III

НАРОДНОЕ ДЕЙСТВИЕ

А народ? В чем состояла его идея? Народ также испытал до некоторой степени влияние филосо­фии XVIII в. Тысячами окольных путей великие принципы сво­боды и равенства проникали в деревни и в рабочие кварталы боль­ших городов. Почтение к королевской власти и аристократии ис­чезало. Идеи равенства доходили даже до самых темных углов. В умах вспыхивал уже огонек возмущения, бунта. Надежда на близкую перемену заставляла сильнее биться сердца у самых за­битых людей. «Не знаю, что такое случится, но что-то должно слу­читься, и скоро», — говорила в 1787 г. одна старуха Артуру Юнгу, путешествовавшему по Франции накануне революции. Это «что-то» должно было принести облегчение народному бедствию.

Недавно был поднят вопрос о том, имелись ли элементы социа­лизма в движении, предшествовавшем революции, и в самой рево­люции? Слова «социализм» там, конечно, не было, потому что са­мое это слово появилось только в половине XIX в. Понятие о го­сударственном капитализме тогда, конечно, не занимало того гос­подствующего положения, какое оно заняло теперь, так как труды творцов социал-демократического «коллективизма» Видаля и Пеккера появились только в 40-х годах прошлого столетия. Но когда читаешь произведения предвестников революции, то поражаешься, видя, насколько они проникнуты мыслями, составляющими сущ­ность современного социализма.

Две основные мысли: равенство всех граждан в праве на землю и то, что мы теперь называем коммунизмом, — насчитывали убежденных сторонников как среди энциклопедистов, так и среди популярных писателей того времени, как Мабли, д'Аржансон и многие другие, менее известные. Так как крупная промышленность была тогда еще в пеленках и главным орудием эксплуатации че­ловеческого труда являлась земля, а не фабрика, только что воз­никавшая в это время, то понятно, что мысль философов, а позднее и мысль революционеров XVIII в. направлена была главным об­разом на владение землею. Мабли, повлиявший на деятелей рево­люции гораздо больше, чем Руссо, еще в 1768 г. требовал (в своих «Сомнениях в естественном и основном порядке обществ» — «Doutes sur 1'ordre naturel et essentiel des societes») равенства всех в праве на землю и в общей собственности на нее. Право народа на всю поземельную собственность и на все естественные богатства: леса, реки, водопады и проч. — было господствующею идеею у предвест­ников революции, а также и у левого крыла народных революцио­неров во время самой революционной бури.

К сожалению, эти коммунистические стремления не выража­лись у мыслителей, желавших блага народу, в ясной, определенной форме. В то время как у просвещенной буржуазии освободитель­ные идеи находили себе выражение в целой программе политиче­ской и экономической организации, идеи народного освобождения и экономических преобразований преподносились народу лишь в форме неясных стремлений к чему-то. Нередко в них ничего не было, кроме простого отрицания. Те, которые обращались к на­роду, не старались выяснить, в какую форму могут вылиться в действительной жизни их пожелания или их отрицания. Они даже как будто не хотели выражаться более точно. Сознательно или бессознательно, они как будто думали: «К чему говорить на­роду о том, как организоваться в будущем? Это только охладит его революционный порыв. Пусть только у него хватит сил для нападения на старые учреждения. А там видно будет, как устро­иться».

Сколько социалистов и анархистов рассуждают по сию пору таким же образом! Нетерпеливо стремясь приблизить день вос­стания, они называют усыпляющими теориями всякую попытку сколько-нибудь выяснить то, что революция должна стараться ввести.

Нужно сказать также, что важную роль играло при этом не­знакомство писателей — по большей части горожан и людей каби­нетной работы — с формами промышленной и крестьянской народ­ной жизни. В таком, например, собрании людей образованных и опытных в «делах» — юристов, журналистов, торговцев, — каково было Национальное собрание, нашлось всего два или три законо­веда, хорошо знакомых с феодальными правами; известно также, что представителей крестьян, знакомых с нуждами деревни по соб­ственному опыту, было в этом Собрании весьма мало.

