменитого полулегального экологического движения "Хранители Радуги". На счету "Атши" - участие по крайней мере в четырех крупных "хранительских" акциях, однако знакомый "хранитель", которого я попросил рассказать про майкопских радикалов, говорил о них с нехарактерной для него интонацией тихого недоумения и даже произнес словосочетание "тоталитарная секта". Впрочем, быстро осекся: "Поедешь - сам разберешься". Майкопский штаб одновременно является и местом обитания активистов движения: "Атши" (дюжина двадцатилетних ребят из разных уголков России) живут в двухкомнатном кирпичном хозблоке, здесь же варят "партизана" (каша из пшенки с элементами овощей - основное и единственное "атшийское" блюдо) и травяной чай. Спиртное и наркотики на территории коммуны запрещены, равно как компьютерные игры и отрицательные эмоции: мыслить требуется в положительном ключе. Эколого-коммунитарное объединение "Атши" было основано в июле прошлого года человеком по имени Эр, в миру известным как Андрей Рудомаха (ничего особенно загадочного, просто давняя традиция отечественных хиппи переименовывать себя на заграничный лад). О себе Эр предпочитает не распространяться, известно лишь, что ему около тридцати, что в детстве он любил Че Гевару, собирался ехать в Латинскую Америку делать революцию, а с начала девяностых является представителем и координатором программ Социально-Экологического Союза в республике Адыгея. Он вообще говорит мало и, как выяснилось впоследствии, в основном цитатами из программных документов собственного сочинения. Документов этих великое множество, и техника их написания схожа с той, которую использовал при создании своих сайентологических опусов Хаббард: общеизвестные положения облекаются в мудреную форму, снабжаются хитрой терминологической надстройкой и преподносятся почтенной публике в качестве великого откровения. Идеология "Атши" представляет собой гремучую смесь анархо-коммунистических идей различного толка, трудов Кастанеды, Раджнеша, дзен-буддизма в его западном понимании и литературы фэнтази ("Атши" - название планеты из книжки фэнтазийной писательницы Урсулы Ле Гуин). Неудивительно, что при таком обилии противоречивых первоисточников порой случаются накладки: например, вслед за позаимствованными у Дона Хуана рассуждениями о Пути Воина вполне может последовать фраза о главенстве общего над личным, явно взятая из пионерской клятвы. На фоне столь буйной эклектики вполне логичным начинают выглядеть и сотрудничество свободолюбивых хиппи с казаками, и планирование совместных акций с местными коммунистами. В организации ярко выражено иерархическое деление: среди адептов движения различаются "атши", "полные атши" (наиболее продвинутые активисты), "аура атши" и еще около сотни человек, поддерживающих движение, не являясь его членами. За год своего существования объединение успело засветиться в ряде масштабных и дельных экологических акций: "атши" принимали активное участие в блокаде Ростовской АЭС, участвовали в победоносной кампании протеста против строительства нефтеналивного терминала близ Сочи, в одиночку провели так называемую операцию "Nine Inch Nails" (шиповка деревьев гвоздями) с целью прекратить незаконную коммерческую вырубку лесов на территории Сочинского национального парка. "Да какие мы террористы? - шумно возмущаются "атши", едва заслышав модное нынче словцо "экотерроризм", - наше оружие - гитара и флейта. Вот еще губная гармошка есть. Так и напиши". И в самом деле - чудесные ребята: борются за природу, не приемлют насилия. Даже стекло, случайно выбитое во время акции протеста в краснодарском офисе Каспийского трубопроводного консорциума, по собственной инициативе вставили обратно. Одно лишь "но": мы приехали в Майкоп всего лишь неделю спустя после сочинской трагедии, а в "атшийском" штабе царило бурное веселье. Шутки, хипповский фольклор под гитару, разговоры за жизнь. Будто и не случилось ничего. И если ребят еще как-то удалось расшевелить (уже потом те из них, кто был в цепи, срывающимися голосами рассказывали про то, как страшно кричала Аня, а водители, как только живая цепь распалась, заспешили по своим делам и никто не хотел останавливаться), то их наставник (кстати, не принимавший участия в акции и даже не ездивший в Сочи) продемонстрировал на удивление спокойное и деловое отношение к случившемуся: "Это был несчастный случай, от таких вещей не убережешься". И вновь пространные рассуждения о карме, о том, что "по большому счету виноваты все", с непременной поправкой: "с юридической и моральной точки зрения не виновен никто". Оговорка эта обнаружилась впоследствии и в письменном виде - в "атшийском" пресс-релизе о сочинских событиях. Выводы? "Будем брать курс на унитарность". При чем здесь унитарность (единство), я так и не понял, но на практике это будет означать более строгий отбор желающих участвовать в акциях. Лишившаяся руки девушка принадлежала к пресловутой "ауре атши", а теперь к участию в "прямом действии" будут допускаться только действительные члены группы. Ирина Дарвина, бывший инспектор Кавказского биосферного заповедника, уволенная в свое время с работы за попытку предотвратить вырубку лесов на его территории и ныне являющаяся одним из самых фанатичных местных борцов за окружающую среду, ужасается тому, как быстро "атши" позабыли о произошедшем: "Когда это случилось, шок прошел очень быстро, и все стали вести себя как ни в чем не бывало. Я тогда пыталась серьезно поговорить с Андреем и мне очень не понравилось то, что я услышала". На прошлой неделе Социально-Экологический Союз выступил с весьма жестким заявлением, назвав действия организаторов сочинской акции "легкомысленными и непродуманными" и возложив ответственность за случившееся несчастье на "Атши". "Не исключено, что нам придется отказываться от дальнейших отношений с СоЭС", - с деланным безразличием говорит Андрей. Отчего безразличие деланное, понятно: с выходом из Союза движение лишится последней видимости официального статуса. Не станет и западных грантов, которые хоть весьма редки и скромны, но тем не менее служат одним из основных источников средств для существования коммуны. Когда мама Ани Кошиковой увозила ее в родной Ижевск, та сказала сочинским телевизионщикам всего две фразы: "No pasaran. Я еще вернусь". Впрочем, даже если она не вернется, сестре Мэдди (внутриклановое имя Ани) уже гарантировано место в "атшийской" мифологии. Пройдет немного времени, и все позабудут, что причиной случившегося с ней кошмара были не происки врагов, а бездарная организация акции. Андрей Рудомаха называет "Атши" моделью альтернативного общества, коммуной, интегрирующейся в окружающий мир путем совершения благих дел, а его последователи, похоже, настолько очарованы романтикой революционного подполья, что готовы к жертвам во имя красивой идеи. И первая жертва уже есть.

