ФЕВРАЛЬ

№ 12 /14/ ДЕКАБРЬ 1989 год

 

СОДЕРЖАНИЕ

ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Обращение Совета Петроградской Секции АССА стр.2

 

"А.Д.Сахаров" /из № 33 "Воскресения" /ХДС// стр.3

 

Открытое письмо А.Д. Сахарова М.С.Горбачеву стр.5

 

Депутатам, народным фронтам, политическим партиям стр.8

 

АНАРХИЗМ СЕГОДНЯ

В.И.Яланский. Письмо М.С.Горбачеву стр.9

 

Хроника анархического движения /по материалам информбюллетеня КАС-КОР №№ 2-3 за 1989г/ стр.10

 

Об образовании 2-й Петроградской Секции АССА стр.18

 

Обращение СПС АССА к 1-й Питерской Секции стр.18

 

Из документов 1-й Питерской Секции АССА стр.18

 

ЧЕРНЫЙ АРХИВ

М.А.Бакунин о свободе и самоопределении стр.19

 

О марксистах в 1-м интернационале стр.19

 

ИХ НРАВЫ

Ориентировка идеологической комиссии Ленинградского обкома КПСС стр.21

 

БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

Н.Николаев. Введение в диалектический солипсизм стр.25

 

Фед. ИВА-Ш /почти по Хармсу/ стр.26

 

М.А.Сант-ЭГО. Эгополителегогония 666-999 стр.29

 

Архитектура и анархия стр.32

 

АНАРХО-СИНДИКАЛИСТСКАЯ СВОБОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ

ПЕТРОГРАД

1989

_______________________________________________________________________

 

 

ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

ОБРАЩЕНИЕ СОВЕТА ПЕТРОГРАДСКОЙ СЕКЦИИ АССА

14 декабря 1989 года скончался Андрей Дмитриевич Сахаров. На следующий день съезд народных депутатов, представители власти и официозные средства массовой информации выразили по этому поводу свои соболезнования. Отметив большие заслуги академика Сахарова в деле "укрепления обороноспособности государства", различных рангов деятели КПСС сожалеют о том, что в лице Андрея Дмитриевича все мы потеряли "совесть нации". Что мы можем об этом сказать?

Очевидно, нужно действительно потерять совесть, чтобы после смерти начать восхвалять того человека, которого при жизни постоянно, вплоть до последних дней, подвергали травле и преследованиям. У всех на памяти первый съезд народных депутатов, не пожелавший даче выслушать Андрея Дмитриевича. Многие помнят, как поддержали "всенародные избранники" выкрик: "позор академику Сахарову!", как стоя аплодировал съезд противнику Сахарова, майору Червонописскому. На втором съезде те же самые депутаты без тени сомнения отклоняют все поправки к повестке дня, предложенные Сахаровым и его единомышленниками. Съезд даже не желает рассматривать вопрос о статье 6-й, а все выступления Андрея Дмитриевича находят организованный отпор. И вот теперь, после смерти, они решили почтить его память вставанием! Наверное, не у одного человека мелькнула мысль: "А что, если бы на съезде все было не так? Может быть, тогда Андрей Дмитриевич был бы еще с нами?.. " А сейчас - его с нами нет. Но есть другое. Во-первых, есть наша память об этом человеке. Человек исключительной порядочности и большого личного мужества, который не считал возможным скрывать свои убеждения или приспосабливать их к официальным взглядам - хотя прекрасно понижал, чего это может ему стоить. И мы, не собираясь преклоняться ни перед кем, считаем нужным сказать, что относимся к памяти Андрея Дмитриевича с величайшим уважением.

Но с нами остается не только память. Остается дело, когорт делал академик Сахаров. Остается необходимость отстаивать политическую, творческую, религиозную свободу, мир, права человека - наши с вами права. И решать все эти проблемы нужно сегодня, сейчас не самоубийственно героическими атаками на тоталитарную систему небольших диссидентских групп, а совместными акциями, организованными в масштабах страны – так, как предлагал Андрей Дмитриевич. Правда, забастовка 11 декабря кончилась неудачей - но не стоит думать, что так будет всегда. Кто знает? Все зависит от нас самих, нашей стойкости, принципиальности, солидарности. До перевыборов "народных" депутатов далеко, да и что они решат? Ни один парламент не сможет дать нам ничего до тех пор, пока мы сами не захотим свободы и не начнем движение по пути к ней. Не время и обстоятельства делают человека, и не правительствами решаются наши проблемы. Никогда не кланялся "властям предержащим" Андрей Дмитриевич - не будем пригибаться и мы!

ЗА НАШУ И ВАШУ СВОБОДУ!

Совет Петроградской секции АССА

17.12.89.

* * *

 

А.Д.САХАРОВ /"Воскресение", № 33/65/ ЛО ХДС России/

18 декабря в 15.15 у СКК т Ленина начался траурный митинг в связи с похоронами А.Д.Сахарова, организаторами митинга выступали демократические силы Ленинграда, которые были поддержаны творческой и научной интеллигенцией города. Первоначально в заявке на митинг фигурировала Дворцовая площадь, однако Ленгорисполком предложил свое излюбленное место – СКК. С половины третьего к зданию СКК потянулись многочисленные ленинградцы, пожелавшие в этот скорбный час почтить память Андрея Дмитриевича.

К началу митинга на площади около СКК находилось около 20 тысяч человек. Многие держали портреты великого современника, обрамленные в траурные рамки. Над площадью были приспущены российские флаги с черными траурными бантами. С сожалением констатируем, что и на этом траурном митинге "новая номенклатура" из числа руководства ЛНФ оградилась от "толпы" веревочным заграждением и "цепочкой" крепышей, мало чем отличавшихся от гебилов застойных времен. Из конъюнктурных, a может быть, каких-то иных соображений, микрофон предоставлялся ораторам, чье появление на митинге вызывало недоумение "толпы". Среди предпоследних был уважаемый нами всеми артист БДТ Басилашвили, а среди последних бывшие зеки, в том числе председатель Ленинградской группы МОПЧ, которому тоже было отказано в слове.

В 16 часов участники митинга образовали колонну и направились на Дворцовую площадь. Впереди колонны демонстранты несли большой портрет Андрея Дмитриевича Сахарова и цветы. Колонна, обрастая по пути следования все новыми и новыми демонстрантами, вышла на Московский проспект. Шествие траурной процессии предваряла номенклатурная "волга" нейтрального серого цвета и желтушный бобик с мигалкой, который метался между хвостом и головой колонны. Эти челночные рейды, как выяснилось позже, у станции метро "Электросила" и еще позже у "Московских ворот" служили для поиска уязвимого места в колонне, необходимо для отделения хвоста от головы.

У станции метро "Электросила" сотрудники милиции предложили демонстрантам воспользоваться услугами метрополитена и произвели попытку разделить колонну. To же произошло и у станции метро "Московские ворота". После непродолжительных остановок и выяснения отношений, обращений сотрудников милиции к своему бывшему сослуживцу Аржанникову, которого они почему-то называли депутатом, колонна продолжила свое печальное шествие к центру города. В районе Технологического института и наб. р. Фонтанки, по которой демонстранты направились к Невскому проспекту, в колонну вливались десятки и сотни новых людей. Перед зданием Лениздата демонстранты обошли остановленную посреди дороги милицейскую машину. Это была последняя попытка приостановить движение колонны на Невский проспект.

По улице Зодчего Росси, обогнув Екатерининский садик, траурная процессия вышла на Невский пр. в районе Елисеевского гастронома. Мужчины обнажили головы, склонили древки знамен к земле. Шеренга выровнялись, и печальная, но торжественная процессия, сопровождаемая звуками автомобильных сирен, направил по Невскому пр. к Дворцовой площади. На некоторых участках главного проспекта города милиция и ГАИ приостановили движение транспорта. Когда колонна демонстрантов вышла к Дворцовой площади, то у Александрийского столпа уже находилось несколько тысяч человек. В гробовом молчании, при зажженных свечах прошла минута молчания.

Затем демонстранты по ул. Халтурина дошли до Кировского моста, прошли по нему до Петропавловской крепости, где на месте казни декабристов еще раз почтили память великого современника.

