ПИТЕР - КРОВЬ ЗА ИРАК

 

На 15 апреля 2003 года в Питере Антивоенным комитетом было намечено проведение акции протеста против американо-британской оккупации Ирака. Предполагалось провести митинг у Генконсульства США, о чём 02.04.03 было подано соответствующее уведомление в территориальное управление Центрального района. Однако администрация в нарушение провозглашаемых законами норм направила организаторам акции некий документ, в котором заявила об отказе рассматривать полученное ею уведомление. Оценивая письмо администрации как не имеющее юридической силы, организаторы решили попытаться всё же провести митинг. Акция была проанонсирована расклейкой по городу нескольких сотен афиш и стикеров.

Начать акцию планировалось в 17.00, но сбор участников начался несколько ранее: на этот же день был назначен митинг на ту же тему, организованный Ленинградской организацией сталинистской РКРП, и часть активистов Антивоенного комитета на нём присутствовала, распространяя свои листовки. В акции РКРП участвовало несколько десятков человек. Ведущий сталинистского митинга Г.Турецкий несколько раз, с некоторой симпатией, упомянул о том, что в 17.00 начнётся следующая акция - "молодёжная" (понимая под "молодёжью" троцкистов и анархистов).

Уже в ходе митинга РКРП был развернут троцкистский транспарант "Нет – войне между народами, нет - миру между классами!" и подняты красные флаги РРП. При "передаче эстафеты" ответственный за проведение акции Антивоенного комитета член РРП И.Роговцев начал договариваться с анархистами о том, кто будет вести митинг. В этот момент к нему подошла группа сотрудников милиции и предложила предъявить документы о согласовании акции. Роговцев, поддержанный анархистами и своим товарищем по партии А.Дроздовым, изложил им точку зрения организаторов митинга АВК, сводящуюся к тому, что, во-первых, установленный уведомительный порядок проведения митингов в данном случае был полностью соблюдён; и, во-вторых, отказ администрации Центрального района в рассмотрении уведомления является неправомерным - и в качестве такового был накануне обжалован подачей соответствующего заявления в прокуратуру. Милиция, однако, приведенных ей аргументов во внимание не приняла и объявила, что при попытке проведения митинга он будет рассматриваться как "несанкционированный". Убедившись в том, что милиция воспринимать приводимые доводы отказывается, Роговцев попытался осуществить своё право явочным порядком, обратившись к собравшимся (число которых на этот момент составило около 100 человек) через мегафон. Это вызвало немедленную реакцию сотрудников МВД, оборвавших провод у микрофона звукоусиления. Момент обрыва провода был заснят на фотоаппарат участником Антивоенного комитета – молодым человеком по имени Никита. Именно он и оказался первым задержанным – два гражданина в штатском бросились на него, силой отобрали фотоаппарат – а затем начали тащить в направлении стоявшего невдалеке омоновского автобуса. Во время этой "транспортировки" задерживаемому без каких-либо оснований было нанесено несколько ударов, в т.ч. по лицу.

К группе организаторов акции никакого насилия первоначально не применялось - однако участники Антивоенного комитета, оценивая задержание товарища как неправомерное, начали ему препятствовать, сцепляясь с задерживаемым руками. В дальнейшем граждане в штатском и милиция планомерно перешли к задержанию тек, кто пытался им мешать. Таким образом были схвачены анархисты Елена Кузьменок, Сергей Овечкин, Иван Войнатовский, троцкисты Игорь Роговцев и Алексей Дроздов и "несоюзный" участник Антивоенного комитета по имени Дмитрий. Во время этих задержаний было изъято несколько матерчатых транспарантов, часть которых участники акции пытались развернуть, а часть развернуть так и не смогли, красные флаги, фотоаппарат и мегафон. Группа находившиеся у консульства людей, первоначально не вмешивавшихся в происходящее, начала, проддерживая задерживаемых морально, скандировать в адрес ОМОНА: "Фашисты!" (кричали чуть более двадцати человек, в том числе некоторые старушки, не ушедшие от консульства после завершения предыдущей акции). "Обиженные" омоновцы отреагировали на это дополнительной эскалацией насилия. Следующим схваченным оказался участник АВК твгений – поскольку омоновцам показалось, что активнее всех в обидном для них скандировании был он. Дополнительной причиной также стал красный флаг, оказавшийся у Евгения в руках в ходе задержания активистов РРП. Я, до этого – к сожалению, безуспешно - мешавший захвату остальных товарищей, хотел воспрепятствовать задержанию Евгения. Раньше меня, несмотря на вмешательство в происходившее, милиция задерживать не пыталась - но после того, как я сцепился с Евгением, задержанными оказались оба.