Вот почему мысль народа выражалась главным образом в фор­мах чисто отрицательных: «Будем жечь уставные грамоты (terriers), в которых записаны феодальные повинности! Долой десятину; ни­чего не платить попам! Долой госпожу Вето (королеву Марию-Антуанету)! На фонарь аристократов!» Но кому достанется освобож­денная земля? Кому пойдет наследство гильотинированных ари­стократов? Кто завладеет властью, ускользавшею из рук г-на Вето и ставшею в руках буржуазии гораздо большей силою, чем она была при старом порядке? На эти вопросы у народа не было ответа.

Это отсутствие у народа ясного понятия о том, чего он может ждать от революции, наложило свой отпечаток на все движение. В то время как буржуазия шла твердым и решительным шагом к обоснованию своей политической власти в государстве, построен­ном сообразно ее соображениям, народ колебался. Особенно в го­родах он вначале даже как будто не знал, как воспользоваться в своих интересах завоеванною властью. А когда впоследствии проекты земельных законов и уравнения состоянии стали наме­чаться более ясно, им пришлось столкнуться с собственническими предрассудками, которыми были проникнуты даже люди, искренно ставшие на сторону народа.

Подобное же столкновение произошло и в понятиях о полити­ческом устройстве государства. Оно особенно ярко заметно в борьбе между правительственными предрассудками демократов того времени и новыми идеями, зарождавшимися в массах отно­сительно политической децентрализации, и в той преобладающей роли, которую народ хотел предоставить своим городским управам, «отделам» (секциям) в больших городах и сельским обществам в деревнях. Из этого источника произошел целый ряд кровавых столкновений, вспыхнувших в Конвенте. Из этого же произошла неопределенность результатов революции для народа, за исключе­нием того, что касалось отнятия земель у светских и церковных владетелей и освобождения этих земель от феодальных повинно­стей.

Но если в смысле положительном идеи народа оставались не­ясными, то в смысле отрицательном они были в некоторых отно­шениях вполне определенны.

Во-первых, ненависть бедняка ко всей праздной, ленивой, раз­вращенной аристократии, господствовавшей над ним, в то время как гнетущая нужда царила в деревнях и темных закоулках боль­ших городов; эта ненависть была совершенно определенна. Затем, ненависть к духовенству, потому что оно сочувствовало скорее аристократии, чем кормившему его народу. Ненависть ко всем учреждениям старого порядка, которые, не признавая за бедными никаких человеческих прав, делали их бедность еще более тяжелой. Ненависть к феодальному, т. е. крепостному, строю с его повин­ностями, удерживавшими крестьян в подчинении помещику, хотя личная их зависимость уже перестала существовать. Наконец, от­чаяние, овладевавшее крестьянином в неурожайные годы, когда он видел, как земля остается необработанной в руках помещиков и служит только для дворянских развлечений, в то время как голод свирепствует в деревнях.

Вот эта-то ненависть, медленно назревавшая в течение всего XVIII в., по мере того как все резче и резче становился эгоизм богатых, эта потребность в земле, этот протест голодного и возму­щенного крестьянина против помещика, не допускавшего его до земли, и пробудили начиная с 1788 г. бунтовской дух в народе. Эта же ненависть, эта же потребность вместе с надеждою на успех поддерживали в течение 1789—1793 гг. непрерывные крестьянские бунты, и эти бунты дали буржуазии возможность свергнуть ста­рый порядок и организовать свою власть на началах представи­тельного правления, а крестьянам и городскому пролетариату — возможность окончательно освободиться от феодальной (крепост­ной) зависимости.

Без этих восстаний, без полной дезорганизации провинциаль­ных деревенских властей, произведенной крестьянами, без той го­товности тотчас же вооружаться и идти против королевской власти по первому зову революционеров, какую проявил народ в Париже и в других городах, все усилия буржуазии остались бы, несо­мненно, без результата. Но именно этому вечно живому источнику революции — народу, готовому взяться за оружие, историки рево­люции до сих пор не отдали той справедливости, которую обязана отдать ему история цивилизации.