Ленинградская пресса в целом достаточно подробно осветила митинг и демонстрацию. Однако через несколько дней один из организаторов траурного шествия Марина Салье была вызвана в Московский народный суд, где ей были предъявлены обвинения в организации несанкционированной демонстрации. После рассмотрения дело было передано в городской суд, который должен решить, состоялась ли траурная демонстрация по инициативе Салье или же она явилась волеизъявлением десятков тысяч ленинградцев.

* * *

 

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО А.Д.САХАРОВА М.С.ГОРБАЧЕВУ

Ген. секретарю ЦК КПСС

М.С.Горбачеву

от академика Сахарова А.Д.

Москва, 103064, ул. Чкалова,

Д. 48 "б", кв. 61

Глубокоуважаемый Михаил Сергеевич!

Я решил обратиться к вам по двум наиболее острым в настоящее время вопросам - о возвращении крымских татар в Крым и о воссоединении Нагорного Карабаха с Арменией. В каждом из этих случаев речь идет об исправлении несправедливости, имевшей место по отношению к одному из народов нашей страны.

О возвращении крымских татар в Крым. В мае 1944 г., вскоре после освобождения Крыма, сотни тысяч крымских татар, в основном дети, женщины и старики, т.к. мужчины находились на фронте, были по приказу Сталина насильно вывезены из Крыма. Переселение народов - одно из преступлений Сталина, осужденное еще в 60-х годах. Почти все переселенные народы вернулись, за двумя или тремя исключениями, Среди них - крымские татары, до сих пор безуспешно добивающиеся права жить на Родине. Распространение на весь народ ответственности за действия некоторых его представителей во время войны неправомерно, тем более недопустимо искажение исторических фактов и использования их для разжигания национальной розни. Неправомерны также ссылки на изменившуюся демографическую ситуацию в Крыму – заселение Крыма переселенцами из других районов страны, в том числе по вербовке. При Президиуме Верховного совета СССР создана специальная комиссия, но она не нашла пока путей решения проблемы. На местах продолжаются дискриминационные действия в отношении крымских татар, желающих вернуться на родину, – отказ по национальному признаку в прописке и приобретении домов, провокационная агитация на собраниях и в прессе. Обстановка обостряется. Активистов национального движения в официальных сообщениях называют экстремистами, между тем все движение всегда проходило в законных формах с полным исключением насилия. И это несмотря на то, что дома татар в Крыму сносились бульдозерами. Сжигались, хозяйства сравнивались с землей, людей доводили до самосожжения. Подвергавшиеся в прошлом репрессиям активисты не реабилитированы /так же, как другие узники совести/. Двое – Кадыров и Аблаев – до сих пор в заключении. Я считаю, что нужно привлечь активистов национального движения к работе Комиссии. Целесообразно проведения референдума среди крымских татар для определения путей решения проблемы и выявления всех желающих вернуться в Крым, с предусмотрением им преимущественного права на прописку, льготных условий покупки домов, специальных ссуд, устройства на работу. Другие просьбы крымских татар должны быть рассмотрены в обстановке и в духе компромисса в соответствии с принципиальными требованиями Конституции СССР, с учетом интересов всех групп населения Крыма и страны в целом.

 

О воссоединении Нагорного Карабаха с Арменией. Автономная национальная область Нагорный Карабах была присоединена к Азербайджанской ССР в 1923 г. В настоящее время примерно 75% населения области составляют армяне, остальные 25% - курды, русские, азербайджанцы. В 1923 г. доля армян была еще выше – до 90%. Исторически вся область Нагорный Карабах /Арцах/ являлась частью Восточной Армении. Можно полагать, что присоединение Нагорного Карабаха к Азербайджану было проведено по инициативе Сталина в результате внутренних и внешнеполитических комбинаций того времени. Присоединение было проведено вопреки воле населения Нагорного Карабаха и вопреки заявлениям Сталина и руководства Азербайджана. На протяжении последующих десятилетий оно явилось источником межнациональных трений. Вплоть до самого последнего времени имели место многочисленные факты национальной дискриминации, диктата, ущемления армянской культуры.

В обстановке перестройки у армянского населения Карабаха возникла надежда на конституционное решение вопроса. 20 февраля на сессии Областного совета народных депутатов было принято решение о ходатайстве перед Верховными Советами Азербайджана, Армении и СССР о передаче области в состав Армянской ССР. Ранее аналогичные решения были приняты на сессиях четырех из пяти районных Советов народных депутатов. Решения районных и областных Советов были поддержаны многочисленными мирными демонстрациями в области и в Армении. Несомненно, во всем этом проявились демократические возможности, связанные с перестройкой. Однако, дальнейшее развитие событий не было благоприятным. Вместо нормального конституционного рассмотрения ходатайства органа Советской власти начались маневры и угрозы, обращенные преимущественно к армянам. Одновременно появились сообщения в прессе и на телевидении, в которых события излагались неполно и односторонне, а законные просьбы армянского народа объявлялись экстремистскими, и заранее как бы предопределялся негативный ответ. К сожалению, приходится констатировать. Что уже не в первый раз в обострившейся ситуации гласность оказывается подавленной – как раз тогда, когда она особенно нужна. Все это, естественно, не могло не вызвать соответствующей реакции. Как известно, в Ереване, Нагорном Карабахе и других местах произошли забастовки, которые, однако, носили законный и мирный характер. Но в Азербайджане в последние дни февраля произошли события совсем другого рода – трагические и кровавые, вольно или невольно напоминающие 1913 год. Я думаю, что события в Азербайджане, так же, как и волнения 1986 года в Алма-Ате, спровоцированы и, может быть, организованы силами местной антиперестроечной мафии как ее арьергардные бои. Та или иначе, перестройке опять брошен вызов!

Я надеюсь, что руководство страны, Политбюро ЦК КПСС и Верховный Совет СССР найдут способ действия, соответствующий ситуации – решительный, демократический и конституционный.

Поднятые в этом письме проблемы крымских татар и Нагорного Карабаха стали пробным камнем перестройки – ее способности преодолеть сопротивление и груз прошлого. Нельзя вновь на десятилетия откладывать справедливое и неизбежное решение этих вопросов и оставлять в стране постоянные зоны напряжения.

С глубоким и искренним уважением

Андрей Сахаров, академик

21 марта 1988 г.

* * *

 

ДЕПУТАТАМ, НАРОДНЫМ ФРОНТАМ, ПОЛИТИЧЕСКИМ ПАРТИЯМ, ВСЕМ НЕЗАВИСИМЫМ ОБЩЕСТВЕННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ, ГРАЖДАНАМ СОЮЗА

Учитывая особо сложную ситуацию в государстве и обществе, и, как следствие, социальную напряженность, граничащую с тотальной гражданской войной.

Принимая во внимание опыт истории цивилизаций, доказывающий, что методами, равнозначными уголовному наказанию через тюрьмы, концлагеря и т.п., применяемыми государством в отношении общества, невозможно, нормальное движение последнего, а тем более его возрождение,

ПРЕДЛАГАЮ:

  1. Снизить степень уголовного наказания в отношении всех граждан СССР без исключения, принимая во внимание равенство каждого перед законом;
  2. Отменить смертную казнь;
  3. Уголовное наказание смягчить по всем статьям УК.

 

Свои предложения шлите в ИЦ /информационный центр/ в Старой Ладоге Мазгеру Вове.