При вталкивании в омоновский автобус почти каждый задерживаемый получал несколько ударов. Евгению ещё до попадания в автобус было рассечено ухо, лицо оказалось в крови. В автобусе избиение продолжилось - бойцы ОМОНА, вперемежку с матерной бранью крича задержанным: "Лицом в пол! ", избивали их кулаками и ногами. Почти все задержанные, ввиду явного превосходства противника, вообще не пробовали оказывать активного сопротивления. Лишь один из анархистов, уже после нанесения ему 10-15 ударов, попытался, не вполне удачно, дважды ударить по лицу наиболее деятельного омоновского прапорщика. Результатом явилась дополнительная "экзекуция" - серия ударов ногами по голове и корпусу, а также по лицу. Во время транспортировки в 78 о/м омоновцы, несмотря на наличие в автобусе свободных мест, вынуждали задержанных сидеть на полу - единственным объяснением чему может быть стремление унизить их достоинство.

Никита, задержанный раньше всех и находившийся у задней стенки милицейской машины, во время перевозки связался по мобильному телефону со своими знакомыми - и сообщил им о задержании. С некоторым опозданием его "подозрительные действия" были замечены омоновцами, которые, решив, что Никита что-то пытается спрятать, выволокли его на середину автобуса, обыскали и нанесли ему несколько ударов.

При высадке из автобуса я был остановлен и подвергнут дополнительному методичному избиению, осуществлявшегося уже упоминавшимся "активным прапорщиком". В общем итоге полученные мною травмы были несколько более существенными, чем у остальных. Помимо множественных сильных ушибов головы и грудной клетки, оказалась насквозь пробита нижняя губа и началось непрерывное многочасовое кровотечение из образовавшейся раны.

Всего первоначально было задержано 9 человек: Никита, Иван Войнатовский, Елена Кузьменок, Сергей Овечкин, Дмитрий, Алексей Дроздов, Игорь Роговцев, Евгений и Пётр Рауш. В 78 о/м никто из задержанных избиению не подвергался, личные вещи не изымались.

Избежавшие задержания товарищи, организовав группу поддержки, прибыли к 78 о/м,,  скандируя лозунг: "Свободу политзаключенным!" - на что находившиеся в отделе ответили встречным скандированием: "Свободу!" и последующим хоровым исполнением первого куплета "Интернационала". Наибольшую активность, вызвавшую недовольство милиции, проявил правозащитник Александр Скобов - который в итоге также оказался задержанным "за отказ покинуть прилегающую к 78 о/м территорию".

 Группа поддержки установила связь с правозащитными организациями и вызвала в 78 о/м участника Антивоенного Комитета депутата ГД РФ Ю.А.Рыбакова. Благодаря его вмешательству была вызвана машина "Скорой помощи". Большинство задержанных, получивших побои и телесные повреждения,  от услуг "Скорой", однако, отказались. Никита, пытавшийся вызвать у санитаров внимание к синякам на своём лице, в медицинское учреждение попасть не смог. В больницу (Елизаровскую) был направлен лишь я. Никакой медицинской помощи там мне оказано не было - однако полученные травмы были каким-то образом оформлены документально. Кроме того, в больнице был произведён рентгеновский снимок, на основании которого дежуривший в больнице врач-нейрохирург после некоторых колебаний пришел к выводу, что переломов ребер в ходе избиения не произошло.

Не получив медпомощи, я смог, однако, за счёт нанесённых мне травм оказаться на свободе раньше остальных задержанных товарищей. Продолжительность задержания оставшейся группы не ограничилась тремя часами. Пять человек (А.Скобов, И.Роговцев, И.Войнатовский, А.Дроздов и Никита) остались в 78 о/м на ночевку - с целью привлечения их к административной ответственности по суду, намеченному на 16.04.03.

 

Рауш Пётр (Питерская Лига Анархистов)