 

Майкоп - Москва

__________________________

 

Автор: Михаил РОСТОВСКИЙ.

Дата: 19971112

Заголовок: АНАРХИСТЫ В БЕЛОМ ДОМЕ! Помощник Бориса Немцова борется с государством

Источник: Московский комсомолец

Текст:

 

Современные русские анархисты пользуются не самой лучшей славой. В начале девяностых выложили около Мавзолея непечатное слово из своих тел. В 1994-м под крышей профсоюза "Студенческая защита" во время пикета устроили побоище милиционеров рядом с Кремлем. По слухам, отдельные последователи Бакунина сейчас проходят в качестве свидетелей в уголовных делах о взрывах памятника последнему царю на окраине Москвы и монумента императорской семье на Ваганьковском кладбище и о пресловутом "условном уничтожении" Петра работы г-на Церетели...

 

Но этого мало! Как стало известно "МК", самый настоящий анархист работает... в самом сердце российского госаппарата.

 

В апреле 1997-го у первого вице-премьера Бориса Немцова появился новый советник. "Бумажный" жизненный путь занявшего это кресло 32-летнего Александра Шубина не вызвал бы вопросов у самого сверхбдительного Штирлица: выпускник Московского пединститута, кандидат наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории АН...

 

Но вот детали его реальной биографии способны отправить в нокаут любого правоверного аппаратчика. Еще в середине 80-х студент Шубин вместе с почти всей своей академической группой увлекся идеями анархизма. А в 1989 году и вовсе стал одним из лидеров объединяющей около 2000 человек Конфедерации анархо-синдикалистов. "Борец с государством" Шубин имел и прямые столкновения со стражами закона: и при первом секретаре горкома Льве Зайкове, и при демократическом мэре Гаврииле Попове его задерживала милиция за организацию "беспорядков и несанкционированных митингов".

 

Но, может быть, г-н Шубин уже давно забыл о безумствах молодости? Однозначно нет. В 1993-м он с блеском защитил диссертацию об анархистах и о знаменитом Несторе Махно. Конечно, то же самое мог сделать и любой аполитичный ученый. Но идеи анархо-синдикализма по-прежнему поддерживаются в свежих газетных статьях и книгах нового советника первого вице-премьера. Неизменность взглядов Шубина "МК" подтвердил и очень хорошо его знающий сотрудник БД.

 

Что же делает "борец с государством" Александр Шубин в Белом доме? Подрывает режим изнутри? В аппарате Немцова отказались от любых официальных комментариев. Но "МК" все же удалось кое-что выяснить. Анархист работает в группе советников первого вице-шефа БД под началом известного... монархиста Виктора Аксючица. В компетенцию ненавистника государства входят подготовка захоронения не очень жаловавшего анархистов императора Николая II с семьей, а также отношения Бориса Ефимовича с парламентом, экология и еще таинственные "идеологические спецпроекты". Известно, что имеющий свободный доступ к первому вице-премьеру экс-лидер анархо-синдикалистов иногда дает ему и советы по экономике. По нашим данным, Шубин активно лоббировал меры по борьбе со "злостными монополистами"...

 

"Саша всегда был теоретиком", - сказал нам один из хорошо знающих его людей. Кроме того, "господство анархии" новый советник Немцова считает лишь делом отдаленного будущего. Но вряд ли историю с анархистом в правительственной резиденции стоит воспринимать лишь как курьез. Сегодня в БД существует два прямо противоположных мнения о патроне Шубина Борисе Немцове. Одни считают его жестким и компетентным менеджером, который часто получает от премьера по шапке за свои экстравагантные выходки. Другие - самым независимым сановником (от которого ничего не зависит). Рано или поздно - после неизбежной для всякого члена правительства отставки - вице-премьеру и будущему кандидату в президенты Немцову будет выноситься окончательный вердикт. И вряд ли такая красочная деталь, как анархо-синдикалист, в советниках будет при этом забыта. Вопрос - лишь признаком чего она будет сочтена: гения или глупости.