* * *

 

 

АНАРХИЗМ СЕГОДНЯ

 

 

Горбачеву Михаилу Сергеевичу,

Президиуму Верховного Совета СССР

и Совету Министров СССР

от Яланского Виктора Ивановича

1940 г.р., проживающего

Запорожская обл., г. Гуляй-Поле,

ул. Трудовая, 144

 

27 октября с.г. нашему деду Нестору Ивановичу Махно исполняется 100 лет со дня рождения. Наш дед был революционером. Он создал армию повстанцев численностью 68 тысяч. Он громил Деникина, Петлюру, Врангеля – всех врагов, которые рвались на Украину. Когда он вышел из тюрьмы где сидел в Бутырке в Москве, он наш дед Нестор посвятил делу революции, чтобы мы сейчас спокойно и вольно жили. Были трудные годы для молодой Советской власти. Он поехал в Москву к вождю нашей революции В.И.Ленину, Ленин его принял по-отцовски. Он, вождь нашей революции, не мог все охватить в то трудное время. Наш дед Н.И.Махно описал эту встречу. В 1919 году 4 июля К.Е.Ворошилов наградил Нестора высшим орденом Красного знамени, четвертым по счету. 1-й был Блюхер, 2-й – Якир, 3-й – Тухачевский. К нашему деду в те трудные годы приезжала Александра Михайловна Коллонтай, верный друг Ленина, А. Овсеенко, Л. Троцкий, Дыбенко и другие командиры. И вдруг Троцкий издает приказ – Махно вне закона. Ему ставили подножки, открыли фронт. Но он был верен делу революции. Он сплотил крестьян и пошел на Деникина. Когда решалась судьба России взять Перекоп – против Врангеля. Врангель дал ему телеграмму: "Ты находишься между русскими и мной – иди за мной". Но наш дед пошел именно на Врангеля. И опять подножка: Махно – враг народа. Он ушел за границу: Румыния, Польша, Германия и наконец Франция. Будучи за границей, он рвался на Родину. Но жизнь его оборвалась. Он умер, не дожил до заветного дня. Его похоронили возле 18 Парижских коммунаров в Париже. Дочь его была выслана в Казахстан, г. Джамбул на 5 лет. Жена сидела 8 лет и 9 месяцев, станция Потьма Мордовской АССР. Трудные годы пережила наша родня: репрессии, печать писала кляузы на Махно и родню. Но сейчас все газеты и журналы пишут о нашем деде правду. Значит, правда восторжествовала. Поэтому от имени дочери Махно Лены, ей 57 лет, до сих пор напуганная, от племянниц и внуков и правнуков просим Президиум Верховного Совета СССР рассмотреть несправедливое решение о нашем деде Н.И.Махно. Просим поспособствовать тому, чтобы хоть теперь, после 100-летия со дня рождения Н.И.Махно было приято справедливое решение. От имени дочери, от имени всей нашей родни я написал это письмо.

С уважением и наилучшими пожеланиями к Вам

Виктор Яланский

4 августа 1989 года

г. Гуляйполе

* * *

 

ХРОНИКА АНАРХИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ /по материалам информбюллетеня КАС-КОР №№2-3/

23 ноября

ХАРЬКОВ. В общежитии харьковского политехнического института состоялась встреча студентов с членами Конфедерации анархо-синдикалистов Игорем Рассохой, Ярославом Старуновым и Игорем Волошиным. В ней приняли участие преподаватели кафедры философии, истории КПСС, а также члены парткома. Дискуссия проходила в корректной, уважительной обстановке. Студенты задавали острые вопросы представителям обеих сторон. Встреча продолжалась в течении трех с половиной часов. Присутствовало около 40 человек. Студенты выразили желание провести аналогичные встречи и на других факультетах.

24 ноября

МОСКВА. В газете "Комсомольская правда" было опубликовано интервью с членом КАС А. Исаевым.

24-25 ноября

ТОМСК. Состоялась учредительная конференция Томского народного движения. В конференции приняли участие представители 33 организаций, в т.ч. – Томской организации КАС. Был создан Координационный совет, состоящий из делегатов региональных групп, а также представителей, избранных непосредственно на конференции. В завершение было организовано шествие по городу и митинг. Основные лозунги: "Власть Советам, а не партиям!", "Сибирь – крупнейшая колония в мире". Выступая на митинге, член КАС Борис Былин призвал собравшихся не выбирать в Советы коммунистов.

26 ноября

МОСКВА. В рамках еженедельного лектория МО КАС прошла лекция А. Исаева об анархических организациях первой четверти XX века.

Состоялось организационное собрание Московской организации КАС. Решено организовать комитет по подготовке уставных документов синдикалистского профсоюза, а также создать страховой фонд МО КАС.

27 ноября

МОСКВА. В школе № 66 прошла встреча учителей и учащихся с представителями МО КАС Андреем Исаевым и Владимиром Гурболиковым.

В тот же день члены МО КАС Петр Рябов и Кирилл Букетов выступили перед слушателями высшей комсомольской школы из различных латиноамериканских стран. Несмотря на различную политическую направленность участников встречи, выступление было выслушано с интересом.

ХАРЬКОВ. 17 минут продержалась газета независимого политклуба Харьковского института радиоэлектроники, вывешенная в главном корпусе членами КАС. В ней был опубликован проект оргдоговора клуба, а также материалы голодовке Евгения Соловьева /см. КАС-КОР №2/. После того, как газета была сорвана, неустрашимые КАСовцы простояли в холле института 5 часов, держа ее в руках. Тщетными были попытки пятерых "добрых молодцев" отнять ее. Бессилен оказался и партком.

28 ноября

ТВЕРЬ. Администрация станции "Калинин" Октябрьской жел. Дороги попыталась уволить "за прогул" составителя поездов, активиста рабочего движения, члена КАС Александра Иванова. Формальным поводом послужила болезнь Иванова, которая была "объявлена" прогулом. Однако, узнав о том, что на заседании профкома приглашены представители неформального движения Твери, администрация срочно переделала свое ходатайство: с увольнения – на "рассмотрение о прогуле". Несмотря на выступление рабочих в защиту Иванова, ему объявили выговор и лишили премии.

КИЕВ. В помещении Союза писателей состоялась общегородская встреча рабочих комитетов. На ней присутствовали представители 42 предприятий. За основу было решено взять устав и программу Украинского товарищества рабочих. Члены Анархического Синдиката города Киева /АС/ вошли в оргкомитет и в орг. структуры.

Решено подготовить киевский информбюллетень АС.

29 ноября

ДНЕПРОПЕТРОВСК. На заседании партбюро Промэнергоузла, по указанию Индустриального райкома, обсуждался вопрос о том, как избавиться от члена КАС Олега Дубровского. Перед заседанием секретарь партбюро Герасимов ездил на предыдущее место работы Дубровского – опытный трубный завод, дабы проконсультироваться, как администрации завода удалось в свое время уволить Дубровского.

На следующий день был издан приказ по предприятию №520 в котором, в частности, говорится: "Пресекать вывешивание и нелегальное распространение по сменам анархических листовок".

30 ноября

ХАРЬКОВ. Евгений Соловьев передал из места содержания под арестом записку, в которой он объясняет причины своей голодовки. В записке Соловьев опроверг сообщения работников милиции о том, что он снял голодовку и заявил о своем намерении продолжать ее вплоть до 8 декабря, т.е. до своего освобождения из-под ареста.

ХАРЬКОВ. Состоялось заседание партийно-политического клуба "Диалог", созданного по инициативе горкома и горисполкома для работы с неформалами. /КАС игнорирует его заседания/. Представители различных организаций: комитета "Выборы-89" Алексеев, РУХа – Старунов, независимого рабочего союза – Семиволос, "Апреля" – Кадигробов. Синицин, а также общества политрепрессированных – Алтунян, выступили с заявлением, в котором они резко осуждали политику властей в отношении неформальных организаций, а также аресты и штрафы, доселе невиданные в городе /имеются в виду штрафы по 1000 рублей/. В знак протеста представители всех неформальных организаций покинули заседание "Диалога". Остался лишь представитель "Мемориала" Леонид Морозов.

1 декабря

ЗАПОРОЖЬЕ. "Теперь в Запорожье появились еще и анархисты!" – к этому выводу, глядя на 16-летних ребят, пришли многие из тех, кто присутствовал 1 декабря на театрализованном встрече-диспуте в Университете. Встреча была проведена актерами местного молодежного театра, студентами, школьниками. При подготовке к встрече были использованы программные документы и периодическая печать КАС, другие анархические материалы.

ДНЕПРОПЕТРОВСК. Член Конфедерации анархо-синдикалистов Олег Дубровский был вызван к прокурору Индустриального района Слепцову, который потребовал прекратить распространение листовок, "будоражащих население". Прокурор предупредил, что скоро в стране произойдут крутые перемены, которые дадут возможность давить оппозицию, не опираясь ни на какие законы. Так же прокурор выразил надежду на восстановление формулировок статей 70 и 190-прим. Ненасилие было расценено им как ширма, которой анархистам и националистам выгодно сейчас прикрываться.

