АНАРХИСТЫ НА РСФ

16-17 апреля в Москве состоялся 1-й Российский Социальный Форум, собравший около тысячи участников различных протестных, неправительственных политических, профсоюзных, правозащитных движений и групп из более чем 60-ти городов России, а также товарищей из Франции, Германии, Бельгии, Австрии, Греции, Украины, Казахстана, Белоруссии и Молдавии. В качестве соорганизаторов Социального форума выступило 108 общественных объединений. Основным местом проведения форума стал комплекс Московского Гуманитарного Университета (на юго-востоке Москвы, в районе метро "Выхино").

Более двух третей собравшихся составили "левые" различных оттенков (сторонники депутатов ГД О.Шеина, О.Смолина и С.Глазьева, социалисты, социал-демократы, социал-реформисты, тред-юнионисты, троцкисты, сталинисты). "Правое" крыло антиправительственной социальной оппозиции представляли председатель Комитета-2008 Гарри Каспаров, традиционалист Гейдар Джемаль, лидер "Движения за права человека" Лев Пономарёв и разнообразные сторонники "оранжевой" революции. Первые секционные собрания первого дня обнаружили как совпадение большинства собравшихся в их отношении к путинскому режиму (очень многие говорили о необходимости и неизбежности революции), так и настороженность "красных" и "оранжевых" относительно друг друга (часть наиболее острых споров была посвящена "цвету" предстоящих антиправительственных выступлений).

Анархическая фракция на форуме состояла приблизительно из 60 человек. Кроме москвичей (членов "Автономного Действия", Коллектива Русской Индимедии и анархистов вне организаций), в форуме участвовали четверо товарищей из Питерской Лиги Анархистов (АДА/IFA), двое индивидуальных участников питерской группы Ассоциации Движений Анархистов (IFA), товарищ из Ярославского Союза Анархистов (АДА/IFA), представители Сибирской Конфедерации Труда и член Тюменского "Автономного действия".

В середине первого дня форума на нём выявлено присутствие четверых нацистов, которые были немедленно атакованы группой товарищей из АД. После кратковременной стычки враг бежал, получив лёгкие телесные повреждения. В дальнейшем побитые нацисты обратились с жалобой на участников форума в милицию. Разбор инцидента серьёзных последствий не имел.

После пленарного и секционных собраний первого дня около 200 человек приняли участие в протестном антипутинском митинге на Пушкинской площади.

Санкционированному властями митингу предшествовало небольшое уличное шествие, проведённое по инициативе московского АД "нелегально", без каких-либо уведомлений. В демонстрации от метро "Маяковская" под десятком чёрно-красных знамён и одним чёрным флагом участвовало порядка сорока человек, в число которых, кроме москвичей (как из "Автономного Действия", так и внеорганизационных сторонников анарходвижения), вошли также несколько питерцев (трое анархистов и четверо представителей АКМ). Проблем с милицией в ходе несанкционированной демонстрации не было. Колонна манифестантов, появившаяся на Пушкинской, скандируя "Долой ФСБ!", смогла присоединиться к митингу без дополнительных осложнений.

Общей же для всех пришедших на акцию проблемой стал режим её проведения, установленный властями. Место митинга на спуске от Пушкинской было обнесёно металлическими заграждениями и оцеплено милицией, вход эту территорию осуществлялся исключительно через специальные турникеты. Милиция с металлоискателями осуществляла личный досмотр и обыск вещей у каждого потенциального манифестанта. Таким образом, возможность присоединения к акции прохожих оказалась практически пресечена. Со стороны Пушкинской пощади огороженная территория воспринималась как яма, поднятые на дне которой знамёна и транспаранты видны не были. После этого легко понять, почему московские товарищи ориентируются на проведение несанкционированных акций

Вечером первого дня форума группа участвовавших в нём питерских анархистов и участник Ярославского Союза Анархистов провели товарищескую встречу с членами и сторонниками московской организации АД.