__________________________

 

Автор: ЛЕВ ИСАКОВ

Дата: 19971106

Заголовок: Тайная миссия степашиной комиссии

Источник: Общая газета, Москва

Тема: ОНИ В СВОИХ КОРИДОРАХ

Текст:

 

РАДИКАЛЬНАЯ ОППОЗИЦИЯ СЧИТАЕТ ЕЕ ИНКВИЗИТОРСКОЙ, ДЕМОКРАТЫ - РИТУАЛЬНО-БЮРОКРАТИЧЕСКОЙ.

 

Недавно при президенте была создана комиссия "по противодействию политическому экстремизму в Российской Федерации". Ее главой (скромно именуемым координатором) стал министр юстиции Сергей Степашин, а ответственным секретарем - начальник управления внутренней политики администрации президента Андрей Логинов. В комиссию также вошли высокие чины исполнительной власти: директор ФСБ Николай Ковалев, глава МВД Анатолий Куликов, председатель Госкомпечати Иван Лаптев, председатель комиссии по вопросам гражданства Олег Кутафин, наконец, два зама руководителя кремлевской администрации (Михаил Комиссар и Евгений Савостьянов). Кроме того, в ней наличествуют по два представителя обеих палат парламента: это первый зампред Госдумы Владимир Рыжков, председатель думского комитета по делам общественных объединений Виктор Зоркальцев, президент Кабардино-Балкарии Валерий Коков и губернатор Ленинградской области Вадим Густов. А душой предприятия считается формально не входящий в комиссию помощник президента Михаил Краснов.

 

Каковы планы комиссии и зачем понадобилось создавать столь впечатляюще представительный орган, словно страну захлестнула такая волна экстремизма, что соответствующие ведомства никак не совладают с ним в одиночку? Эти вопросы хотелось бы выяснить там, где готовился указ о создании данной комиссии - в администрации президента. Однако неожиданно оказалось, что на Старой площади все держат в строжайшем секрете, хотя речь идет вовсе не о ядерных боеголовках и тема, вроде бы, является пропагандистски выигрышной. Между обозревателем "ОГ" и ответсеком комиссии, начальником управления внутренней политики администрации Андреем Логиновым состоялся следующий диалог:

 

- Поймите меня правильно: я чиновник и не вправе общаться с прессой.

- Однако вы, насколько я знаю, готовите по этому поводу брифинг.

- Мне лишь поручено выступить. Но готовлю брифинг не я, а наше управление общественных связей, туда и обратитесь.

 

"Это неофициальный брифинг, куда приглашены только знакомые нам журналисты, - заявила обозревателю "ОГ" ведущий специалист управления общественных связей Ольга Зарубина. - Считайте, что никакого брифинга нет - мы просто зовем друзей". Имена "друзей администрации президента", естественно, также не подлежат огласке. Объясняется это, видимо, тем, что в каждом не принадлежащем к кругу доверенных лиц здесь подозревают лазутчика из стана экстремистов. Точно так же предпочли отмолчаться и другие члены комиссии: Михаил Комиссар, Иван Лаптев. И ладно бы в конспираторах были одни лишь дисциплинированные представители исполнительной власти, но и обычно общительный депутат Виктор Зоркальцев заявляет: "Я не готов сейчас к этому разговору".

 

Не только большинство журналистов оказалось вне узкого круга посвященных. Указ готовили келейно: не был привлечен ни один представитель демократической общественности, ни один из признанных специалистов по данной теме. В этой среде степашинскую комиссию оценивают с единодушным скепсисом: "Бюрократическое мероприятие для галочки", - считает известный правозащитник Борис Золотухин. Точно так же выразились депутат Сергей Юшенков, директор Московского антифашистского центра Евгений Прошечкин, автор книги "Политический экстремизм в России" Владимир Прибыловский. Их логика такова: ни один из членов комиссии до сих пор еще ничего не сделал для противодействия экстремизму, хотя у каждого предостаточно должностных полномочий. Следовательно, и впредь нет оснований ожидать от них каких-либо реальных действий, все ограничится звонкими декларациями.

 

Впрочем, сообщения прессы, с которой, видимо, все же посекретничал г-н Логинов, нацелены как раз на то, чтобы рассеять подобный скепсис. Одна из газет со ссылкой на "сановных собеседников" (несомненно, псевдоним Андрея Логинова) поведала, что решения комиссии будут обязательны для ФСБ, МВД и Минюста и что г-н Степашин с коллегами возьмут на себя труд составить полный перечень экстремистских высказываний, за которые светит статья. Более того - экспертами комиссии уже якобы заготовлен список из 50 экстремистских организаций, куда входят "Трудовая Россия", РКРП, "Союз офицеров", РНЕ, РКСМ(б), НБП, "Черная сотня", легион "Вервольф" и "Память".