"Я вижу, вас бесполезно уговаривать. Скоро наша власть начнет защищаться по-настоящему" – закончил беседу прокурор Слепцов.

2 декабря

ХАРЬКОВ. Прошло пикетирование членами КАС Авиационного института, в котором учится Е. Соловьев. В течении 2-х часов три проходных были перекрыты плакатами с предложением к студентам организовать 2-х часовую предупредительную забастовку в знак протеста против ареста Е. Соловьева и других судов, состоявшихся в Харькове.

В 17 часов того же дня был выпущен на свободу после 17-сутчного ареста Евгений Соловьев.

ТОМСК. Состоялось учредительное собрание Томской организации КАС. На ней окончательно оформилось региональное отделение, состоящее из 10 человек. Основной формой работы являются еженедельные семинары по анархизму, а также встречи в трудовых коллективах. Планируется участие в выборах /так, Борис Былин собирается выдвигать свою кандидатуру в Верховный Совет РСФСР/. В КАС вошли бывшие члены союза содействия революционной перестройке.

3 декабря

МОСКВА. Прошла лекция А.К.Исаева о теоретике анархизма Я. Новомирском.

На состоявшемся собрании МО КАС принято обращение ко II Съезду народных депутатов с требованием немедленного освобождения С.Кузнецова /см. ниже/.

КИЕВ. На республиканском стадионе состоялся митинг, посвященный предвыборной борьбе. Присутствовало около 40 тысяч человек. Участники митинга /все политические группы г. Киева/ призвали к образованию демократического блока и совместной борьбе против представителей номенклатуры.

ДНЕПРОПЕТРОВСК. Прошло собрание местного отделения СОЦПРОФа СССР по выдвижению кандидатов в депутаты. От КАС присутствовали – Стрелковский, Нефанин, Богдановский. Кандидатом в депутаты от СОЦПРОФа выдвинут член Украинской народно-демократической лиги Ложкарев.

7 декабря

ДНЕПРОПЕТРОВСК. Член КАС Дубровский заявил протест избирательной комиссии Индустриального района и городской избирательной комиссии по поводу уничтожения в городе анархистских предвыборных агитационных материалов.

ХАРЬКОВ. Во Дворце пионеров Ленинского района прошла встреча-дискуссия между КАС и районным молодежным клубом на темы анархо-синдикализма и политического положения в стране. На встрече присутствовали представители райкома ЛКСМ /У/, которые обещали всемерное содействие в ходе предстоящих выборов в местные советы.

8 декабря

ДНЕПРОПЕТРОВСК. На заседании профкома парокотельного цеха Промэнергоузла, по инициативе начальника цеха обсуждался вопрос о допустимости распространения анархических листовок. Профком единогласно решил, что анархические листовки могут распространяться в цехе.

8-9 декабря

МОСКВА. В конференц-зале гостиницы "Россия" состоялся съезд Ассоциации жертв незаконных репрессий /в "Мемориал" не входит/. В нем принимало участие 102 представителя из 38 городов, 9 республик. Из них 58 – жертв и 43 – близкие родственники. Съезд принял пакет документов: Устав и ряд резолюций. По неоднократным требованиям члена КАС П.П. Сиуды была принята резолюция, осуждающая московское отделение "Мемориала" за увлечение саморекламой и отрыв от реальных дел, а также неоднократные оскорбления жертв репрессий, что и стало причиной выхода части Ассоциации из "Мемориала".

10 декабря

ПЕТРОГРАД. У ДК им. Кирова состоялся санкционированный митинг, организованный НФ и горсоветом демократического движения. В числе выступавших были: М. Салье /ЛНФ/, В. Сытинский /независимый профсоюз "Справедливость"/, И. Сошников /"Вахта мира"/, П. Рауш /АССА/, представитель демократического движения Грузии и пр. Присутствовало около 500 человек.

ДНЕПРОПЕТРОВСК. На стадионе "Металлург" прошел санкционированный властями митинг, который продолжался около 3-х часов в присутствии более 500 человек. Представлены были: Комитет социальной защиты, РУХ, Украинская народно-демократическая лига, Украинская национальная партия, Конфедерация анархо-синдикалистов и "Мемориал". От КАС выступил Владислав Стрелковский. Члены КАС сфотографировались с сотрудниками УВД.

ПЕТРОГРАД. В 15 часов у Казанского собора ДС организовал несанкционированный митинг в поддержку Сергея Кузнецова, приуроченный к дате принятия Декларации прав человека. Группа организаторов и участников митинга была задержана, среди них – В.Терехов /ДС/, М.Лебедев /АССА/ и др. После этого участники митинга направились в 27 о.м. Около 300 человек требовало освобождения задержанных. На разгон демонстрации была брошена милиция, были применены дубинки и произведены новые задержания. Тогда манифестанты проследовали на Дворцовую площадь, а затем к зданию КГБ /Литейный, 4/. Однако к самому зданию пройти не удалось из-за оцепления милиции и демонстранты вернулись к Казанскому собору.

Общее число задержанных по данным официальной прессы – 45 чел., по данным ДС – 100 чел.

МОСКВА. Члены Московской организации Конфедерации анархо-синдикалистов приняли участие в многотысячной демонстрации, посвященной Дню прав человека. Среди ее участников были представители Московского клуба избирателей, МНФ, РНФ, Социал-демократической ассоциации, РУХа и пр. Демонстранты несли плакаты: "Свободу Сергею Кузнецову!", "Долой 6 статью!", "Власть народам, а не партиям!", "От крепостного права – к правовому государству!" и др. Люди скандировали "Забастовка!", "Долой ОФТ!", "Долой КГБ!", "Долой коммунизм!". В тылу демонстрации шли патриоты /ОФТ, "Память"/, призывающие в очередной раз спасти Россию от "друзей Израиля".

Начавшаяся у спорткомплекса "Олимпийский" демонстрация закончилась митингом у ВДНХ, на котором выступили народные депутаты и представители общественного движения страны.

11 декабря

ХАБАРОВСК. Члены местной организации КАС провели "мирную демонстрацию" под лозунгами: "Любовь, рок-н-ролл и весна!", "Декларацию прав человека – морским ежикам!" и т.д. Демонстранты прошли по всему городу и в завершение организовали на центральной площади Ленина митинг. Подошедшие сотрудники милиции, не предъявив удостоверений, предложили собравшимся "тихо - мирно разойтись", пообещав никого не задерживать. После того, как неформалы начали расходиться, капитан Антонов, следуя своей милицейской логике, предложил члену КАС Виталию Блажевичу и Евгении Хинкель проследовать в отделение милиции. Там с них сняли показания и предложили явиться 13-го на административную комиссию.

Подобные "предложения" уже заканчивались в прошлом месяце для Блажевича штрафами на общую сумму 75 рублей.

ХАРЬКОВ. В рамках намеченной на этот день политической забастовки состоялся митинг в 1-м таксомоторном парке города, в котором работает народный депутат СССР Сухов. В митинге приняли участие представители Конфедерации анархо-синдикалистов. Выступивший на митинге член КАС Владимир Фидельман обнародовал Хартию прав профсоюзов, чем весьма заинтересовал стачком таксопарка. Руководители стачкома и водители таксопарка "на ура" восприняли идею организации независимого профсоюза. Ими была обещана всемерная помощь КАС в этом деле.

В тот же день состоялись митинги на 2-х факультетах Харьковского госуниверситета, в которых приняли участие члены КАС.

ПЕТРОГРАД. В передаче местного радио "Ленинградская панорама" было передано интервью с П. Раушем /АССА/, взятое у него во время митинга у ДК им. Кирова.

МОСКВА. В школе № 734 при участии членов КАС Андрея Исаева и Владимира Гурболикова, работающих там, а также нескольких учителей, была организована забастовка старшеклассников и учителей, в которой приняли участие около 50 старшеклассников и часть учителей. Учителя средних и младших классов, в знак солидарности с требованиями забастовки, не прерывая занятий, вывесили в своих классах объявления о забастовке.