Второй день форума начался с работы секций. Анархисты Питера участвовали в секции, обсуждавшей проблему Кавказской войны. Секция оказалась немногочисленной по составу, около 20-ти человек - несмотря на то, что к ней были присоединены две других рабочих группы - антимилитаристская и по борьбе против проявлений ксенофобии - деятельность которых первоначально планировалась как отдельная. Кроме анархистов, в работе секции участвовали Алексей Гусев ("Праксис", Москва), Лео Габриэль (директор Института Латинской Америки в Вене, Австрия), Александр Любославский (Москва), Эрик Арагон (Франция), Людмила Вахнина ("Мемориал", Москва), Игорь Готлиб ("Альтернативы", Питер), Яна Астахова (профсоюз "Защита труда", Москва), Григорий Тарасевич (левый социалист, Москва), Эдуард Рудык (АКМ Анпилова, Москва), Станислав Маркелов (московский адвокат, ранее защищавший интересы семьи Кунгаевых по делу полковника Буданова) и другие.

Часть работы секции была посвящена конкретным предложениям: подключению участников к уже действующим антивоенным группам и их информационным ресурсам, адреса некоторых из них были записаны на доске аудитории (lashman@inbox.stop-war, antibas@yandex.ru, www.latautonomy.org).

В ходе обсуждения часть выступавших настаивала на необходимости создания международного трибунала по Чечне, поддержав план, предложенный министром иностранных дел ЧРИ Ильясом Ахмадовым (предусматривающий вывод из Чечни войск РФ и ввод туда иностранного воинского контингента).

С.Маркелов акцентировал внимание на необходимости привлечения к суду военнослужащих, совершивших преступления против мирного населения. Однако он, также как и Г.Тарасевич, и Я.Астахова, возложил ответственность за войну в равной степени как на власти РФ, так и на чеченскую сторону. Ещё одним виновником войны названы либералы. Лозунг прекращения оккупации Чечни эта группа "левых" оценила как невозможный, считая главной угрозой шариат и исламский фундаментализм. Первоочередной задачей С.Маркелов предложил считать восстановление народного хозяйства ЧР в составе РФ.

Часть "левых" (в лице Юлии и Алексея Гусевых) такой подход не разделила, указывая на то, что необходима борьба за немедленное прекращение оккупации Чечни - при том, что до реализации этого необходимо сосредоточить усилия на поставках туда гуманитарной помощи.

Иностранные товарищи говорили о необходимости борьбы с представлением о чеченцах как об "исламских террористах", формируемым европейскими СМИ. Стоит отметить, что устойчивость пропагандистской конструкции, связывающей ислам с терроризмом, ими под сомнение, увы, поставлена не была. Гость из Австрии Лео Габриэль настаивал на необходимости реализации в Чечне плана культурно-национальной автономии.

Наконец, питерские анархисты (поддержанные товарищем из анпиловского АКМ) говорили о том, что ответственность за войну лежит прежде всего на российских властях. Были озвучены четыре пункта, объединившие участников Питерского Антивоенного Комитета (необходимость массового движения против колониальной Кавказской войны; прекращение нахождения в Чечне каких-либо вооруженных формирований, подчиненных властям РФ; ответственность высших должностных лиц РФ, виновных в массовых убийствах; право жителей Чечни на самостоятельное решение своей судьбы).

Консенсуса достичь не удалось, секция выработала три разных итоговых заявления.

Ещё во время работы антивоенной секции московские анархисты организовали в рекреации университетского корпуса просмотр видеофильмов, посвящённых организованным анархистами акциям. Чуть позже к работе форума подключились участники вегетарианской инициативы "Еда вместо бомб", организовавшие бесплатную кормёжку соратников. Затем начала свою работу анархическая секция, посвящённая практике подготовки наглядной агитации, техническим вопросам изготовления атрибутики, проведению граффити-кампаний и акций прямого действия. В работе участвовало порядка 60-ти анархистов (москвичи, омичи, питерцы, тюменцы, ярославцы). Развёрнутое выступление товарища из Коллектива Русской Индимедии было посвящено проблемам взаимодействия между участниками акций и журналистами. С подробны рассказом об опыте проведения анархо-экологических протестных кампаний выступила активистка московского АД.

На протяжении практически всего форума на нём распространялась различная агитационно-пропагандистская литература, в том числе и анархическая, пользовавшаяся достаточным спросом.

Дать развёрнутый обзор работы всех секций форума не представляется возможным. Но целом итоги положительны, и они очевидно превзошли ожидаемое. Однако некоторая хаотичность, ограниченность во времени, недостаток предварительной подготовки и не всегда оправданная замкнутость части участников преимущественно на собственные коллективы позволяют утверждать, что полученный результат в дальнейшем может и должен быть улучшен.

R-17