 

Очевиден, мягко говоря, невысокий уровень осведомленности этих "экспертов", включивших в свой реестр уже несуществующий легион "Вервольф" (из имевшегося десятка легионеров трое мотают срок за убийство четвертого) или почти распавшуюся и давно лояльную "Память" Дмитрия Васильева. Еще удивительней то, что комиссия не успела ни разу собраться, а у нее уже появились эксперты, которые выносят свой вердикт. Обращает на себя внимание и двусмысленность положения члена президиума ЦК КПРФ Виктора Зоркальцева, оказавшегося в роли судьи своих более радикальных сподвижников из левого лагеря. Видимо, оттого Виктор Ильич и отмалчивается. Ведь в КПРФ и РКРП есть немало друг другу сочувствующих.

 

Обозреватель "ОГ" опросил ряд лидеров радикальной оппозиции, испытывают ли они теперь тревогу за свое положение. Большинство выразило обеспокоенность, подчеркивая, что термин "экстремизм" можно толковать расширительно, в зависимости от политических пристрастий интерпретатора. "Не дай Бог, если этот неконституционный орган обратится в политическую инквизицию! Уж лучше бы там заседали такие люди, как Сергей Ковалев или Галина Старовойтова", - заявил один из руководителей РОС Илья Константинов. Подобное же настроение выразили председатель "Союза офицеров" Станислав Терехов, редактор газеты "Завтра" Александр Проханов, политический секретарь Национал-республиканской партии Николай Павлов. И только лидер революционных анархистов Дмитрий Костенко вполне разделяет скепсис демократов.

 

Кроме того, почти все опрошенные напрямую связывают антиэкстремистскую активность Кремля с недавно заключенным пактом "Ельцин - Зюганов". Как выразился Александр Проханов: "Встраиваясь во власть, респектабельная оппозиция решила сбросить в ров отряды сопротивления, наиболее энергетически заряженные протестом". Эта версия звучит достаточно убедительно. Ведь нынешнему довольно комфортному и привилегированному положению КПРФ, объективно говоря, может угрожать только усиление конкурентов на левом фланге.

 

Но инициаторами данной затеи зюгановцы наверняка не были. Судя по всему, перед нами в первую очередь детище самого Сергея Степашина, стремительно расширяющего полномочия своего ведомства и вновь превращающегося во все более заметную фигуру в окружении президента. Сергей Вадимович кровно заинтересован в том, чтобы можно было отчитаться об успехах на антиэкстремистском поприще. Причем так, чтобы эти успехи приписывались именно ему, а не каким-нибудь демократам-общественникам.

 

Однако трудно поверить, что Анатолий Куликов или Николай Ковалев признают фактическое руководство над собой министра юстиции. Вероятно, коллеги по комиссии сделают все, чтобы остудить пыл своего координатора. И тогда сбудется прогноз демократов, а опасения радикальной оппозиции окажутся напрасны.

__________________________

 

Автор: Юрий Малинов

Дата: 19971108

География: АФИНЫ

Заголовок: Около 50 анархистов в матерчатых масках забросали бутылками с зажигательной смесью четыре магазина и две автомашины около афинского Политехнического института

Источник: Агентство ИТАР-ТАСС, Москва

Тема: ГРЕЦИЯ-ПРЕСТУПНОСТЬ-ИНЦИДЕНТ-РАДИКАЛЫ

Текст:

 

АФИНЫ, 8 ноября. /Корр.ИТАР-ТАСС Юрий Малинов/. Около 50 молодчиков в матерчатых масках, собравшиеся сегодня у афинского Политехнического института в центре греческой столицы, забросали бутылками с зажигательной смесью четыре ближайших магазина и две проезжавшие по улице автомашины, нанеся им большой материальный ущерб. К счастью, никто не пострадал. По предварительным данным, участники вылазки принадлежат к одной из анархистских группировок.

 

Нарушители порядка блокировали движение транспорта по проспекту Патисион около Политехнического института, в котором левые организации проводили собрание, посвященное годовщине Октябрьской революции. Затем молодчики разбежались, а огонь был потушен подоспевшими пожарными.

__________________________

 

Автор: Анна ИВАНОВА

Дата: 19971106

Заголовок: ПОТОМКИ ВЕСЕЛЫХ МАТРОСОВ

Источник: Имя, Минск, Беларусь

Текст:

 

1917 год. Под знамена Великого Октябрьского шухера собрались все веселые, злые, молодые, агрессивные. Всем памятен образ непременного участника штурма Зимнего - матроса-анархиста в разорванной тельняшке, перетянутого пулеметными лентами. Анархисты конца века унаследовали боевой задор своих революционных предшественников, но не их количество. Сегодня под черные знамена анархии в Беларуси вряд ли встанет хотя бы сотня лихих ребят. Корреспондент "И" побеседовал с одним из лидеров левых прогрессистов, известным под партийной кличкой Пантелеймон Чаплин.

 

- Октябрьская революция дорога памяти анархиста?

 

- Октябрьская революция является величайшим событием в мировой истории. Я думаю, что каждый нормальный человек, окажись он в 1917 году в Питере, прицепил бы красный бант и носился по буржуйским винным лавкам - участвовал в Революции, которую сейчас окрестили переворотом. Иными словами, мы хотим, чтобы левой идее вернули ее первоначальное значение - давать людям радость, веселье и удовольствие в противовес повседневной скуке и отчуждению. У истоков левых идей мы видим наряду с сумасшедшим стариком Карлом Марксом и веселого барина Бакуниныма, участника сорока восстаний.