Во второй половине дня прошла встреча членов КАС со студентами и преподавателями общественных дисциплин Московского приборостроительного института. Встреча продолжалась более 3-х часов. Присутствовало около 70 человек.

* * *

 

ОБ ОБРАЗОВАНИИ 2-Й ПЕТРОГРАДСКОЙ СЕКЦИИ АССА

На очередном совете Петроградской секции АССА, проходившем 24 декабря 1989 года, принято решение об образовании 2-й секции АССА в Петрограде. Данное решение было вызвано внутренними разногласиями организационного характера. В состав 2-й секции вошло 20 лиц, состоящих в Петроградской секции АССА. 16 человек, из которых большинство состоит в Ассоциации лишь номинально, остались в 1-й Петроградской секции. Осуществлен раздел имущества между 1-й и 2-й секциями. Возможно, что это размежевание приведет к пересмотру в рамках второй секции как Программы Ассоциации, так и Основного Договора АССА.

ОБРАЩЕНИЕ СПС АССА К 1-Й СЕКЦИИ

Господа!

Решением Совета Питерской Секции образована 2-я Секция АССА в Петрограде. Вам – 1-й секции – остается в полную собственность данное помещение, знамя с Золотым Фениксом и 300 р. долга Саши в пользу АССА. Вопрос о диктофоне будет решен отдельно. Деньги за съеденные консервы прилагаются.

П. Рауш

ИЗ ДОКУМЕНТОВ 1-Й ПИТЕРСКОЙ СЕКЦИИ АССА

Александру Д.

Прошу позвонить по известному Вам номеру для дальнейшего опорожнения известного Вам ведра.

Свиное рыло

 

* * *

 

ЧЕРНЫЙ АРХИВ

М.А.БАКУНИН О СВОБОДЕ И САМООПРЕДЕЛЕНИИ

"Мы никогда не признаем других прав и других обязанностей, кроме тех, которые основаны на свободе".

"Свобода, нравственность и достоинство человека заключаются именно в том, что он творит добро не потому, что ему это предписано, но потому, что он признает его, стремится к нему, любит его".

"Политическое законодательство, основано ли оно на воле государя или на представлении парламента, избранного всеобщим голосованием, никогда не может соответствовать естественным законам и всегда одинаково враждебно свободе масс уже тем, что оно навязывает ему систему внешних, и, следовательно, деспотических законов".

"Каждая нация, большая или маленькая, каждый народ, слабый или сильный, каждая община имеют неограниченное право на самоопределение, если только их внутреннее устройство не угрожает свободе и автономии соседних стран".

"Право свободно вступать в союз и свободно выходить из него есть первое, самое важное из политических прав".

"Во имя свободы, которую мы признаем за единственное основание, единственный… принцип всякой организации, мы всегда будем протестовать против всего, что хоть сколько-нибудь будет похоже на государственный социализм и коммунизм".

* * *

 

О МАРКСИСТАХ В 1-М ИНТЕРНАЦИОНАЛЕ

"Федералисты в силу своей истории и враждебные к мысли о централизованном государстве, обладая при том революционными традициями, рабочие латинских стран не могли последовать за эволюцией, происходившей у немцев".

"Т.к. душой Совета были два немца, Энгельс и Маркс, то он вскоре стал главной крепостью нового социал-демократического движения".

"Когда началось восстание Коммуны в Париже и вождям приходилось следовать за движением, не зная, куда оно их приведет на следующий день, Генеральный Совет непременно хотел руководить ходом дел, сидя в Лондоне. Он требовал ежедневных рапортов, отдавал приказы и, таким образом, наглядно доказывал, как невыгодно иметь правительственное ядро".

"Разлад между марксистами и бакунинцами представлял собою неизбежное столкновение между принципами федерализма и централизации, между свободной коммуной и отеческим управлением государства".

 

"На Гаагском конгрессе Интернационала… лондонский Генеральный Совет путем фиктивного большинства исключил… всю юрскую федерацию. Но так как было несомненно, что испанская, итальянская и бельгийская федерации примут сторону Юрцев, то конгресс попытался распустить Интернационал. Он постановил, что новый Генеральный Совет, состоящий из нескольких социал-демократов, будет заседать в Нью-Йорке, где не существовало рабочих организаций, которые могли бы контролировать Совет. С тех пор так о нем и не слыхали".

См. П.А.Кропоткин "Записки революционера", М., 1965, с.256 и 354-355

* * *

 

ИХ НРАВЫ

ОРИЕНТИРОВКА ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБКОМА КПСС

"О принципах взаимодействия партийных комитетов с образовавшимися клубами и ассоциациями избирателей".

Организационно оформившийся в июне 1989 года Ленинградский народный фронт, несмотря на то, что он еще официально не зарегистрирован, одной из главных политических задач ставит победу на предстоящих выборах.

Разработанная ЛНФ тактика ведения будущей избирательной кампании во многом опирается на опыт выборов народных депутатов СССР. Однако в ней есть ряд принципиальных нововведений, с которыми уже сегодня столкнулись партийные комитеты.

Так, окончательно проявились политические ориентиры ЛНФ. Его координационный совет в принимаемых резолюциях и заявлениях открыто констатирует, что главными их противниками на выборах будут сторонники курса КПСС.

 

На прошедшей 16-го сентября 1989 года конференции так называемых демократических движений страны ЛНФ подтвердил свое стремление к политической борьбе за власть, практически отступил от ранее объявленного курса сотрудничества и диалога с партией, встал на путь конфронтации, заручившись поддержкой представителей межрегиональной группы депутатов СССР. Объединение так называемых демократических сил и межрегиональной депутатской группы против партии произошло под лозунгами "Перестройка перестройке!" и "Защитим перестройку от ее инициаторов!". В настоящее время разворачивается популяризация этих лозунгов и в случае восприятия их населением именно под ними будет проходить избирательная кампания ЛНФ.

Важное значение в предстоящей избирательной кампании ЛНФ придает деятельности повсеместно организованных клубов и ассоциаций избирателей. Работа ЛНФ с этими формированиями подразделяется на 2 основных этапа.

Во-первых, попытаться, завладев инициативой, возглавить клубы и ассоциации избирателей, опираясь на районные отделения ЛНФ и группы поддержки на предприятиях.

Во-вторых, построить работу клубов и ассоциаций избирателей таким образом, чтобы обеспечить жесткий контроль в период подготовки и проведения выборов за городскими и районными исполнительными комитетами, избирательными комиссиями. Особенно важное значение клубам и ассоциациям избирателей отводится как своеобразным оценочным фильтрам определения демократичности или недемократичности кандидатов в депутаты. Естественно, что главным критерием здесь будет выступать отношение к ЛНФ и КПСС. По замыслу лидеров ЛНФ клубы и ассоциации избирателей должны взять на себя весь груз агитационно-массовой кампании в период выборов: организацию встреч кандидатов в депутаты с населением, проведение митингов, пикетов, подготовку и распространение листовок, изучение общественного мнения.

Таким образом, налицо попытка вытеснения местных Советов и партийных органов как организаторов выборной кампании. В настоящее время во всех районах Ленинграда и в ряде районов области созданы и действуют клубы и ассоциации избирателей.

В целом ряде случаев их работа привлекает население, так как на заседаниях этих клубов и ассоциаций ставятся и обсуждаются вопросы, вызывающие повышенный интерес граждан, в них они видит возможных защитников, людей, смело вступающих в полемику с властями по самым насущным проблемам: жилье, торговля, благоустройство, досуг, распределение материальных благ. Необходимо учитывать, что к работе в клубах и ассоциациях избирателей людей толкает крайняя неудовлетворенность в сфере быта, которая все еще продолжает оставаться узким местом в работе Советов, именно на неудовлетворенных, доведенных порой до крайности людей рассчитывают лидеры ЛНФ, делая на них ставку, попытаются их использовать в качестве агитационно-пропагандистской силы в ходе избирательной кампании.

В настоящее время различные структуры ЛНФ ведут сбор материалов, компрометирующих как работу местных Советов в целом, так и деятельность в них отдельных депутатов, в первую очередь руководителей. В этих целях составляется перечни невыполненных Советами обещаний гражданам, порой искусственно раздуваются конфликтные ситуации, возникающие между населением и исполнительной властью, собираются факты бездушного отношения работников исполкома и их служб к заявлениям и просьбам людей. Весь этот материал планируется использовать в ходе выборов в народные депутаты. По поступающей в обком партии информации в этой ситуации партийные комитеты, органы советской власти далеко не всегда действуют сообразно складывающееся обстановке, упускают инициативу, имеют место факты самоустранения партийных комитетов от активного участия в работе клубов и ассоциаций избирателей, явной недооценки их возможностей и авторитета среди населения, как самодеятельной, а значит и более близкой к населению организации, чем официальные структуры.

В связи с этим считаем необходимым:

- принять исчерпывающие меры для повышения влияния партийных и советских органов в клубах и ассоциациях избирателей, направив для работы в эти формирования лучшие агитационные и пропагандистские силы. Поручить возглавить эту работу непосредственно секретарям районных комитетов партии по идеологии. Итогом этой деятельности должно стать выведение клубов и ассоциаций избирателей из-под контроля ЛНФ и любых других самодеятельных формирований, ставящих своей целью борьбу с КПСС за политическую власть;

 

- в целях организации агитационной кампании кандидатов в депутаты, поддерживающих политику КПСС и разделяющих основные принципы программы действий ленинградских коммунистов при каждом райкоме партии создать группу из числа журналистов, психологов, социологов, обществоведов. Максимально эффективно организовать их работу;

 

- оказать необходимую помощь каждому кандидату, поддерживающему политику КПСС в обязательном создании модели его выдвижения и выборов депутатом, в формировании команды, в составлении предвыборной программы;

- в горкомах, райкомах партии организовать и наладить обучение организационно-пропагандистских групп, способных работать в условиях уличных массово-политических мероприятий, вести дискуссии и споры в экстремальных, неблагоприятных для себя ситуациях.

В первую очередь эти группы должны быть готовы:

- пропагандировать, отстаивать и защищать от нападок программу действий ленинградских коммунистов;

- всемерно агитировать население за кандидатов в депутаты, поддерживающих политику КПСС;

- аргументировано критиковать программные положения наших политических противников;

 

- умело вести полемику по таким проблемам, как: партия и государство, многопартийность, национальная политика КПСС, экономика страны и ее перспективы, роль РСФСР в Союзе Советских Социалистических республик;

- поручить коммунистам-руководителям городских и районных Советов депутатов трудящихся вынести на заседание сессий исполкомов наиболее волнующие население вопросы, строго спросить с хозяйственников, ответственных за их решение, привлечь к организации и работе сессий клубы и ассоциации избирателей, широкие слои населения, провести эту работу максимально гласно и в сжатые сроки.

Н.п. 2/1438

 

Идеологическая комиссия Ленинградского обкома КПСС

20.10.89

* * *

 

БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

Н. НИКОЛАЕВ

ВВЕДЕНИЕ В ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ СОЛИПСИЗМ

Автор считает своим долгом предупредить, чти чтение /или слушание/ - эти не такое уж безобидное занятие, как может показаться. Особенно, если имеешь дело с такими виртуозными диалектами-солипсистами, как скажем ………. и некоторые другие /читатель вправе сам указать имя автора, на котором он свихнулся, например, свое собственное/, потому что такие люди, поставив перед собой какую-нибудь, может быть, и благую, но труднодостижимую или вовсе недоступную цель и желая достигнуть ее как можно скорее, при помощи своих сочинений заставляют читателя плясать под свою дудку, совершенно не сообразуясь с его интересами, используют его как орудие для реализации своих, как правило, фантастических проектов, в прямой или опосредованной форме разжигают в нем ненависть к. другим людям и явлениям, которые сами по себе либо этого не замечают, либо вообще недостойны внимания, отвлекая его одновременно от насущных задач, стоящих перед ним, заставляют его бороться с пустотой, с треском ломиться в открытую дверь, причем читатель пребывает в твердом убеждении, что делает что-то по своей собственной воле и в согласии со своими собственными убеждениями. Критическое отношение к. такому автору, чтение с целью найти ошибки, разоблачить, опровергнуть, вывести на чистую воду, как правило, ничего не меняет, потому что эти люди, значительно превосходя интеллектом и образованием обычного, рядового человека, разумеется, предусмотрели такие отношение к своим трудам.

Однако и воздерживаться от чтения подобных произведений мало что дает, так как они, как правило, все равно находят более или менее широкий круг читателей, тем самым опосредованно воздействуя на все общество, поскольку, как сказал один из этих, с позволения сказать, гениев: "жить в обществе и быть свободным от общества нельзя", то в опосредованной форме эти концепции рано или поздно все равно захватывают в сферу своего воздействия даже человека, ничего не читающего или вовсе неумеющего читать, как, например, вышеупомянутый виртуозный солипсист-диалектик.

Солипсизм это, если будет позволено так выразиться, ипсизм в философском плане, причем разница между солипсизма заключается в том, что многие из них не ведают, что творят, а кто-то творит со знанием дела.

Газета "Правда" за 21 апреля 1987 года. "Исполнилось 117 лет си дня рождения Владимира Ильича Ленина. Имя это бесконечно дорого нам... Теоретическая мысль Ленина, его нравственный пример, плоды его титанической деятельности будут жить в веках".

Само собой разумеется, что ученики хранят наследство не так, как архивариусы хранят старую бумагу" – писал Владимир Ильич Ленин…

Всегда бывший только самим собой, никогда не озабоченным тем, как он выглядит со стороны …Ленин восхищает нравственной безукоризненностью и цельностью натуры. И авторитет партии во многом зависит от ее способности воплотить в себе все, что столь чтимо народом в личности Ленина, его нравственном облике и стиле деятельности.

* * *

 

ФЕД. ИВА-Ш /почти по Хармсу/

Когда Есенин знакомился с женщиной, он обязательно спрашивал: "Расскажи мне, скольких ты ласкала? Сколько губ ты знала? Сколько рук?"

Правильным ответом считалось, когда первые два числа совпадали,- а последнее было вдвое больше. Если так получалось, тс поэт радовался и был очень нежен, а иначе огорчался и тогда бывал очень груб.

Эта история имеет продолжение. Женщины скоро поняли, как правильно отвечать Есенину. Однажды ему представили молодую комсомолку. Он задал ей свой вопрос. "Одного человека, одну губу, две руки!" отрапортовала она.

Есенину такой ответ показался каким-то странным. Весь день он мучился, а потом решился посоветоваться с Блоком. Тот тоже задумался... "Нецелованных не трогай!" сказал он, встретив Есенина через неделю.

 

К Блоку пришла Незнакомка, а он тоже возьми и спроси: "Сколько губ Ты знала, сколько рук?"… Она дыхнула духами и туманно ответила: "Двенадцать".

Однажды художник Бродский продал писателю Солоухину икону старую за поллитра. Ничего, мол, ценного, XIX век.

Солоухин принес икону домой, стал отмывать там, под новой живописью, XVI век просвечивает! Три месяца отмывал – получилось. Стал XVI век отмывать, а под ним – XIV! Отмыл. Смотрит, под XIV веком еще что-то просвечивает, совсем непонятное. Смыл XIV век а там копия картины Бродского "Нарком на прогулке". И нарисована несмываемой краской из злодейских соображений.

 

Полгода пемзой драил. А там икона. XII век. Солоухин сгоряча и ее смыл! Висит теперь черная доска X века.

Однажды пришли к Льву Толстому и говорят: "Мы в этой усадьбе должны устроить музей Льва Толстого. Вот и бумага есть. Так что просим срочно освободить помещение".

 

Лев Толстой бросил недошитые сапоги в угол, прекратил принимать роды у Софьи Андреевны, сел на велосипед и уехал в село Константиново. Там выдал внучку за С. Есенина и тем самым оставил дополнительный след в русской литературе.

Однажды Репин эмигрировал в Финляндию. Но в отрыве от русской почвы талант его зачах и он не мог писать картины.

Сталину стало жалко Репина и он присоединил эту часть Финляндии к России.