 

Сейчас существуют все условия для того, чтобы левые вернулись к своей изначальной задаче - освобождению человека от материальной зависимости. Например, посмотрите, кто сейчас является лидером мирового левого движения - вождь мексиканских индейцев Маркос и лауреат Нобелевской премии по литературе клоун Дарио Фо. С таких лидеров и спрос особый. Ведь каков лидер, таково и движение.

 

- Какова нынешняя ситуация на левом фланге?

 

- Она очень сложная. Сумасшедших мало. Коммунистическая и социал-демократическая партии живут лозунгами конца второй мировой войны. Их фантазия не простирается дальше создания парламентской республики или закона о новом прогрессивном налоге. Скучно, девушки!

 

- Праздновать 7 ноября будете?

 

- Этот праздник перехватывает традицию праздника прощания с осенью и прихода зимы, когда крестьяне, собрав урожай, наконец-то начинают предаваться безумному веселью и сливаются в хороводе плясок. А чучело горящего буржуя - это образ умерщвляемого повседневного труда. В отблесках огня встает прекрасный новый мир радости, веселья и творческого ничегонеделания. Наверное, чучело мы сожжем. Но больше всего нам нравится праздник 31 мая - День освобождения Африки. Мы считаем, что джаз и блюз являются своего рода неокоммунистическими манифестами. А черная культура, не способная к созданию индустриальных государств, является путеводной звездой для всех цивилизаций, населяющих нашу горемычную планету.

__________________________

 

Дата: 19971112

Заголовок: ПО СЛЕДАМ НАШИХ ПУБЛИКАЦИЙ ЗАПОЗДАЛЫЙ ОТКЛИК - ПОИСК ИСТИНЫ ИЛИ АМБИЦИЯ?

Источник: Русская мысль, Париж, Франция

Текст:

 

Летом этого года мы опубликовали статью Александра Водолазова под редакционным названием "Новая идеология профсоюзов и ее творец" ("РМ" N4180). В ней наш автор, используя публичные выступления лидеров ФНПР (профсоюзов, ранее входивших в ВЦСПС), публикации в органе ФНПР газете "Солидарность" и автобиографию самого Андрея Исаева, показал эволюцию взглядов секретаря ФНПР, назвав Исаева "олицетворением и глашатаем по праву и по должности" новой профсоюзной идеологии.

 

"Россия, - писал А.Водолазов, - должна знать своих идеологов". Исаев в описании автора еще студентом истфака пединститута прошел путь от "книжного марксизма" к "книжному" же анархизму. Создал Конфедерацию анархо-синдикалистов, предпринял ряд неудачных попыток "хождения во власть", но "тщеславие, прагматизм и неистребимая тяга на политический Олимп" привели его в конечном итоге к соглашательству не только с властью: в 1995 г., будучи уже секретарем ФНПР, А.Исаев взялся доказать, что "тактический блок с компартией необходим", и в том же году потратил немало чернил на то, чтобы оправдать войну с "фашистским государством" - Чечней. Теперь же Исаев выдает себя за сторонника "христианского синдикализма".

 

Статью А.Водолазова в "РМ" не оставили без внимания ни сам А.Исаев, ни его сторонники. В сентябре, через два месяца после ее публикации, в "РМ" пришло недатированное письмо, подписанное "Александр Шубин, кандидат исторических наук".

 

Из письма Шубина следует, что страницу "РМ", на которой значился заголовок "Новая идеология профсоюзов...", он открыл с большим интересом. Что "идеологические документы, выходящие из-под пера нынешнего секретаря по идеологии Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) А.Исаева - явление действительно заслуживающее внимания". Что сегодня "профсоюзы не хотят быть ни либерально-западническими, ни коммуно-шовинистическими". А также, что "Водолазов вводит читателей "Русской мысли" в заблуждение". В конце концов В.Шубин приходит к выводу, что "лживость статьи Водолазова настолько очевидна, что она имеет обратный эффект - престиж Исаева растет, а о "Русской мысли" говорят как о лживой газете, приводя в пример пассажи Водолазова".

 

Александр Шубин, подписавшись, "кандидат исторических наук" и сознательно не раскрывая своих отношений с Исаевым, пишет: "Как профессиональный историк, я привык обращать внимание на "случайные неточности" в текстах". На эти "неточности" точно и ясно дает ответ сам Александр Водолазов (см. ниже).

 

Мы же, со своей стороны, обратили внимание на следующую фразу в письме Шубина, которой автор явно хотел подчеркнуть объективность своего суждения по поводу А.Исаева: "Я, например, в профаппарате не состою и работаю советником в правительстве, которое, как известно, с профсоюзами сейчас не дружит".

 

По поводу принадлежности А.Шубина к профаппарату (или по крайней мере близости к нему) читатель может судить сам. А.Шубин, как отмечает А.Водолазов, в разные годы состоял и.о. заместителя главного редактора газеты "Солидарность" (то есть замом самого Исаева) и зав. отделом политики той же газеты - официального органа ФНПР. Что же касается его работы в правительстве и публичной характеристики нынешнего отношения правительства к профсоюзам, то тут нам пришлось разобраться.