Репин проснулся, глядит а почва уже русская! Он очень обрадовался и написал картину "Не ждали".

 

Однажды Ленин сказал Льву Толстому: "Отчего бы Вам, батенька; не написать про русскую революцию? А я тут же статейку критическую тисну вот будет замечательно!".

 

Ленин действительно опубликовал статью "Лев Толстой как зеркало русской революции". Толстой же обманул Ильича и про русую революцию ничего не написал. За это фармазонство его и отлучили от церкви.

В.И.Ленин был во всем очень велик. Особенно велик он был в скромности.

Однажды в стране началась инфляция – счет пошел на миллионы. Но сколько Ильичу не предлагали позировать на миллионной купюре – он всегда отказывался. На десятку – пожалуйста, на четвертной, на полсотни, ну, на сторублевку максимум, а на миллион – нет и нет! Так и не уговорили. Пришлось инфляцию прекратить.

Когда В.И.Ленин останавливался у кого-нибудь, на другой день он обязательно присылал туда мемориальную доску.

Однажды, охотясь на вальдшнепов, Ильич заночевал в одной крестьянской семье. На следующий день хотел прислать туда доску – а доски все увезли на фронт по разнарядке – ни одной нет…

Некоторое время спустя Ильич приехал в ту же деревню и решил зайти извиниться. Каково же было его удивление, когда он увидел на избе мемориальную мраморную доску!

- С могилы архиерея сняли, - объяснил крестьянин, - сами вот и надпись выправили.

- Ну, архиерея – это вы слишком, - усмехнулся Ильич, - сошло бы и с протоиерея!

Скромный был человек.

Поэт Бергер писал очень плохие стихи. Однажды вызвали его в милицию и говорят:

- Вам не стыдно такие плохие стихи писать?

- Стыдно, - говорит Бергер, - больше не буду!

- А что, - спрашивают в милиции, с уже написанными делать?

- Что тут сделаешь? Что написано пером, не вырубишь топором!

- А Вы, - говорят милиционеры, - все-таки попробуйте! – и выписали направление на лесоповал.

До сих пор историки спорят о загадке последних слов Пугачева. На плахе, почти уже четвертованный, он, как сообщает немецкий историк Гельсиндорф, произнес: "Не пошел за мной русский народ. Не признал царей в Пугачевых… Но ничего, ужо, будет время… Аллу берегите!".

Однажды писатель Мартинсон, засидевшись у Эренбурга далеко за полночь, спросил: "Почему в своих мемуарах вы о всех знакомых пишете одинаково: "Он долго говорил со мной… На следующий день его арестовали"? "Ну, о Вас я этого не напишу!" – заверил Эренбург. И сдержал слово – не написал, что Мартинсона на другой день арестовали.

В группе "Освобождение труда" все очень любили Елену Стахову, а она больше всего любила самородков всяких из провинции. Как увидит – так сразу и ведет в группу. Однажды привела одного. Из Симбирска. Рыжий такой, в кепочке, бородка клинышком… "Мой, - говорит, - Володя!".

Так и запомнили – Ленин Володя…

Он потом никому не признавался, почему "Ленин" – Наденьки боялся. Только Иудушка-Троцкий все равно донес.

После победы Октябрьской революции большевики решили устроить банкет. "А то, - говорят, - пойдет все шиворот на выворот".

Ильич к Крупской: "Наденька, дай мне, пожалуйста, пять рублей на банкет по случаю новой эпохи!"

- А кто будет? – насторожилась Крупская.

- Ну, члены ЦК, конечно, старые большевики тоже… Вот и Стахову хотим пригласить…

- Это в честь которой ты Ленин, что ли?! И не проси, не дам!

Партийные товарищи предлагали бесплатно, конечно, да Ильич не согласился: принципиальным был очень. Ну, а потом – гражданская война, разруха, НЭП – не до банкетов…

Так и пошло все шиворот на выворот. Правильно говорили большевики.

* * *

 

М.А. САНТ-ЭГО

ЭГОПОЛИТЕЛЕГОГОНИЯ 666-999

Телега №1

"Познай самого себя, и ты познаешь мир"? Но кто Я? Я не есть тело /члены + серое вещество/. Я: "узел мироздания, его величайшая загадка, и, если бы удалось ее объяснить, совершенная разгадка этого мироздания" /Пикко де Мирандола/ - Да, как же! Объяснил один такой… Загадка без разгадок… Загадка русской души… ГАДЫ – ЗАГАДИЛИ ДУШУ!.. Лозунг: "Отгадить русскую душу в 4-е года!" Вперед, назад. За лиловыми кроликами! Итак? Без загадок, текст открыт. Чистая доска.

Я – Нечто неизвестное. Условно можно назвать Это – Энергией, поскольку последнее слово ничего определенного не выражает.

Нечто – или Некто? Кто? Кто есть, кроме меня? Допустим, что есть – Ты /Ты ничем не хуже меня и тоже имеешь право казаться себе узлом мироздания: у-злом!/. Два – у-у!!! – зла. Ты – враг мне. 1939 год. Предлагается: "Договор о дружбе и границах". Дружба, конечно, лепет – договор: "О ГРАНИЦАХ НЕНАВИСТИ И ВЛАСТИ". Моя власть – над Моим миром. Тебе – мир иной. Да расточимся мы на "Я" и "Ты" в Свои миры! Каждому – Свое!

Союз Самодержавия во дело сотворения миров. Договор связывающий – да не свяжет, разъединить содеянное. Разъединенные штаты России /ну ее к …!/.

Договор – в Моем Духе Святом /Мой Дух свят для Меня, Я есть и Сын, и Отец/. Начинается ли сотворение мира?

Мой мир – Моя игрушка. Я, творящий Миры – лгу, ибо делать – значит лгать. Деяние – попытка установить связь между Я и хаосом, попытка построить мост через океан, берега которого неизвестны и невидимы. Но это не значит, что Мне неинтересно. Вопреки хаосу – Я признаю Творчество! Война Моего Творчества в хаосе /не с хаосом, ибо хаос – ничто/ - эта Война создает Мою Систему. Моя Система – Монархия Движения из Субъективности, Анархия с точки зрения Никого. Смерть хаоса есть Мое рождение в Космосе, создающее все для Меня! Прочь – всем, кто хочет остановить Мое Движение. Движение – без шлагбаумов и руко-водителей. Сам Я – невождь. Кто за Мною – тот против Меня.

Телега №2

Христос – местами – неплохой парень. Некоторыми местами. Но… Потом – некайф. Вечная история с учениками, более благочестивыми, чем папа римский. Сержантско-украинско-кавказский синдром. "Так завещал нам великий Ленин". Шизофрения "Сына божьего" сменяется ФАШИОФРЕНИЕЙ. Кампанелла – сволочь. Гуманизм? Гуммунизм… бурый гумус /дерьмо/… ГумМЫнизьм? КомМЫнизьм? – Эгоист не может быть комМЫнистом!!!

УНИФИКАЦИЯ?.. ФеКальным УНИ-тазам – ФИ! Выгребные ямы! Выгребаем погребенное в "МЫ" – Я!!! МЯ! МА! МА-МА.

Один и множество. Монотеизм – это Моя вера в меня. Анархист есть смерть комМЫнистического дерьма. Дальше? Кто говорит о демократии? Демократическое движение??! Чушь. ДД – без Т. /Без т-овари-щей – без лаптей, которыми они их хлебают/.

Не мешай Мне. Не решай Мне. Миллион начальников не лучше одного. Роль козла для Меня не более привлекательна, чем роль барана, и поэтому – Я тоже не помешаю Тебе. Ты помешаешься сам!

Помешанные создают Движение Духа /ДД-2, где 2=1/. Ты вправе казаться себе 666-м /модернизированный лысый/, но Я – может быть, 999-й /найди нормальное слово, начинающееся с этой буквы/ - Я не полезу в дверь твоего помешательства. Каждый сходит с У-МА по-своему /если МА у него есть/. Итак – безосновный и безосновательный А-договор!