 

А.Шубин работает советником в одном из подразделений многоступенчатого правительственного аппарата - в аппарате первого заместителя председателя правительства РФ Бориса Немцова.

 

4 ноября Андрей Першин, пресс-секретарь Б.Немцова, в разговоре по телефону с нашим московским корреспондентом В.Елисеенко по этому поводу сообщил:

 

- В аппарате первого заместителя председателя правительства РФ Бориса Немцова внимательно познакомились с материалами, связанными с откликом на статью Александра Водолазова "Новая идеология профсоюзов и ее творец".

 

Относительно автора письма А.Шубина могу сказать, что он действительно работает советником в аппарате первого заместителя председателя правительства РФ Бориса Немцова. Однако в данном случае он выступал не как советник и не как лицо официальное, а высказывал сугубо личную точку зрения как кандидат исторических наук.

 

Хотел бы также пояснить, что советники вообще, как правило, не относятся к той категории работников правительства, чье мнение рассматривается как официальная позиция правительства. И в этом смысле, конечно, А.Шубин не мог претендовать на выражение официальной точки зрения и ни в коей мере ее не представлял. Этот отклик - его личный взгляд на вещи.

 

РЕДАКЦИЯ "РМ"

__________________________

 

Автор: АЛЕКСАНДР ВОДОЛАЗОВ

Дата: 19971112

Заголовок: ПО СЛЕДАМ НАШИХ ПУБЛИКАЦИЙ ПОД ПСЕВДОНИМОМ

Источник: Русская мысль, Париж, Франция

Текст:

 

Письмо Александра Шубина в редакцию "Русской мысли" - всего лишь невнятный и весьма запоздалый пересказ обширной статьи самого Андрея Исаева в газете "Солидарность".

 

Удивительны схожесть образа мыслей, а также идентичность выводов, к которым независимо (?) друг от друга приходят профбосс и "советник правительства". Прямо-таки какие-то Ломоносов и Лавуазье.

 

Главный упрек обоих авторов (Исаева - в "Солидарности", а Шубина – в жалобе в "Русскую мысль") сводится к тому, что, мол, Водолазов, вынеся в заголовок своей статьи "новую идеологию профсоюзов", оказался по существу несостоятелен. "О новой идеологии профсоюзов практически ничего не сказано" (Исаев). "Об идеологии профсоюзов я так ничего и не обнаружил" (Шубин).

 

Тут, конечно, недоразумение. Было бы смешно всерьез именовать идеологией ту околесицу, которую Исаев и Шубин несут последние шесть лет. То это был анархо-синдикализм, то социальное партнерство (кто хоть чуточку понимает в том и другом, должен немало поразиться столь противоестественному переходу из одного качества в прямо противоположное), то экономическая демократия, то вот теперь какой-то неведомый "христианский синдикализм" Шубина (что-то тут от Аксючица).

 

Повторюсь - у меня и в мыслях не было всерьез говорить об "идеологии" и "идеологе". Потому и статью свою я озаглавил вполне иронично - "Евангелие от пророка Исаева". Каюсь, мне следовало быть и тактичнее, и осторожнее, отдавая материал газете, в которой Святое Писание всуе упоминать не принято. Понимаю мотивы, по которым редакция изменила заголовок, хотя внимательному читателю и без заголовка все ясно.

 

Напомню, о чем шла речь.

 

О молодом политическом спекулянте, вполне благополучно пристроившемся у профсоюзной кормушки; о шантажисте и провокаторе ("даем власти один месяц", а не то - "беспощадность русского бунта" и пр.); о заигрывании одновременно и с властью, и с коммунистами; об откровенном черносотенном шовинизме в сочетании с претензиями считаться правозащитниками и пр., и пр. Именно поэтому я и писал в той своей давней статье: "Новая профсоюзная идеология - это идеология соглашательства с властью и одурачивания возглавляемых масс". И не более того.

 

Обо всем об этом и у Исаева, и у Шубина - ни слова. Зато взамен: "Ложь буквально пронизывает его статью" (А.Исаев), "Статья насквозь пропитана дезинформацией" (А.Шубин). Ну точь-в-точь пара двоечников, списывающих друг у друга домашнее задание.

 

Но ведь нужны же какие-то доказательства, как сказал известный булгаковский герой. А не нужно никаких доказательств! "Не буду утомлять читателей многочисленными примерами", - пишет Исаев и, действительно, не утомляет. "Примеры можно приводить во множестве", - вторит ему Шубин и... не приводит. То есть что-то, конечно, приводит. Какую-то ерунду про жену А.Исаева (знать о ней ничего не знаю), про его славное учительство (хотя в "объективной биографии А.Исаева", аккуратно приложенной к письму, об этом ни слова), про то, что у Исаева не было разговора с будущим гекачепистом Лукьяновым, про то... А больше, собственно, и ничего.

 

О последнем упреке в мой адрес, и упреке, увы, справедливом, следует сказать особо. Как, может быть, помнит читатель, речь шла о диалоге между тогдашним председателем Верховного совета СССР и самозабвенно поучающим его молодом анархо-синдикалистом. Читаем у Шубина: "Я присутствовал на... встрече неформалов и Лукьянова. Могу засвидетельствовать - Исаева там не было". Ну, не было, так не было, против показаний очевидца не попрешь. Потому и приношу извинения Андрею Исаеву и читателям. Однако как же я мог так обмишуриться?

 

Дело, видимо, вот в чем. Готовя статью для "Русской мысли", я добросовестно перелопатил газету "Солидарность" ("центральная профсоюзная газета"), редактором которой и трудится А.Исаев. Там я и обнаружил статью с тем самым диалогом, подписанную неким Артемом Грустным. Предстояло разгадать очевидный псевдоним.

 

Вообще говоря, ни для кого, и для меня в том числе, и раньше не было секретом, что "центральная профсоюзная газета" - это сам Исаев, пара-другая его анархиствующих друзей и их жены. Поэтому, встречая заметки, подписанные, например, Исаевым, Атамановым, Константиновым, Дальским, "редакцией", не говоря уж "соб. информатором", я определенно знал, что все эти многочисленные персонажи и есть сам Андрей Исаев в одном лице. Причем "лиц" столько, что в них сегодня путаются даже его бывшие сотрудники и единомышленники. Словом, попутала меня его многоликая плодовитость.

 

Но подсказка и мое возможное оправдание пришли с неожиданной стороны. Подлинного автора раскрыл сам Андрей Исаев - в упоминавшейся мной статье в "Солидарности": "С Лукьяновым я никогда в жизни не беседовал. А приведенный Водолазовым диалог на самом деле состоялся между Лукьяновым и Александром Шубиным. Спору нет, Шубин, конечно, мой старый друг и единомышленник, но все-таки отдельное физическое лицо".

 

Так вот оно что! Артем Грустный - это вовсе не Исаев, как мне подсказали его же бывшие друзья, а тот самый "советник в правительстве" Александр Шубин, "друг и единомышленник", постоянный автор "Солидарности", в разные годы состоявший и.о. заместителя главного редактора, зав. отдела политики, по сей день определяющий лицо газеты в качестве ведущего политической полосы (естественно, под псевдонимом Артем Грустный, естественно, за профсоюзные деньги). Что и говорить, сдал несгибаемый анархист Исаев своего друга и единомышленника. Сдал, вряд ли думая о последствиях.

 

Беру навскидку один из последних номеров "Солидарности". Передовица Андрея Атаманова - гимн московскому мэру Лужкову: "К нему обращены сегодня полные надежд взоры всей страны" (с хрущевских времен подобного холуйства не встречал). Посреди газеты огромный, на четырех полосах (с продолжением в следующем номере), занудный материал уже подлинного Исаева. В том же номере Артем Грустный с неизменной политической полосой, рядышком он же, но под истинной фамилией Александр Шубин, "советник первого заместителя председателя правительства Немцова". Стало быть, немцовский советничек-то! Вот и отгадка диковинного "христианского синдикализма". Это точно от Аксючица, тот тоже в советниках у Немцова.

 

Любопытнейшее раздвоение личности. В качестве "советника" Шубин стыдливо пропагандирует на правой полосе разворота "реформы Немцова". В качестве псевдонимного политобозревателя на левой полосе предлагает вот такой выход из чеченского кризиса: "Чечня должна быть как можно более надежно блокирована. Возможны оказание ограниченной гуманитарной помощи населению и переговоры с преступниками. В случае "вылазок" с их стороны не исключены ответные удары, например, воздушные" (выделено мной. - А.В.). Напомню, речь даже не о временах чеченской войны. Октябрь 97-го на дворе, переговоры, Рыбкин и прочее. Ну и что? Под псевдонимом ведь!

 

Как известно, в свое время Борис Немцов, единственный из губернаторов, собрал миллион подписей под требованием к президенту остановить чеченскую бойню. Надо ли теперь понимать так, что под влиянием советников ныне он склоняется к тактике "точечных ударов"?

 

Тут необходимо важное отступление. В короткой новейшей истории России случилось уже немало политических ошибок, драм, преступлений. Самое кровавое из них - Чечня. Именно Чечня, как лакмусовая бумажка, выявила истинную цену многих политиков и околополитической камарильи.

 

Андрей Исаев в своей приватизированной газете обвинил меня в том, что я исказил его позицию по чеченской войне ("единомышленник" с ним солидарен). Мол, "в цитируемой Водолазовым статье" он говорил совсем о другом. И уж подавно "нигде и никогда не поддерживал я кровопролитного и бессмысленного штурма Грозного и намеренных бомбардировок мирного населения". Отмазаться хочет задним числом.

 

Понимаю, что получать публичные пощечины, тем более дважды, неприятно. Но Исаев сам того захотел. Я вынужден вторично, на этот раз максимально полно, процитировать фрагмент его же статьи "Пораженцы" (часть вторая), опубликованной в "Солидарности" N13 (110) в июне 1995 года (до конца войны, напомним, еще больше года):

 

"Жертвы... были так же неизбежны, как невинные жертвы среди мирного населения фашистской Германии, где в 1943-1945 годах старики, женщины и дети гибли под бомбами советской и союзнической авиации. Нарушались тогда права людей? Безусловно. Так что же, не надо было воевать с фашизмом? Или следовало изобрести какой-нибудь гуманный способ войны, чтобы никого не убивать?.. Мирное сосуществование с фашизмом невозможно".