Движение Духа – Доброе Дело. Но что есть Добро? Добро?.. Бобро! Бобры!!! /Бобра вообще нет, оно – миф/. Но Я не задержу Твою руку. Пусть Твоя Я-сль убьет их МЫ-шление!

Мыши шастают по кошмам кишлачных кошар, смерша кишками мешковинных кошмаров. По шуршанию – ОГОНЬ в Я!!! Нейтралитет огня – их смерть без крови. Теперь – СВОБОДА КОНТИНУАЛЬНОСТИ. Можно продолжить из БЕЗНАЧАЛИЯ /у них/ - им снова с Я.

Стоп. Граница. Стоп! Граница! См. начало текста /пассаж №1/!!! Не верь в Меня! Если Ты – Бог, то границу – черту – к черту! Счастливого пути, скатертью дорога! /привет керуакам! /.

 

Телега №3

М.А.М.А. – АНАРХИЯ. М.А.Бакунин: "Кровавые революции иногда необходимы вследствие человеческой глупости, но они в любом случае есть зло". Иначе: "Кровавая революция пожрет самое себя" /Э. Малатеста/.

Лирическое отступление: руМЫнские МЫслители, где было ваше серое вещество, когда вы грохнули Чаушеску? Полили землицу драконьей кровушкой…

Но что Я получаю, заменив усекновение главгидры Нейтралитетом огня? Пахнет инквизиционным трибуналом и жареным салом! /Христос учил своих последователей не проливать кровь…/. Так что же? Всех коммунистов на костер?!! Шиш, ребята! Дешево хотите отделаться!

Правда, козлиный навоз, сушеный с 1924 года, должен неплохо гореть – но Я не дам кидать его себе в Душу /даже если ее, возможно, и нет/. Не плюй в колодец – особенно если Ты учтешь, что пить из него буду Я один. Как? Ты не согласен? Но стоит ли, впадая в комМЫнизьм, Тебе рисковать Своим Колодцем – для того лишь, чтобы напакостить Мне? Подумай об этом. Если хочешь.

Возникновение А-договора продолжает Дорогу в Никуда. "Анархия противополагается не только "АРХОС", но также и "АРХЭ". "АРХЭ" означает прежде всего начало, почин; далее оно означает основоположение, начальную основу" /Б. Таккер/. Что, поверим? Но, если нет начала /и начальников!/, то, похоже, нет и конца?.. Ура! Вот оно, бессмертие! Но и никаких Моровских Реннесансов и Чудесных Воскресений. Чудо – БАНАЛЬНОСТЬ под бананами. СМЕРТИ НЕТ, НИКТО НЕ УМИРАЛ, и Феникс не возрождается из пепла, а горит, не сгорая. Вот такая веселенькая вечность – не то что достоевско-свидригайловские банные паучки!

Крут американский анархист Таккер, отрицавший всяческие авторитеты, когда, нимало не задумываясь, катил он шизофренические телеги свои, и редкая птица долетит до его середины… Потому что середины – тоже нет… И то сказать. Откуда же ей взяться, когда – ни начала, ни конца, ни заезжего молодца. Оставив эмэлам их дискретный критинизм, получаем Дорогу Великого Потока – ДВП /ирония тут мало что меняет, ибо – "нет у эволюции начала, нет у эволюции конца"/. Учитывая вышеизложенное, Я заявляю о своей солидарности с Киевом:

"ЭВОЛЮЦИОННЫЙ КОМИТЕТ БЕРЕТ БЕЗВЛАСТИЕ В СВОИ РУКИ!"

Петроград 1989-1990

М.А.Сант-Эго

* * *

 

АРХИТЕКТУРА И АНАРХИЯ /реферативное изложение фрагмента работы А.В.Иконникова "Зарубежная архитектура". М., 1982 г. /

… Хаотичности целого противопоставлялось структурное единство открытой системы с простыми, ясными связями; недостаточности и нерациональности коммуникаций – возможность их ничем не стесненного развития; изолированности от естественной природы – слияние с ней. Французский архитектор Иона Фридман предлагает идею "мобильной архитектуры будущего", которая открывала бы возможность без особых затрат изменять структуру сооружений и всего города, как только возникает потребность – объективная или эмоциональная. При этом технические проблемы решаются одновременно с социальными за счет динамики окружающего человека мира. Фридман исходил из идеи французских "новых левых", стремившихся создать условия УСТОЙЧИВОЙ АНАРХИИ вместо НЕУСТОЙЧИВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЕРАРХИИ. Выдвигается лозунг обращения к жизни как к постоянно изменяющейся системе.

Позже поднимающаяся среди студенчества волна "Великого отрицания", скептического ниспровержения догм в архитектуре, воплощается в форме антиутопии.

В 1962 году две группы английских архитекторов, объединившись, выпускают журнал "АРКИГРЭМ". Основная идея журнала – подчеркнуть взгляд его авторов на архитектуру. Как на нечто текущее, движущее, не скованное искусственными рамками. "Платоновским историям" противополагалась эстетика, исходящая из реальных потребностей людей. Первоначально английские архитекторы соединяли в своем "образе города" существовавшие уже элементы, заимствованные из разных источников.

В дальнейшем эклектика сменяется творчеством: группа рассматривает город уже не как систему материальных объектов, систему архитектуры, но как совокупность БЕСКОНЕЧНО РАЗНООБРАЗНЫХ ситуаций. "Аркигрэм" провозглашает лозунг "Вне архитектуры!", утверждая идею незакрепленной жестко системы обслуживания вместо привычных "зданий". Этот взгляд выражен в статье английского архитектора Р. Бэнема "ЖИЛИЩЕ – ЭТО НЕ ДОМ". "Если ваш дом содержит такой набор труб, вытяжных каналов, электропроводки, осветительных приборов, входных и выходных отверстий, отопительных устройств, мусоропроводов, антенн, холодильников, если он содержит в себе такую систему обслуживания, что ее устройства достаточно солидны, чтобы стоять без помощи дома, то зачем же сохранять дом?". Технология в данном случае является не самоцелью, и не механизмом подавления индивидуальности. Напротив, она используется как инструмент раскрепощения личности. Предполагается, что с ее помощью возможно создание среды, выполняющей желания человека.

Нечто подобное предлагает и английский архитектор Седрик Прайс, заменяя архитектуру понятием "обслуживания", обеспечивающего несвязанность, свободу поведения. Прайс создает проект "Дворца веселья". Дворец этот не должен иметь никаких закрепленных неизменно пространственных структур. Основой дворца предполагалось сделать портальный кран, который, по желанию посетителей, мог бы в очень короткое время изменить обстановку и создавать условия для самых разнообразных видов деятельности, монтируя обстановку из набора элементов. Архитектура растворяется в процессе изменения, обеспеченном современной технологией.

Как для Прайса, так и для группы "Аркигрэм" важное значение имело неприятие существующих жестко заданных систем и стремление преодолеть их за счет образности, творчества, создания новых форм /с известным элементом иронии в отношении как своих предшественников, так и самих себя/.

Деятельность названных архитекторов приходится прежде всего на 60-е годы, совпадая с подъемом молодежного движения на Западе. Группа "Аркигрэм" поддерживала широкие контакты с английскими левыми, и, очевидно, не случайны упоминания о "развитии антиутопических идей" "Аркигрэма" в направлении к АНАРХИЧЕСКОМУ ИНДИВИДУАЛИЗМУ".

* * *

 

ОТ РЕДАКЦИИ: Напомним, что АНАРХИЗМ, отрицая любую власть, выступает прежде всего против власти ГОСУДАРСТВЕННОЙ. В английском же языке слово "ГОСУДАРСТВО" звучит как "STATE", и, таким образом, является однокоренным по отношению к словам СТАТИКА, СТАТИЧНЫЙ и т.д. Действительно – государство – и его УСТАНОСЛЕНИЯ – представляются достаточно статичными, т.е. неизменными и постоянными. В этом отношении АНАРХИЯ представляет из себя полную противоположность этатистской статике и мертвой букве закона – не устанавливая никаких самодовлеющих норм. Она выступает как свободное движение и самовыражающееся изменение. Поэтому изыскания в области творчества, описанные выше, без всяких колебаний могут быть отнесены к АНАРХИЧЕСКИМ.