 

Гибель немецких мирных жителей "под бомбами советской и союзнической авиации" - тема отдельная, весьма деликатная и уж совсем не столь однозначная, как это представляется молодому сытому профбоссу. Для нас же "забытая" автором фраза дает ключ к пониманию его позиции в самый разгар кровавой бойни. Логика выстраивается без труда: Чечня – не российская республика, а иностранное фашистское (что Исаев декларировал неоднократно) государство, Чечня - агрессор, напавший на Россию и захвативший полстраны, чеченские старики, женщины и дети не являются россиянами. Поэтому их можно бомбить.

 

Под этой мерзостью подпись - "Андрей Исаев". Если, конечно, под знакомым псевдонимом не скрывался небезызвестный экс-министр обороны Павел Грачев.

__________________________

 

В ТАТАРИИ ЮБИЛЕЙ ОКТЯБРЯ ПРЕДПОЧЛИ ДНЮ НЕЗАВИСИМОСТИ

 

Ничем особенно примечательным грядущие праздники в Татарии отмечены не будут, хотя 5 лет назад дата принятия конституции суверенной республики, 6 ноября, вероятно, выбиралась не без умысла. Национальный государственный праздник стал соседствовать с коммунистическим. За прошедшие годы призрак коммунизма стал едва заметным. Хотя все памятники организатору Октябрьской революции сохранены в неприкосновенности, никаких официальных акций, посвященных 80-летию, не предусмотрено. День конституции коммунисты едва ли заметят, а вот 7 ноября народ на улицу обязательно выведут. Здесь процедура давно отработана. Сначала митинг у входа в ЦПКиО имени Горького, затем недлинное и скучное шествие по улице Карла Маркса к площади Свободы и, наконец, второй митинг у главного казанского памятника В.И.Ленину. Мешать им никто не будет. Пользуясь случаем, вместе с коммунистами выйдут погалдеть на улицах и площадях все остальные недовольные существующей властью: анархисты, жириновцы, националисты - так что красные флаги рискуют затеряться среди черных, голубых и зеленых знамен.

 

ИГОРЬ КОТОВ, КАЗАНЬ

__________________________

 

Дата: 19971111

Заголовок: МАРКА

Источник: Санкт-Петербургские ведомости

Текст:

 

ОКТЯБРЬ-97 ПОД ЗНАКОМ ПЛЮРАЛИЗМА

 

Впервые за все годы Россия попыталась отметить 7 ноября как День примирения и согласия - именно так еще год тому назад предложил назвать эту дату нашей истории президент России Б. Ельцин. Он и задал тон нынешнему празднику, призвав граждан страны в своем утреннем телеобращении "покончить с делением россиян на "своих" и "чужих", на "наших" и "ненаших". Не только ссориться и обвинять, но и искать компромиссы, идти навстречу". Говоря о необходимости хорошо помнить и усваивать уроки истории, президент подчеркнул, что "нельзя просто взять и отменить праздник, с которым были связаны долгие годы нашей жизни". Б. Ельцин считает, что время окончательных оценок впереди. "Историки еще долго будут спорить, - сказал он, - чтобы определить истинное значение тех событий."

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

 

До 40 тысяч человек, по данным дежурной части охраны общественного порядка ГУВД, пришли в полдень 7 ноября на Дворцовую площадь, чтобы традиционным митингом отметить 80-летие Октябрьской революции. С праздничной трибуны манифестантов приветствовали лидеры РКРП, КПРФ, РПК, других партий и движений лево-коммунистической ориентации, а также представители компартий Сирии, Финляндии, Югославии.

 

Первый секретарь ЦК РКРП В. Тюлькин в своем выступлении был, как всегда, бескомпромиссен, обрушиваясь как на нынешнее российское руководство, так и на тех представителей левой оппозиции, которые, вступив в диалог с властью, раскалывают, по его мнению, коммунистическое единство. Лидер ленинградской организации КПРФ, депутат Госдумы Ю. Белов, сделав краткий исторический обзор причин и уроков Октября, подчеркнул, что "круглый стол", за который его партия намерена сесть с президентом и правительством, должен быть непременно острым по принципиальности позиции коммунистов, по злободневности обсуждаемых проблем. Он пообещал, что в таких вопросах, как, например, вопрос о земле, "КПРФ не сделает ни шагу назад".

 

В этот день на Дворцовой среди моря красных знамен, портретов В. И. Ленина и И. В. Сталина можно было видеть также черные флаги анархистов, лозунги и транспаранты Социалистической партии трудящихся и т. д. Никаких серьезных эксцессов на межпартийной почве зафиксировано не было.

 

Буквально же вслед за большой лево-коммунистической колонной прошли 7 ноября по Невскому представители тех организаций, которые считают 7 ноября днем национальной трагедии России. У храма Спаса-на-Крови они провели панихиду в память жертв всех смут и революций в России. Там, по данным ГУВД, собралось около 500 человек.

 __________________________

 

 Подготовлено по материалам информационного агентства NNS.

 Над выпуском работали: Д. Костенко, А. Майшев

 __________________________

 

следующий выпуск

оглавление